Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравств-фил. проблемы (Трифонов, Маканин, Ким)




Художественные поиски писате­лей 60—90-х годов, как правило, рассматривались исходя из особенностей тематики: деревенская проза, городская, литература о войне. Вне зависимости от сюжета критики отмечали внимание пи­сателей к нравственным проблемам.

Литература 60-80-х годов крайне разнообразна по конфликтным ситуациям.

В фокусе «городской прозы» сходятся многие острые социальные и психологические коллизии времени. Здесь можно назвать книги В. Тендрякова и Ю. Трифонова, А. Битова, Каледина, А. Кима, В. Маканина, Л. Петрушевской, Г. Семенова и др.

Наиболее яркий представитель так называемой «городской прозы» - Ю.В. Трифонов. Одна из сквозных тем «городских повестей» писателя - тема «великих пустяков в жизни», тема «мелочей», которые засасывают человека и ведут к саморазрушению личности (повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной», «Предварительные итоги», «Позднее прощание»). Ю. Трифонов предпочитал проверять своих ге­роев в быту, испытывать повседневностью. Крити­ки торопились объявить писателей, в частности Ю. Трифонова, бор­цами с мещанством, бездуховностью. На самом же деле авторы не стремились ни приговоры выносить, ни противопоставлять меща­нам достойных советских людей. Читателю открывался сложный мир человеческой души (у Трифонова интеллигенты). Об­наруживалась значимость мелочей, невероятная трудность понять другого человека, встать на его точку зрения. Сквозь быт пробива­лись писатели к смыслу бытия.

Искандер-прозаик отличается богатством воображения. Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру повесть Созвездие Козлотура (1966) – полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном «почине». Сплав яркого литературного этнографизма, богатой смеховой палитры (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), «камерного» лиризма и социально-политического обличения, «эзопова» языка и сочности живой разговорной речи.

Еще одна наболевшая проблема — дети и взрослые. Противопо­ложные варианты ее решения наблюдаем в двух повестях Ч. Айтма­това. В «Белом пароходе» смерть Мальчика подчеркивала жестокость взрослых — и грубого, бездушного Орозкула, и доброго деда Момуна, который предал своего любимца, убив мать-олениху. В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» отношения детей и взрослых раз­виваются иначе: взрослые уходят из жизни, чтобы Мальчику доста­лась надежда на спасение.

П роза В. Маканина 1990-х годов. «Песочные часы» как художественная модель мира писателя. Своеообразие героя Маканина. Роль «сюжета усреднения» в изображении толпы, народных масс. Черты антиутопии в повестях «Долог наш путь», «Лаз» и др. Экспериментальный «маленький роман» «Стол, покрытый сукном и с графином посредине». Особенности графической передачи содержания текста. Автор и герой в романе "Андеграунд, или Герой нашего времени", разные уровни повествования.

61. Астафьев, «царь-рыба», «Кража»

Важнейшие темы творчества Астафьева — антисоветская, военная и деревенская.

В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб», автобиографическую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны.

С появлением в начале 60-х гг. рассказов, составивших первую книгу повествований «Последний поклон», критики начинают относить творчество Астафьева к «деревенской прозе». Как отмечают литературоведении, Астафьев «принадлежит к школе критического реализма в русской литературе».

Военная тема. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта Бориса Костяева: чистоту и силу своей любви к девушке Люсе он не смог совместить с нормами военной жизни, умер. рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др.

Разоблачительный пафос Астафьева проявился в полной мере в произв. 80-90-х гг., вызвавших широкий полемический отклик, - в цикле рассказов «Место действия» (1986), новелле «Жизнь прожить» (1985), новелле «Людочка» (1987, опубл. в 1989), романах «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», объединенных мотивами всеобщего распада.

Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как светлый образ Родины, духовно чиста и красива.

Сельская тема связана у него с экологическими проблемами. В первую очередь привлекает внимание его «повествование в рассказах», как он сам определил жанр своего сочинения «Царь-рыба» (1972 - 1975). Люди у Астафьева делятся по отношению к природе. Дикой представляется писателю мысль о покорении природы, о ее враждебности людям. Перо писателя обретает несвойственные ему сатирические краски, когда он пишет о браконьерах - сельских ли, городских ли.

«Царь-рыба» - роман в новеллах. В его структуру входит одиннадцать рассказов. Главным героем романа является герой-повествователь. В одних рассказах повествование ведется от первого лица, в других повествование пронизано косвенным присутствием рассказчика. Художественная ткань пронизана глубоким психологизмом, богатой гаммой эмоционально-психологических интонаций.

Роман «Царь-рыбу» можно назвать натурфилософским романом. В романе воплотился конфликт принципиально нового типа. на сцену выступила трагическая коллизия борьбы за природу. Человека-хозяина природы сменил защитник и покровитель.

Друг другу противостоят две группы персонажей - браконьеры и защитники природы. К браконьерам относятся Герцев, Командор, Грохотало, к которым автор не скрывает своего негативного отношения. На другом «крыле» конфликта - Аким Касьянов, любимый герой автора-рассказчика, воплощающий положительный идеал.

Много лет Астафьев работает над своей главной книгой - «Последний поклон» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни. Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, рисует галерею сиб. характеров — непутевых, бесшабашных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга. В них, носителях «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа.

В последнем романе «Прокляты и убиты» Астафьев подводит художественный итог своим многолетним размышлениям о героизме, дегероизации и пацифизме, изображая войну с самой неприглядной стороны, состоящей не только из боев и подвигов, но и из тяжелой надсадной работы, невыносимых бытовых условий. Обращаясь к практически не исследованной теме штрафных лагерей, «подлого казарменного быта», он разоблачает изощренный механизм подавления и унижения человека, вплоть до полной нивелировки личности и физического уничтожения, вскрывает пороки тоталитарной системы, ставшие особенно явными в аномальной военной действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.