КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые основы обеспечения
ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 1.2.1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Органы и службы по метрологии Российской Федерации В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До этого момента по существу не было законодательных норм в области метрологии, а правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений закон установил немало нововведений – от терминологии до лицензирования метрологической деятельности. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки; введена добровольная сертификация средств измерений и т.д. Реорганизация государственных метрологических служб, необходимость которой диктовалась переходом страны к рыночной экономике, фактически привела к разрушению централизованной системы управления метрологической деятельностью. Появление различных форм собственности послужило причиной возникновения противоречий между обязательностью государственных испытаний средств измерения, их поверки, государственным надзором и возросшей степенью свободы субъектов хозяйственной деятельности. К этому добавились и другие проблемы, связанные с необходимостью для России интеграции в мировую экономику и вступлению в ВТО. Рассмотрим основные положения закона «Об обеспечении единства измерений». Цели закона состоят в следующем: защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных воздействий недостоверных результатов измерений; содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе государственных эталонов единиц величин и использование результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах; создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей; регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений; адаптация российской системы измерений к мировой практике. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» устанавливает и законодательно закрепляет основные положения и понятия, принимаемые для целей закона: единство измерений, средство измерения, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОМЗ). Основные статьи Закона устанавливают: организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений; нормативные документы по обеспечению единства измерений; единицы величин и государственные эталоны единиц величин. Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Отдельные статьи Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за его нарушение. Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивает межотраслевой и подведомственный характер ее деятельности. Межотраслевой характер деятельности закрепляет правовое положение Государственной метрологической службы, аналогичное другим межотраслевым и контрольно-надзорным органам государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор). Характерной чертой правового положения Государственной метрологической службы является подчиненность по вертикали одному ведомству – Ростехрегулированию (бывшему Госстандарту России), в рамках которого она существует обособленно и автономно. Особо следует отметить введение института лицензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензии предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы. В области государственного метрологического надзора введены новые виды надзора: надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковке любого вида при их расфасовке и продаже. Закон вводит добровольную систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Стимулом к этому послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созданию парка измерительных средств и защита интересов пользователей средств измерений. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии. Во исполнение этого закона Правительство РФ утвердило ряд документов по метрологии: «Положение о государственных научно-метрологических центрах», «Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц», «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», «Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации». Эти документы вместе с Законом являются основными правовыми актами по метрологии в России. Следует иметь в виду, что метрологические службы федеральных органов управления не относятся к Государственной метрологической службе, так как их деятельность ограничивается одной отраслью, а сами органы являются объектами государственного метрологического контроля и надзора. Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. В ходе проведения административной реформы в Российской Федерации сформировалась определенная структура ГСИ, представленная на рис. 1. Она включает: 1) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие установленные Правительством РФ функции в области метрологии; 2) систему территориальных органов Ростехрегулирования, осуществляющих государственный метрологический надзор; 3) систему национальных метрологических институтов (государственных научных метрологических центров); 4) систему государственных служб в области обеспечения единства измерений и их территориальных органов; 5) систему центров метрологии Ростехрегулирования; 6) метрологические службы юридических лиц; 7) аккредитованные организации в области метрологии.
Рис. 1. Структура государственной системы измерений
Органы по метрологии. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения единства измерений осуществляется федеральным органом по техническому регулированию Минпромэнерго России. Указанный федеральный орган принимает в области метрологии следующие нормативные акты: установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; метрологические правила и нормы; порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений; порядок представления средств измерений на поверку и испытания, а также установления интервалов между поверками; порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке; порядок проведения государственного метрологического контроля. Действующее в рамках Минпромэнерго России Ростехрегулирование осуществляет: руководство деятельностью Государственной метрологической службы и государственных справочных метрологических служб; определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; ведение государственного реестра утвержденных типов средств измерений; государственный метрологический надзор. Функция государственного метрологического надзора выполняется Ростехрегулированием и непосредственно и через семь межрегиональных территориальных управлений, функции государственного метрологического контроля продолжают выполнять федеральные государственные учреждения – центры стандартизации, метрологии и сертификации – ФГУ ЦСМ. Службы по метрологии. Обеспечение единства измерений в стране осуществляется следующими субъектами метрологии: Государственной метрологической службой (ГМС); справочными метрологическими службами (СМС); метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти; метрологическими службами организаций (МСО).
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |