Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовые вопросы гражданства




Понятие населения в международном праве

Гражданства.

Понятие населения и его состав. Международно-правовые вопросы

Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов). Правовое положение населения государства регламентируется, прежде всего, нормами национального права страны, в которой оно проживает. Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и МП. Нормы МП, в частности, во многом определяют правовое положение иностранцев, регулируют правоотношения с иностранным элементом и т.п. В одних случаях нормы МП устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других - являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей человека. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой концепции соотношения международного и внутригосударственного права. В настоящее время общепризнано, что политические, социальные, экономические, культурные и иные права человека - не дар государства, политической партии или какой-то группы лиц, а неотъемлемое качество каждого индивида, присущее от рождения, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и свободы человека составляют основу гражданского общества, базис современной цивилизации. Международное сотрудничество в области прав человека развивается по двум основным направлениям: международная защита общих прав человека и защита отдельных групп индивидов.

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является. Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин "гражданство", в странах с монархической формой правления используется понятие "подданство". Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, также, как и заключение или расторжение брака с иностранным гражданином. Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых - Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства 1963 г., Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ 1996 г. и т.д. Каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами. Это законодательство признается другими государствами, если оно соответствует применимым международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным правовым принципам в отношении гражданства. Правила каждого государства, регулирующие гражданство, должны основываться на следующих принципах: каждый человек имеет право на гражданство; следует избегать безгражданства; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства; ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга. Государства не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения. Государства руководствуются принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период. Устанавливаются основы процедур, касающихся гражданства.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство. Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам "права крови" или "права почвы". В соответствии с принципом права крови ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе РФ. Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу почвы следуют в основном латиноамериканские государства. Государства предусматривают в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства следующими лицами: детьми, один из родителей которых в момент рождения этих детей имеет гражданство этого государства. В отношении детей, родительские права на которых установлены на основе признания, распоряжения суда или аналогичных процедур, государство может предусмотреть, чтобы ребенок приобретал его гражданство в соответствии с особой процедурой; детьми, найденными на его территории, оба родителя которых неизвестны и которые в противном случае были бы лицами без гражданства. Государства признают возможность приобретения гражданства лицами, на законном основании постоянно проживающими на его территории; при этом срок проживания не может превышать десять лет перед подачей заявления. Государства облегчают приобретение гражданства: супругами его граждан; детьми одного из его граждан; детьми, один из родителей которых приобретает его гражданство; детьми, усыновленными одним из его граждан; лицами, которые родились на его территории и на законном основании постоянно проживают на ней; лицами без гражданства и признанными беженцами, на законном основании постоянно проживающими на его территории. Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются ходатайства о приеме в российское гражданство лиц, которые: выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы. Помимо двух основных способов можно выделить дополнительные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться: в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ); в порядке его регистрации (например, при усыновлении); в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве; в результате оптации - выбора гражданства при территориальных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором).

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Желая обеспечить благоприятные условия для реализации своими гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства страны СНГ в 1996 г. заключили Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ. В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставят своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию договаривающегося государства, упрощенный (регистрационный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий: если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 года и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции; при наличии у заявителя близкого родственника - супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука - постоянно проживающего на территории государства приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином. Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству. Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке. Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более 3 месяцев. Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей. Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Решение об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд.

Прекращение гражданства

Гражданство прекращается: вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо, если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов); путем выбора иного гражданства при оптации; по иным основаниям, предусмотренными международного договорами. МП запрещает предусматривать в национальном законодательстве утрату гражданства, за исключением случаев: добровольное приобретение другого гражданства; приобретение гражданства путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя; добровольная служба в иностранных вооруженных силах; поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства; отсутствие подлинной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей; усыновление ребенка.

Множественное гражданство

Гражданин может иметь гражданство одного или нескольких иностранных государств (множественное гражданство). Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает. МП разрешает: детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак. Граждане, имеющие другое гражданство, обладают на территории государства, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства. Эти положения не относятся к: нормам МП, касающимся дипломатической или консульской защиты, обеспечиваемой государством его гражданину, который одновременно имеет другое гражданство; применения норм МЧП каждого государства в случаях, касающихся множественного гражданства. Лица, имеющие гражданство двух или более государств, должны выполнять свою воинскую обязанность только в одном из государств. Такие лица выполняют воинскую обязанность в государстве, на территории которого они постоянно проживают. Тем не менее они могут до достижения 19-летнего возраста выполнить воинскую обязанность в качестве добровольцев в любом государстве, гражданами которого они также являются. Лица, постоянно проживающие на территории государства, гражданами которого они не являются, могут по своему выбору выполнять воинскую обязанность на территории любого из государств, гражданами которых они являются. Лица, которые действительную военную службу в одном из государств, гражданами которого они являются, и впоследствии переехали на постоянное жительство в другое государство, гражданами которого они являются, подлежат прохождению военной службы только в качестве военнослужащих запаса в этом государстве. В настоящее время институт множественного гражданства является одним из средств защиты прав русскоязычного населения в государствах СНГ. Соответствующие конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.