Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Машиностроительный комплекс мирового хозяйства




 

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности и, в целом, народнохозяйственной системы на индустриальной стадии мировой экономической цивилизации. В настоящее время на долю машиностроительного комплекса приходится примерно 35% мирового промышленного производства, при этом в развитых странах эта доля выше – до 37-40%; в развивающихся она приближается к 25%. В рамках машиностроения выделяют сотни отраслей и подотраслей и десятки межотраслевых комплексов. В наиболее укрупнённой группировке их можно свести в три крупные блока: общее машиностроение (включая станкостроение и производство оборудования), электротехника (включая электронику) и транспортное машиностроение. На каждый из этих трёх блоков приходится примерно треть общего объёма выпуска машиностроительной продукции (доля общего машиностроения несколько выше – до 35%).

В мире выделяются четыре основных региона сосредоточения машиностроительного производства: это Северная Америка – её удельный вес в мировом машиностроении составляет около одной трети; Западная и Центральная Европа – примерно с такой же долей; Восточная и Юго-Восточная Азия – доля этого региона приближается к одной четверти, - и страны СНГ, на которые приходится 7-8% мирового производства машиностроительной продукции. Во всех этих регионах существует полная номенклатура машиностроительного производства, при этом Северная Америка лидирует в создании новых видов микроэлектронной техники, в аэрокосмическом производстве и в создании новейших систем вооружений; в Западной Европе приоритетное внимание уделяется наукоёмкой машиностроительной продукции гражданского назначения; в Восточной и Юго-Восточной Азии доминирует производство бытовой электроники, стандартных комплектующих узлов и деталей для компьютеров и транспортное машиностроение (особенно автомобиле- и судостроение). В странах СНГ развиты отрасли военно-промышленного комплекса, производство сельскохозяйственного и энергетического оборудования и металлоёмких станков.

Среди отдельных стран мира в машиностроительном производстве лидируют страны «большой восьмёрки», особенно США – на их долю приходится почти 30% мировой машиностроительной продукции, а также Япония (15%) и ФРГ (10%); удельный вес России – около 6%. Наша страна, несмотря на политику разрушения новейших отраслей (особенно конкурентоспособных на мировом рынке отраслей ВПК под предлогом их конверсии), сохраняет ведущие позиции в производстве некоторых видов аэрокосмической техники и вооружений. Из стран НИС в мировом машиностроении особо заметна роль Южной Кореи, которая вышла на первое место в мире в судостроении, а также играет заметную роль в автомобилестроении и производстве бытовой электроники. За пределами отмеченных четырёх основных регионов всё более весомые позиции приобретают Индия, Бразилия, Аргентина, машиностроительные комплексы которых пока ориентированы, преимущественно, на внутренний рынок.

Наукоёмкий характер современного машиностроения и необходимость крупных долгосрочных инвестиций для его развития предопределяют значительную роль государства в определении перспективных стратегических направлений этого развития и в финансовой поддержке новых проектов. В целом можно отметить, что в общем машиностроении преобладает частный капитал, в то время, как развитие электроники и новейших подотраслей транспортного машиностроения требует значительной государственной поддержки. В странах «большой семёрки» 45-50% государственных расходов на НИОКР приходится на аэрокосмическую промышленность, 30-40% - на электротехнику (включая электронику).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.