Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности




Вопрос

Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера

Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев,

исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки

теории Хекшера - Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие

товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как

парадокс Леонтьева.

Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В.

Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли

учитывать более двух факторов производства.

Какое объяснение дал своему парадоксу В. Леонтьев? Он выдвинул гипотезу, что

в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год

американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А

это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна, так что никакого

парадокса нет.

В. Леонтьев также предположил, что большая производительность американского

труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провел

статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары,

требующие труда более квалифицированного, чем затрачиваемый на производство

«конкурирующего импорта». Для этого В. Леонтьев разбил все виды труда на пять

уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой

квалификационной группы нужно для производства на 1 миллион долларов

американского экспорта и «конкурирующего импорта». Оказалось, что экспортные

товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные.

Дальнейшее развитие на качественно новой основе теория сравнительных

преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла

Портера.

На основании анализа обширного статистического материала, охватившего около

100 отраслей восьми промышленно развитых стран. М. Портер создал оригинальную

теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции

занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре

главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную

макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во

взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для

реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

 

 

 

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Глубина или жесткость этого регулирования меняется от страны к стране. Различен и набор средств, с помощью которых оно осуществляется. Однако общим является одно – государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих экспортеров за рубежом и национальных товаропроизводителей и потребителей, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые происходят за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию.

В современной внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Многочисленное количество инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей можно разделить на следующие группы:

• административные методы регулирования: запреты и ограничения экспорта и импорта, лицензирование и контингентирование ввоза и вывоза, добровольные ограничения экспорта и некоторые другие меры, нашедшие широкое применение в практике большинства стран мира;

• экономические средства управления и регулирования внешней торговли: таможенные пошлины, таможенные сборы, уравнительное пограничное налогообложение, акцизы и развитое внутреннее налогообложение, субсидии внутренним товаропроизводителям и многие другие меры, теория и практика которых хорошо разработаны во многих странах мира;

• технические барьеры в торговле: стандарты и технические нормы, методы определения соответствия стандартам, правила и нормы безопасности, системы сертификации многих товаров, санитарно-ветеринарные нормы и нормы здравоохранения, меры, связанные с защитой среды обитания человека, и др.;

• меры, содействующие национальным экспортерам и производителям товаров для экспорта;

• валютно-финансовые меры: маневрирование учетной ставкой, направленное воздействие на повышение или понижение национального валютного курса, использование кредитных механизмов и др.;

• торгово-договорные и другие аналогичные средства, обеспечивающие внешние правовые условия для развития внешней торговли страны.

Рыночной системе хозяйства в обычных условиях больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввозимый в страны товар с помощью механизма цен: они удорожают товар, делают его менее конкурентоспособным и тем самым ограничивают сбыт. При этом за покупателем сохраняется свобода выбора товаров – национальных или импортных, и лишь несколько корректируется действие механизма рынка в пользу товаров отечественного производства.

Однако экономические инструменты, воздействующие на цену товара и через цены на объем экспорта и импорта, имеют свои «пределы возможностей». Они, как правило, могут эффективно действовать при следующих условиях: реальный и стабильный валютный курс, низкие и предсказуемые темпы изменения внутренних цен, отсутствие серьезных диспропорций (дефицитов прежде всего) между предложением и спросом на внутреннем рынке, нормальное состояние платежного баланса страны. Когда эти условия отсутствуют (иногда достаточно отсутствие одного из названных условий), экономические регуляторы теряют свою действенность и дополняются регуляторами административными

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.