Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие социал-демократической идеологии




Социал-демократия сыграла огромную роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в современном мире.

Под социал-демократией, как правило, понимают теорию и практику партий, входящих в Социалистический Интернационал, к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно отнести и к социально-политическим движениям, и к идейно-политическим течениям.

Социал-демократическая идеология - пытается соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом гражданского мира.

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой Французской революции и идей социалистов-утопистов. Несомненно, и то, что эта идеология получила импульс от марксистской теории.

Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах социальной справедливости, на обобществление средств производства, достижения всеобщего равенства и т. д.

Однако, социал-демократия и коммунизм, выросшие практически на одной и той же социальной основе и из одних и тех же идейных истоков, по важнейшим вопросам мироустройства оказались по разную сторону баррикад. Реальная практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее эволюционным путем. Руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма.

Следует отметить, что были и такие национальные социал-демократические теории, которые с самого начала развивались на реформистских основах и испытывали на себе лишь незначительное влияние марксизма. К ним относятся, в частности, английский лейборизм и скандинавская социал-демократия. Отвергая революционный путь замены капитализма социализмом, они вместе с тем декларировали цель построения справедливого общества. При этом они исходили из тезиса о том, что, ликвидировав эксплуатацию человека человеком, необходимо оставить в неприкосновенности основные либерально-демократические институты и свободы.

После второй мировой войны в свете опыта фашизма и большевистской диктатуры в СССР европейская социал-демократия пошла на решительный разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма, самого демократического социализма.

Суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годесбергской программе СДПГ (1959 г.), в которой в качестве «основных целей социалистического стремления» провозглашены свобода, справедливость и солидарность.

Центральное место в построениях демократического социализма занимает свобода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей, вырождается в произвол. Равенство дает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его достоинства и интересов составляют содержание справедливости. Что касается справедливости, которая не уважает эти права, то она неизбежно превращается в уравниловку, которая подминает под себя действительную справедливость. Иначе говоря, свобода и равенство обусловливают друг друга. Выражением этой обусловленности является справедливость. Справедливость есть не что иное, как равная для всех свобода

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.

Сейчас, в начале XXI столетия, наблюдается тенденция к усилению акцента на пересмотр конструктивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и связанные с ними ценности и установки. Есть тенденция к усилению этической аргументации в социал-демократических программах. Все это затрудняет возможность провести четко очерченные различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентации.

Дело в том, что многие принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы стали сегодня общим достоянием. И все же вопрос о пределах демократии остается дискуссионным. Консерваторы и либералы склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие сферы жизнедеятельности общества, в частности - экономическую. Социал-демократы, наоборот, придерживаются позиции, что демократия, свобода, равенство - величины субстанциальные и поэтому не должны быть ограничены.

 

71. Понятие, структура и функции политической культуры.

Политическая культура – это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти. Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность.

Элементы структуры политической культуры:
• когнитивный, или познавательно-информационный, т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций, способов политического мышления;
• нормативно-оценочный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности, ценности, цели, идеалы;
• эмоционально-психологический, т.е. чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах;
• установочно-поведенческий, т.е. отношение субъекта к политическим явлениям и соответствующие стереотипы поведения.

Политическая культура выполняет ряд общественно-значимых функций:
• Познавательная – политическая культура формирует у людей необходимые знания;
• Идентификационная – политическая культура помогает человеку понять свою принадлежность к определённой группе общества;
• Нормативно-регулирующая – политическая культура выражает приоритетность отдельных ориентаций и норм, которые определяют направленность поведения;
• Функция социализации – политическая культура способствует приобретению индивидом определенных навыков и свойств, которые позволяют ему реализовать свои гражданские права и интересы;
• Интеграционная – политическая культура обеспечивает различным социальным группам возможность совместного существования в рамках данной политической системы, что способствует сохранению её целостности;
• Коммуникативная – политическая культура обеспечивает взаимодействие всех субъектов политики на основе использования общих компонентов культуры
• Воспитательная – политическая культура способствует формирование личности, гражданина как полноценного субъекта политики.

Структура политической культуры включает 3 составляющие: познавательную; нравственную - касается ценностей, идеалов; поведенческую - стили, образцы политического поведения. Уровни политической культуры: мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления; политический уровень - складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям.

72. Типы политической культуры.

Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия. Патриархальная х арактеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств. Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг. Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

73. Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта.

Значительный вклад в изучение политических ценностей был внесен американ-
ским политологом Р. Инглхартом, разработавшим концепцию «бесшумной рево-
люции». Согласно ее основным положениям, наиболее устойчивые ценностные
ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими эле-
ментами политической культуры. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Основной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и «постматериалистами».

Главный вывод, к которому приходит Инглхарт, заключается в том, что само
по себе экономическое развитие не порождает демократию, оно влияет на демо-
кратизацию лишь в той мере, в какой способствует культурным переменам. В со-
ответствии с приведенными выше параметрами Инглхарт создает культурологи-
ческую карту мира. На этой карте большинство экономически неразви-
тых стран расположены в нижнем левом углу квадрата. Это связано с тем, что для
их культуры характерно превалирование ценностей выживания, а власть являет-
ся традиционной. Культура способствует консервации традиционного характера
власти и ценностей дефицита. Для большинства посткоммунистических стран
характерны доминирование ценностей дефицита и надежды на государственную
власть. Ценностные системы богатых и бедных стран отличаются друг от друга. Так, страны, в которых ВНП на душу населения превышает $ 15 тыс., занимают положение в верхнем правом углу карты, т. е. характеризуются современным государством и превалированием постматериальных ценностей. Страны же с душевым доходом ниже $ 2 тыс. занимают нижнийлевый угол карты. Однако Инглхарт отказывается объяснять культурные изменения только экономическим развитием. На культуру общества и его ценности оказывает не меньшее влияние его историко-культурное наследие.

74. Теория правящей элиты В. Парето и политического класса Г. Моска.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

Г. Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством. Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г. Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется. Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

В. Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Парето выделял также правящую и не правящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества. Поэтому революции, с точки зрения Парето, - лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

75. Взаимосвязь между типами элит и типами политических режимов.

Критерии формирования элиты Демократический режим (открытая элита) Тоталитарный режим (номенклатура)
Характер формирования Возможен случайный, спонтанный характер формирования Случайность исключена
Критерии отбора Личные достижения и заслуги в экономике, политике и других сферах; популярность Преданность существующей системе либо лидеру (вождю)
Способ отбора Конкурсный, на основе соревнования Решение вышестоящего органа
Служебные требования Профессионализм, компетентность, инициативность Некритическое отношение к приказам руководства, отсутствие инициативы
Характер регулирования Саморегулирование Командно-административное регулирование
Субъективное восприятие своего положения Занимает должность в соответствии с личными качествами и заслугами Занимает должность в силу благосклонности вышестоящего начальства
Отношение к общественному мнению Интерес Игнорирование

76. Структура и циркуляция элит.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов

Характерные черты:

· Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

· Высокий социальный статус;

· Значительный объем государственной и информационной власти;;

· Непосредственное участие в осуществлении власти;

· Организаторские способности и талант;

В научной литературе имеются две конкурентные теории, которые пытаются пояснить упомянутый механизм движения элит в транзитном обществе: репродукции и циркуляции элит. Воссоздание элиты в ее собственных границах, то есть в границах определенной социальной группы, называют ее репродукцией. Циркуляция предполагает такой способ замены старой элиты, когда ее позиции занимают люди из других социальных слоев. Если в транзитном обществе властные позиции остаются в руках представителей старой элиты, то происходит репродукция элиты; если же эти позиции завоевывают представители новой элиты, которая еще формируется, то речь идет о циркуляции элит.В стабильном демократическом обществе элиты циркулируют постоянно. В целом этот процесс можно считать демократическим механизмом, который препятствует монополизации власти, ухудшению качества элиты, застойным явлениям в движении людей и идей. При этом циркуляция элиты не сводится лишь к замене одной элиты на другую. Она также является путем продвижения способных, подготовленных к управлению людей из неэлиты в элиту.

77. Группы интересов как акторы политического процесса.

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, поддающаяся структурированию и научному анализу целостность.

Выделяют две группы факторов политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но “внешние” для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и “сюжетика” политического процесса.

78. Теории политического лидерства.

• Теория черт. Суть этой теории в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами политического лидера (острый ум, твердая воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность, фотогеничность);

• Титуационная теория. Суть этой теории заключается в том, что конкретные обстоятельства формируют отбор политического.

• Психологическая теория. (Масса требует вождя) Политическое лидерство — тип политического взаимодействия, когда индивид или часть социальной группы, выполняя роль лидера, объединяет и направляет действию всей группы, которая принимает и поддерживает его действию с целью организации на общую деятельность и ее осуществление. Типологию по Максу Веберу: 1) Традиционное лидерство — базируется на вере в святость традиций, обычаев. 2) Рационально-легальное — основанное на вере в законность существующего порядка. 3) Харизматическое лидерство — базируется на вере в способности вождя, его исключительность.

• Стили политического лидерства. По стилю различаются авторитарное и демократическое политическое лидерство. Первое базируется на наличии у определенного политического деятеля неделимой власти над группой, массой, народом, относительно которых он, в сущности, выступает военачальником. Авторитарный стиль предусматривает единоличное устремляющее влияние, которое базируется на угрозе применения силы. Демократический стиль лидерства отличает тех политических деятелей, которые сначала завоевывают общее признание, а уже потом обнимают важные должности в политическом руководстве страны. Они заинтересованные в политической активности народа и способны стать движущей силой демократизации общественной жизни.

79. Макро- и микроанализ политического участия.

В политологии часто используются понятия «макро-» и «микро-» политики, характеризующие различные измерения политического пространства и уровни политических отношений. Микрополитика - анализ взаимоотношений индивидов и групп, изучению внутренних механизмов групповой динамики и индивидуального поведения, то есть уделяет внимание микропроцессам политики, из которых, в свою очередь, складывается пространство макрополитического процесса. В макрополитике наиболее существенным объектом является административно-государственное пространство с его фиксированными границами распространения властной компетенции. Именно формальное пространство действия институтов государственно-публичной власти, конституционно-правовое и административно-управленческое поле, местоположение и конфигурация государства и его структурных компонентов, территория и размер, форма и границы используются в политической географии в качестве исходных предпосылок при анализе политического пространства. Что же касается микрополитики, то наряду с пространством властной комптенции административно-государственных институтов различного уровня (федеральных и местных), часто говорят о «сферах контроля» и «областях давления», «зонах влияния и интересов» партий и лоббистских группировок, лидеров и групп избирателей.

80. Политический протест: причины и условия происхождения.

Как правило, политический протест возникает там, где дей­ствуют неэффективные стратегии и технологиии осуществле­ния власти (подавляются права меньшинств, невелики права индивида на предъявление претензий властям, действуют сис­темы ограничений — например в виде имущественных, образо­вательных и иных цензов на участие в голосовании и т.д.). Его наиболее распространенным источником является слабая при­верженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими це­лями режима (из-за признания их неверными, несправедливы­ми или устаревшими), психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее (ожидание репрессий, преследо­ваний за политические убеждения). В зависимости от причин, вызвавших протест выделяют формы политического протеста: кон­венциональные и неконвенциональные.

К первым, в частности, можно отнести разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запро­сы парламентариев, возражающих против того или иного реше­ния правительства, отдельные акты гражданского неповинове­ния. Типичным примером законного политического протеста может служить и деятельность различных молодежных, жен­ских, экологических движений, демонстрирующих «неадекват­ность традиционных политических форм в условиях современ­ной жизни». Такие движения соседских, территориальных, ре­лигиозных и прочих общин, не только пытаются найти свой уникальный, но­вый стиль жизни, но и выдвигают вполне определенные поли­тические требования, в частности борясь за идеал «демократи­ческого ответственного государства». Однако при всей нестандарт­ности проповедуемого ими образа жизни, как правило, они дейст­вуют только в рамках закона, не скатываясь к противоправным политическим акциям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.