Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и условия возникновения рынка, его виды




Билет №11

Самое простое определение рынка – это совокупность спроса и предложения. Это определение не выражает социально-экономической сущности рынка.

Второе определение, которое дают экономисты – рынок – это форма экономических отношений между субъектами экономики, реализуемых через куплю-продажу товаров и услуг и регулируемых законами спроса и предложения. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что, во-первых, рынок – это сфера экономических отношений между субъектами экономики. Во-вторых, рынок – не только столкновение спроса и предложения, но это отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

Как отмечал М. Фридмен, рынок – довольно сложное и емкое явление, поэтому нужно подчеркнуть, что когда говорят о рынке, то имеют в виду, что нет отдельного рынка труда, капитала, а есть совокупность экономических отношений той или иной экономической системы.

Впервые теория рынка была разработана основоположниками лазанской школы Леоном Вальрасом. Он определил субъектов рынка, рыночный механизм и впервые применил в экономике математические уравнения.

Основные условия длявозникновения и функционирования рынка:

1- Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремится к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

2 -Важнейшими условиями возникновения рынка также являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами.

1. Наличие правой основы, которая гарантирует экономическую свободу производителей и потребителей. Это свобода выбора формы производства, установления цен, экономических связей между производителями и потребителями и т.п.

2. Экономическое обособление субъектов рыночного хозяйства. Это значит, что сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать, то есть здесь закладываются правила игры.

3. Ценообразование на основе законов спроса и предложения.

4. Наличие рыночной инфраструктуры: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, развитие финансового рынка, развитие бирж и т.п.

5. Государственная поддержка и защита субъектов экономики на внутреннем и внешнем рынке.

6. Величина трансакционных издержек. Это издержки, не связанные с основным производством. (Это разрешения санэпидемстанции, плата за лицензию, дань рэкетирам и т.п.) Если эти издержки будут больше, чем доход, то следует ли заниматься производством. То есть эти издержки определяют и границы рынка.

В любой рыночной экономике рынок выполняет следующие функции…

1. коммуникационная функция – связующая между спросом, предложением, ценой и конкуренцией.

2. функция рынка – информационная – рынок через механизм цен информирует производителя, что производить, по каким ценам, сколько продавать. Информирует о процентных ставках кредит; информирует об общественно необходимых затратах труда на производство продукции. Можно сравнить эту функцию рынка с гигантским компьютером, где выдаются, обобщаются данные по всему хозяйственному пространству.

3. функция рынка – ценообразующая. На рынке встречаются товары, услуги одного назначения, например, масло, мука, яблоки и т.п. Издержки на производство товара у каждого товаропроизводителя разные, то есть индивидуальные, но рынок признает только общественно-необходимые затраты труда, потому что только их оплачивает покупатель. Только на рынке формируется общественная стоимость товара (ее не может рассчитать ни один компьютер). Именно здесь устанавливается связь между стоимостью и ценой. Цена складывается на рынке.

4. функция рынка – стимулирующая (регулирующая). Эта функция указывает на то, что рынок немыслим без конкуренции. Она стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные издержки ниже общественных, то есть рынок стимулирует инновацию. Важная роль регулирования рынка – это связь между спросом и предложением, что влияет на цены. Если растут цены на товар, то товаропроизводитель будет расширять производство, а если падают – сокращать.

5. функция рынка – санирующая. Ее суть сводится к тому, что с рынка вытесняют тех производителей, у которых индивидуальные издержки выше общественных, что уменьшает их прибыль, порой приводит к разорению. Рынок разоряет тех производителей, которые не интересуются и не занимаются собственными издержками производства. И, наоборот, для тех товаропроизводителей, у которых издержки ниже общественных дает «зеленый свет». Они более предприимчивы.

 

Таким образом, рынок – довольно сложное и емкое явление, его нужно рассматривать как совокупность экономических отношений определенной экономической системы. Их нужно рассматривать через субъекты рынка, то есть домохозяйство, фирму и государство. Суть рынка раскрывается в его функциях. Необходимо заметить, что все функции тесно взаимосвязаны между собой. Придание большей значимости одной из функций приведет к дисбалансу в экономике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.