КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Твардовский 20-40е, Теркин, Дом у дороги
Возвращенная литература, Замятин, Пильняк, Бабель Понятие «возвращенная литература» появилось на закате советской эпохи. В условиях запрета на свободу слова многие писатели, не принимавшие советскую власть или ее методы, писали почти без надежды быть услышанными современниками. Лишь со второй половины 1980-х годов (и отчасти в 1960-е годы) в связи с потеплением политического климата эти произведения стали возвращаться к читателю. Вся возвращенная литература была для людей глашатаем горькой правды. Среди них: - литература первой волны эмиграции: И. Бунин, В. Набоков, М. Алданов, И. Одоевцева. - «Собачье сердце», «Роковые яйца» М. Булгаков; «Чевенгур», «Котлован», Ювенильное море», А. Платонов; «Мы» Е. Замятин; «Повесть непогашенной луны», «Красное дерево» Б. Пильняк; «Доктор Живаго» Б. Пастернак; «Жизнь и судьба», «Всё течёт» В. Гроссман.
Евгений Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарем. «Мы» — роман-антиутопия с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается в 29 веке. роман описывает общество жёсткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое общество будущего. К тому же роман содержал аллюзии на некоторые события гражданской войны («война города против деревни»). Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции, вернулся на родину только в 1988 году.
Два наиболее смелых произведения Бориса Пильняка, " Повесть непогашенной луны" и "Красное дерево", постигла печальная участь длительного забвения. Эти произведения впервые были опубликованы в России в конце 80-х годов XX века. отличаются постановкой острых социальных вопросов, обнаруживают политическую прозорливость писателя, взявшего на себя смелость показать механизм зарождения тоталитарного режима. Пильняк критически относился к издержкам революционного бытия, с горечью наблюдая процесс догматизации сознания. В «Повести непогашенной луны» фигурами Фрунзе и Сталина, послужившими прототипами главных героев повести. В повести исследуются социально-психологические предпосылки одного из этапов исторического развития страны, которое совершается, по мысли Пильняка, по законам насилия над органикой жизни и имеет истоки еще в Петровской эпохе.
Тема революции и гражданской войны нашла неоднозначное решение в сборнике рассказов И. Бабеля «Конармии» (1926). Его герой Кирилл Лютов — корреспондент газеты «Красный кавалерист». В рассказах отразилось понимание автором психологии борющегося народа. Казаков ведет инстинктивный порыв к свободе и воле. До осознания идей революции им еще очень далеко. Писатель увидел не только пафос революции, но и попрание христианских, человеческих законов. Вопреки смерти и разрушению, которое все принимают как неизбежное, автор объявляет самой высокой ценностью человеческую жизнь. Это была суровая правда о революции и гражданской войне как народной трагедии, но пафосное, утопическое в тогдашних настроениях людей победило. Литературная критика подошла к книге И. Бабеля с позиций, как выразился писатель, «унтер-офицерского марксизма», и сочла ее клеветой на Красную Армию. 49. Булгаков «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Марг» М.А. Булгаков, умерший полвека назад почти безвестным, ныне - один из наиболее знаменитых и читаемых русских писателей. Его возрождение началось с середины 1960-х годов, когда был наконец-то опубликован роман «Мастер и Маргарита. В русскую литературу М. Булгаков входит в 1924 г. романом «Белая гвардия». В книге нет прямого противостояния красных и белых, на ее страницах белые воюют с петлюровцами. Писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - ужас братоубийственной войны. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью и сохранял позицию «над схваткой». В стилистике романа слышна неповторимая булгаковская интонация, сливающая в единое целое лиризм, сатиру и суровую библейскую патетику. Позднее роман был переработан в пьесу «Дни Турбиных» (1926), в которой отчетливо прозвучала идея исторической обреченности дела Белой гвардии, тема трагической судьбы тех, кто искренне ее защищал. В пьесе «Бег» (1928) показан уже полный разгром Белой гвардии, духовный кризис представителей этой среды. Здесь господствует ирония и сатирический гротеск. По жанру «Бег» является трагикомедией; трагическое начало в ней связано с образом генерала Хлудова, испытывающего страшные муки совести, и с изображением судьбы бывших офицеров Белой гвардии в эмиграции. В 20-е годы расцветает сатирический талант Булгакова, представленный в цикле фантастических рассказов «Дьяволиада», повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» (все -1925). Сатирическая фантастика Булгакова предупреждала об опасных последствиях научных и социальных экспериментов. Повесть «Собачье сердце» была конфискована «органами».
Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя основные мотивы творчества Булгакова. В романе на равных существуют и переплетаются между собой три пласта повествования: мир реальный, мир фантастический и мир библейской легенды. В сюжете романа нечистая сила (Воланд и его свита) помогают вскрыть сущность, высмеять и взорвать обывательский мир (но не уничтожить его). Главные герои - Мастер и Маргарита - свободно перемещаются «по ходу событий» из мира реального в мир фантастический. Библейский «пласт» является связующим звеном между реальным и фантастическим миром. Легенда о Понтии Пилате, осудившем на смерть Христа, интерпретируется Булгаковым и как содержание романа Мастера, и как своего рода реальность, оживающая в памяти Воланда и завершающаяся при непосредственном участии главных героев произведения - в финале романа. Мастер разрешает Пилату уйти по лунной дороге к ожидающему его (и простившему его) Иешуа и тем самым как бы дописывает свой роман до конца. В системе действующих лиц основные персонажи «зеркально» повторяют себя в разных мирах (Иешуа - Мастер; Левий Матвей - Иван Бездомный); образ Москвы зеркально отражается в образе Ершалаима и т.д. В центре романа - «вечные» общечеловеческие проблемы истины и лжи, свободы и несвободы, творчества и догматизма, любви, верности, предательства. Особый смысл заключает в себе спор Понтия Пилата и Иешуа о власти и свободе. Свободен в своем выборе Иешуа и не свободен Пилат, выполняющий служебные обязанности. Свободен Мастер в своем творчестве и не свободен в своем догматизме литератор Берлиоз. Свободна в своей любви и поведении Маргарита и не свободны москвичи-обыватели, зависящие от догм и правил морали. Именно свобода, творчество и любовь соединяют Мастера и Маргариту в Вечном Доме тишины и покоя.
50. Платонов, «Котлован», рассказы А.П. Платонов признан сегодня классиком русской литературы XX в., гениальным прозаиком и несравненным мастером художественного слова. В прозе 1920-1930-х гг. писателя больше всего привлекала проверка идей социалистического преобразования народным умом и опытом, национальным бытием (романы «Чевенгур», «Котлован», повести «Город Градов», «Впрок»; рассказы «Усомнившийся Макар», «В прекрасном и яростном мире»). В рассказах Платонова революция изображается как явление космического порядка, оказывающего влияние на ход «мирового естественного процесса». С революцией связано ожидание конца света. Апокалипсическое восприятие революции отразилось в повести А. Платонова «Сокровенный человек». В 1926 г. Платонов начал работу над романом «Чевенгур», которому было суждено быть опубликованным в 1988 г. В этом романе, как и в повести «Котлован» (1929-1930; впервые напечатан в СССР - в 1987 г.), Платонов показал полную несовместимость социализма со стихией национального бытия. В «Котловане» вместо ожидаемого возрождения материи природы происходит обратное: люди тратят свою живую плоть на мертвый камень. Повесть соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о массовом психозе послушания, безумной жертвенности и слепоты, овладевшими страной. Главный герой является выразителем авторской позиции. Задумавшийся в правоте совершающегося, Вощев не движется в соответствии с «генеральной линией», а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно могло двигать людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием. Это новое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.
Поводом для начала кампании травли Платонова, не прекратившейся до конца его жизни, стала публикация рассказа «Усомнившийся Макар» в журнале «Октябрь». Система, сверху насаждавшая себя после революции, требовала и создавала «управляемого человека». Платоновский герой - именно «усомнившийся», задумывающийся, созерцающий, по природе своей слабо поддающийся управлению.
Рассказы А. Платонова «Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Фро» и другие переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои — молодые, честные люди, деятельные народные характеры. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело. Такова юная Мария Нарышкина, изображенная в «Песчаной учительнице» (1927). Посланная на край света, на границу с безжалостными песками пустыни, она вместе с жителями обреченного на вымирание поселка Хошутово борется с песками, очеловечивает пустыню, которая раскрывает свои сокровенные тайны. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» (1941) отразилась увлеченность Платонова и его героев мощной техникой. Машинист Мальцев —талантливый работник. Старый машинист любит свой паровоз как живое существо, чувствует его всей душой. Но при этом глух к живому человеку, не ценит преданности своего ученика. Машина в его сознании заслонила человека. Только случившееся несчастье — удар молнии и слепота — возвращает ему способность быть внимательным и чутким к человеку. Он оценил своего помощника, когда тот стал бороться за доброе имя старого мастера, морально поддержал его в трудную минуту. Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») (1946) свидетельствует о быстром осмыслении писателем послевоенной жизни: как жить человеку после всего, что было перенесено на войне. Война воспринималась Платоновым как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности.
Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм он назвал “Путь к социализму”. Итогом этого раннего периода стала поэма “ Страна Муравия ”. Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”. Твардовский в центр своей поэмы ставит нестандартную личность человека с ярко выраженной индивидуальностью - Никита Моргунок. В поэмах Твардовского оказалась отраженной в ее основных вехах вся советская история. Поэт дал точный портрет времени, показав человека способным одолеть мертвящий дух нежизненных теорий и планов. В годы ВОВ лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла. Именно на фронте у него родилась знаменитая "книга про бойца" поэма " Василий Теркин ". Ее герой стал символом русского солдата, его образ - обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях - патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский). Автор присутствует везде, говорит от своего имени и имени героя. Как такового сюжета в поэме нет, но она построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Теркин - душа солдатской компании, боец, совершающий фантастические подвиги, описанные с гиперболичностью (в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Поэма состоит из 30 глав, Каждая—новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. В поле зрения А.Т.Твардовского находятся и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.
Человек на трудных перепутьях века изображен Твардовским и в поэме «Дом у дороги» (1942—1946), жанр которой автор определил как «лирическая хроника». В основе поэмы лежит гуманистическая мысль: важнейшая ценность для человека — его семья, жена, дети. Когда героиня произведения Анна Сивдова идет с детьми из Германии к себе в Россию, бойцы говорят, что это идет домой солдатский дом. Поэт сам определил основной пафос, направленность своей лирической хроники — «Как плач о родине, как песнь / Ее судьбы суровой». Она воплотилась в судьбах главных героев поэмы, мужественно переживших военное лихолетье, сохранивших живую душу.
52. Твардовский 50-60е, «За далью даль» Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50— 60-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. В эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал “Новый мир”, который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как “Новый мир” Твардовского. Лирический герой его поздней поэзии — это мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении “Некогда мне над собой измываться...”, где главным спасением человека от беды становится труд, творчество Поэма «За далью —даль» (1950—1960) отличается оригинальностью замысла. Твардовский называет поэму «книгой», указывая этим на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов. Это и лирический дневник, и путевые впечатления от поездки в Сибирь и на Дальний Восток, и воспоминания о родной Смоленщине, и рассказ о попутчиках, и картина торжественного перекрытия Ангары, и трагическая встреча с другом детства, отбывавшим срок в сталинских лагерях. В поэме много философских раздумий о жизни, о судьбе, о писательском труде. Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль; Другой — сидеть себе на месте Листать обратно календарь.На этот раз резон особый Их сочетать позволит мне. Книга отразила переходный характер того времени, когда она создавалась, трудности поиска новых оценок прошедшей эпохи, трудности отказа от прежних иллюзий. Сюжета в традиционном смысле нет. 15 глав. Дорога - 10 дней. «Ни завязки, ни развязки —Ни по началу, ни потом». И отмечает, что ему «лень» в «развернутом порядке Плетень художества плести». Только два главных сквозных героя: сам автор и некий «ты». б) По В. Гусеву, главное в поэме — лирическое решение темы судьбы народной, главная мысль — «настоящее, сегодняшнее, будущее — все в народной силе, ее единстве». В конце обобщающая глава — «Так это было», посвященная пути страны, который лишь ассоциативно перекликается с дорогой литератора в экспрессе. в ) Авторское «я» в поэме — это «я» именно автора, кот-й выступает и как рассказчик, и как лирич. герой, и как собственный персонаж. Это определенная личность с определенной жизненной судьбой, содержащей автобиогр-е реалии, рассказ поэта Твард-го о поэте Твар-ком, его жизн-м и творческом пути, пережитом им творческом кризисе, который послужил непосредственной причиной путешествия за дальней далью. Путешествия, кот-е оказалось и путеш-м к самому себе, к продолж-ю своей творч. личности. г) Вместе с тем ход поэмы далек от автобиографической точности. Создается необычная структура худож-го времени. Сливаются путешествия в пространстве и времени, включая и время своей памяти, как это подчеркивает и сам поэт: Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места в даль; Другой — сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. На этот раз — резон особый Их сочетать позволит мне.
Поэма «Теркин на том свете» (1954—1963) — сатирическое произведение, обличающее засилье бюрократии, аппаратных игр. Твардовский был отстранен от руководства журналом, а поэма охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность». Таким образом, советская действительность не пожелала себя узнать в собственном портрете. В поэме «По праву памяти» (1966—1969) насквозь автобиографично, оно звучит как исповедь, собирает в себе трагические размышления поэта. Автор вспоминает друга юности, репрессированного в 30-е годы, вспоминает ту жестокую пору, когда родство или дружба с арестованным ставились в вину. В главе «Сын за отца не отвечает» поэт раскрывает бесчеловечность, аморальность таких установок, даваемых свыше.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |