Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинический и статистический типы диагноза и прогноза в психодиагностике




Классификации психодиагностических методик.

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.

1. Методики высокого уровня формализации. Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.

Тесты. По форме проведения: индивидуальные и групповые; по форме ответов: устные и письменные; по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.; по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные; по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности. по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п. Опросники: личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые); анкеты. Проективные техники: методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла; методики конструирования – создание целого из деталей; методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими; методики дополнения – завершение рассказа, картинки; методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации; методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему; методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

Психофизиологические методики: без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции; аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефаллография; «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

2. Малоформализированные методики: методики наблюдения (наличие плана и критериев); опрос (интервью); Анализ продуктов деятельности. Компьютерные и компьютеризированные методики. Согласно одному из ведущих специалистов по психодиагностике профессору Л.Ф. Бурлачуку, следует различать компьютеризированные тесты, где компьютер является вспомогательным средством для работы методики и когда правильнее говорить о ее компьютерной реализации, и собственно компьютерные методики, которые изначально ориентированы на возможности современной вычислительной техники и без компьютера не могут быть проведены.

 

Работа психодиагноста начинается с рассмотрения запроса клиента (или организации), затем следует этап сбора информации, итогом работы является формулировка заключения. Заключение делается на основе обработки и интерпретации информации. Противоречие, возникающее вначале, относится к двум различным способам интеграции информации. В дальнейшем это противоречие распространяется и на типы используемой информации, и на мнение о полезности линейного прогноза в индивидуальных случаях.

Клиническая оценка в противоположность статистической: у истоков противоречия Клиническое суждение представляет собой сложный процесс интеграции данных на основе опыта и интуиции клинициста. Термин «клинический» обозначает исследовательскую ориентацию на изучение отдельной личности, а не группы людей или средних показателей по группе. В некоторых случаях понятия «клинический метод» и «исследование отдельного случая» очень близки. «Статистическим» называется метод, предполагающий действия по определенному плану. Этот план содержит правила сопоставления данных. Под прогнозом понимается выделение критериев, которые считаются важными, например: супружеская совместимость, межличностная совместимость, академическая успеваемость, возможность рецидива де-линквентного поступка, успешная карьера и т.д. Иногда прогноз статистического типа приравнивается к статистическому прогнозу страховых компаний. Это известно из области математики страхования. Например, при помощи обработки данных методом линейной регрессии возможно наилучшее выделение критериев. На основе этой информации страховые компании определяют свои цены.

Оба подхода получили широкое распространение в пятидесятые в шестидесятые годы. Различия же между ними обозначились еще в двадцатые годы, но их противостояние стало реальным лишь в пятидесятые-шестидесятые годы, когда статистический прогноз начал использоваться в таких областях, как отбор персонала, определение соответствия служащего своей должности, выбор надлежащего школьного уровня. Эти обстоятельства заставили по-новому взглянуть на саму проблему.

Олпорт объявил себя сторонником клинического метода. Он считал, что бессмысленно говорить о том, что человек имеет семьдесят два шанса из ста стать рецидивистом, только потому что принадлежит социальной группе, где наблюдается 72% случаев рецидивов правонарушений. «...если семь из десяти американцев ходят в кино каждую неделю, то из этого не следует, что вероятность того, что я пойду в кино, равна 7/10. Только знание моих установок, интересов и конкретной ситуации может сказать что-либо о том, пойду я в кино или нет, и это знание может заменить 70-процентный статистический прогноз на индивидуальный прогноз со 100-процентной вероятностью».

Эта дискуссия была продолжена Сарбиным (1944)..По его мнению, статистический тип прогноза основан на некоторой выборке из данных эмпирического наблюдения. Переменные «взвешиваются» таким образом, чтобы они могли служить предсказанию критерия, максимально соответствующего стоящему вопросу (результату, который желателен человеку, группе, организации). Наиболее верное решение выбирается зачастую благодаря линейному прогнозу. Переменные и оценка их значений могут быть использованы в случае новых групп сравнения. Обе «системы» используют сходные данные. Психолог-клиницист может использовать выравнивание регресса, свой собственный опыт, интуицию и «неформальные статистические» методы. Эти методы характеризуются свободой и гибкостью. Считается, что психолог-клиницист использует больше информации о конкретных обстоятельствах жизни индивида. Сарбин выражает сомнение в том, что владение большим количеством информации является преимуществом клинициста. Нет гарантии того, что в этом случае будет сделан лучший прогноз, поскольку клинический прогноз формулируется на основе известных и уже проверенных обобщений. Клинический прогноз может быть также следствием правдоподобных, но не проверенных эмпирическим путем гипотез или же может основываться на интуиции. Сарбин отвергает подобные «дары интуиции». Тот факт, что исследователь имеет больше информации в своем распоряжении, не является преимуществом. Информация должна быть релевантной и соотноситься с независимой частью вариаций по критериальному признаку. Сарбин предполагал, что в некоторых отношениях прогнозы статистического и клинического типов вполне сопоставимы, поскольку обе эти «системы» основаны на понятии вероятности возможных исходов. Оба подхода пытаются делать заключения о данных, и в некоторых отношениях между подходами нет различий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.