КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные вопросы экономики. Типы экономических систем
Экономические системы - формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способы координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства; 2) типу собственности на экономические ресурсы. 10. Рыночная организация: содержание и структура Рынок- место, где происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.
Характеристика Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
ФУНКЦИИ РЫНКА
11. Сущность рыночной экономики, причины ее возникновения Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). " Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен. Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие " рынок " имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: - отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе; - обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами; - процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; - кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; - процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
12. Рыночная система и принцип «невидимой руки».
Принцип "невидимой руки" - по А.Смиту - предположение, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от ее воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества. Люди, действующие исключительно в личных интересах, невольно работают на благо всего общества, направляемые "невидимой рукой" рынка.
13. Рыночные механизмы: цены и конкуренция.
Цена – денежное выражение стоимости: а) цена=стоимость, рынок равновесный. б) цена стоимости, дефицитный. в) цена<стоимости, перегружен товарами. Виды цен: государственные, закупочные, рыночные, оптовые, мирового рынка, престижные, психологические (3р.99к.), снятие сливок, розничные, следование за лидером, оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, скользящие, поясные.
Конкуренция - Это форма противостояния субъектов (продавца и покупателя). Формы конкуренции: совершенная (одинаковые условия производства, приблизительно одинаковый доступ к кредитам, информации, ассортименту); несовершенная (когда хотя бы один элемент отсутствует; монополия – откровенно выраженное превосходство) Виды конкуренции: 1.внутриотраслевая(ориентируется на п/п с средними издержками). приводит в формирования цены на однородную продукцию на уровне затрат сред. по отрасли п/п (потому что их больше). эта цена называется рыночной (общественной) стоимости. 2. межотраслевая (переход из менее прибыльной отрасли в более перспективную). Противодействие п/п-й разной отрасли. Приводит к выравниванию различных размеров прибыли к единой средней величине.
14. Схема кругооборота товаров и денег в рыночной экономике
Схема экономического кругооборота (кругооборота продукта и дохода) – это модель, позволяющая увидеть основные направления материальных и денежных потоков в экономике, показать взаимосвязи между экономическими агентами и рынками. Домашние хозяйства продают принадлежащие им факторы производства фирмам через рынки ресурсов. Фирмы превращают эти факторы в готовую продукцию - товары, которые они затем продают домашним хозяйствам на рынках товаров. Круг замкнулся. Это т.н. «материальный поток» в рамках модели экономического кругооборота. Данная схема упрощает реальность, поскольку предполагает, что все полученные доходы домашние хозяйства тратят на текущее потребление. В действительности часть своих доходов люди обычно сберегают. Сделать это можно по-разному. Во-первых, сберегаемые деньги можно просто положить в ящик письменного стола. Во-вторых, можно сделать то же самое, предварительно поменяв рубли на доллары. Но для рыночной экономики более характерна ситуация, когда люди покупают на свои сбережения акции предприятий, либо помещают сбережения в банк. И биржи, и банки представляют собой институты финансовых рынков. Таким образом, через финансовые рынки сбережения домашних хозяйств попадают к фирмам, которые используют их для увеличения капитала – покупки станков, машин, оборудования и проч., т.е. осуществляют инвестиции. Как всегда, навстречу одному потоку идет другой. В данном случае фирмы платят домашним хозяйствам процент за пользование их деньгами. 15. Несовершенство рыночной системы и функции государства Представленная в данной главе модель рыночной организации хозяйства лишь первое приближение к пониманию того, как функционируют его важнейшие механизмы. Более того, в реальной действительности даже тех стран, где эта модель традиционна и функционирует несколько столетий, она не считается идеальной. Любое описание рыночной организации служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением. Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В атом смысле рыночная организация хозяйства оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов. Однако она способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся: — законодательное определение прав собственности на эко - защита свободы индивидуального выбора людьми той или - гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности; - использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики; - осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами; - поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики. Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение» связь и т. д.). 16. Собственность как экономическая категория
Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей. Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяют отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Владение - это фактическое обладание имуществом. Пользование означает процесс извлечения полезных свойств из имущества. Распоряжение - это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.). Собственность в юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, которые устанавливает государство в обязательном порядке для всех граждан. Лицо, присвоившее имущество, получает не только приятное «благо» обладания им как следствие своего хозяйственного господства над имуществом. Одновременно на него возлагается и бремя содержания собственных вещей:
17. Собственность, ее сущность и виды
Отношения собственности закреплены определенной юридической формой. В любом обществе законодательно фиксируется система форм собственности. На протяжении истории существовало множество форм собственности. Мировой опыт свидетельствует, что современная рыночная экономика опирается на многообразие форм собственности.
В экономической литературе нет единого подхода к определению форм собственности. Существует классификация по признаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, государство и т. д. В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности общественных организаций и т. д. По форме присвоения выделяют индивидуальную, коллективную и государственную собственность. По составу субъектов или по степени социализации собственности можно выделить индивидуальную, групповую и общественную.
18. Россия: отношение собственности в переходном периоде
Что же отличает отношения и права собственности в переходной экономике любой страны и России в том числе от в переходной «обычных» рыночных экономик развитых экономике стран. Во-первых, эти отношения и права носят переходный характер. Это тавтологическое утверждение скрывает ряд существенных следствий. Переходность отношений собственности означает, в частности, их чрезвычайную подвижность, изменчивость — причем эта динамика принципиально нелинейна. Во-вторых, права собственности в условиях переходной экономики слабо специфицированы или не специфицированы вообще. Последнее характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций. В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности в переходной экономике происходит в условиях сохранения значительной инерционности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах. В-четвертых, объективная необходимость определенных качественных изменений в содержании, структуре форм и правах собственности означает необходимость не только «улучшений», «исправлений», «реформ» и т. п., но и разрушения сущности прежней системы отношений собственности — бюрократического отчуждения работника от средств производства и продукта труда. Наконец, в-пятых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированность ее прав обусловливают существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и иных волевых факторов в динамике собственности в переходной экономике и типичность разрыва (а не единства) форм и содержания собственности. Последнее, например, характерно для государственной собственности, которая в отечественных условиях, подчас, оказывается частной собственностью группы чиновников.
В нашей стране укрепление позиций рынка протекает наиболее остро. Заканчивается стихийная реструктуризация производства и финансовой сферы распределения ресурсов и продукции между институтами различных форм собственности. Достигнув пика, массовая приватизация исчерпала себя. В результате наша переходная экономика оказалась на перекрестке двух единых и противоположных тенденций: общецивилизационной тенденции социализации частной собственности и специфической тенденции перехода от бюрократически-государственной собственности прошлого к частной. Во взаимодействии этих начал — ключ к пониманию структуры и природы форм собственности в отечественной переходной экономике.
19. Спрос: понятие, величина, факторы. Кривая спроса
Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.
Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.
Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой. Понятно, что обычно люди стремятся купить товары подешевле. Это не значит, конечно, что они готовы покупать некачественные товары и только дешевые. Hо какой бы качественный, технически сложный или дорогой товар человек ни покупал, все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Эта зависимость называется законом спроса.
Если прочие факторы, влияющие на объем спроса, принять за неизменные величины, то указанная зависимость приобретет вид функции спроса от цены: Qdx = f (Px) где Qdx - объем спроса на товар «x»; Px - цена товара «x».
Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
Таблица 1
Qdx = a - b·Px (например: Qd=7 - 2P)
Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.
К числу прочих факторов, определяющих объем спроса, относятся:
В общем виде функция спроса записывается так: Qdx = f (Px, I, T, Pa... Pz, X, W, IE и так далее)
Итак, в нормальных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. По своей конфигурации эта линия может быть как вогнутой (d 1), так и выпуклой (d 2). Hесмотря на то, что обе кривые отражают действие закона спроса, очертания кривой имеют принципиальное значение. Как видно из рис. 5, если изменение спроса происходит по вогнутой кривой d 1, то с уменьшением цены ( P = const), абсолютные приращения объема спроса нарастают ( Q 1 < Q 2 < Q 3). Изменение спроса по выпуклой кривой d 2 происходит в обратной зависимости. При этом следует обратить внимание, что для отдельного покупателя характерна выпуклая кривая спроса, так как по мере насыщения потребности на спросе индивидуума уже мало будет сказываться снижение цены на товар. Для большого числа покупателей с разным уровнем дохода типична вогнутая линия их совокупного спроса, поскольку при снижении цены на рынке данного товара появятся дополнительные покупатели с более низким уровнем дохода, что сразу поднимает спрос. Вместе с тем понижение цены вызовет переключение спроса именно на этот товар.
Таким образом, от перечисленных и некоторых других факторов зависит не только выбор покупателя (что, какой товар приобрести), но также и количество покупаемого товара.
Если мы хотим исследовать влияние на величину спроса на товар того или иного фактора, то должны все другие факторы, и прежде всего цену на сам товар, принять фиксированными, неизменными. Что, например, произойдет, если повысятся доходы населения? Если все другие факторы меняться не будут, то очевидно, что произойдет изменение объема спроса на каждом ценовом уровне. При прежних ценах потребители станут больше покупать пищи, одежды, товаров длительного пользования и так далее.
Иначе говоря, принято различать изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях прочих факторов. В этом случае имеет место движение вдоль линии спроса. Если же изменятся прочие факторы, то произойдет сдвиг линии спроса вправо или влево (рис. 6а). Тогда говорят об изменении функции спроса. Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это означает, что в единицу времени большее количество товара по более высокой цене будет востребовано покупателями. И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, это свидетельствует об уменьшении спроса. Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге кривой спроса соответствуют разные цены спроса (на рис. 6б - это цены P и P 1, соответствующие объему Q).
Итак, к неценовым факторам, сдвигающим кривую спроса, относятся такие, как вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары, число покупателей, доходы населения и размеры накопленного имущества, инфляционные ожидания. Остановимся на них более подробно.
Вкусы и предпочтения потребителей. Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу. Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и другое). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.
Цены на другие товары. По характеру воздействия на спрос на какой-то данный товар разграничивают изменения цен на 3 вида товаров: а) товары-заменители (субституты, конкуренты); б) товары-взаимодополнители (комплементы); в) товары, относительно независимые друг от друга.
Рассмотрим, например, ситуацию с двумя товарами-конкурентами - прохладительными напитками «Pepsi» и «Coca-Cola». При увеличении цены на любой из них спрос части потребителей переключится на потребление большего количества неподорожавшего товара. Обратное явление произойдет, если один из товаров-конкурентов подешевеет. Для взаимодополняющих товаров ситуация иная. Возьмем, к примеру, бензин и автомобили. Резкое вздорожание бензина способно существенно снизить спрос на автомобили, и наоборот. Влияние изменения цен на относительно независимые товары на спрос на них относительно опосредовано и часто неочевидно.
Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют.
Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Если доходы уменьшаются, то движение кривой происходит в обратном направлении. Причем следует отметить, что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а, главным образом, на товары более высокого качества. Hа товары низкого качества спрос в этом случае снижается. Однако сказать, какая структура распределения богатства между группами населения - равномерная или поляризованная - создает больший спрос, достаточно сложно.
Инфляционные ожидания. Довольно часто увеличение спроса на товар, по причине ожидания скорого и быстрого роста цен на него, принимают за нарушение закона спроса, хотя в данном случае речь идет об изменении функции спроса (сдвиг кривой спроса вправо - вверх). 20. Предложение: понятие, величина, факторы. Кривая предложения
Предложение – ситуация на рынке, при которой не всё предложенное может быть реализовано. Потребности не совпадают с возможностями. Закон предложения: увеличение цены при прочих = условиях ведёт к увеличении величины предложения (S) На предложение влияют: 1. цены факторов производства (ресурсов). 2. техологии. 3. уровень налоговых ставок и дотаций. 4. ценовые и дефицитные ожидания агентов. 5. количество продавцов.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |