Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритет операций




Операции отношения

К операциям отношения в Турбо Паскаль относятся такие операции, как:

  • > - больше
  • < - меньше
  • = - равно
  • <> - не равно
  • >= - больше или равно
  • <= - меньше или равно

В операциях отношения могут принимать участие не только числа, но и символы, строки, множества и указатели.

Порядок вычисления выражения определяется старшинством (приоритетом) содержащихся в нем операций. В языке Паскаль принят следующий приоритет операций:

  • унарная операция not, унарный минус -, взятие адреса @
  • операции типа умножения: * / div mod and
  • операции типа сложения: + - or xor
  • операции отношения: = <> < > <= >= in

Порядок выполнения операций переопределить можно с помощью скобок. Например 2*5+10 равно 20, но 2*(5+10) равно 30.

Условный оператор

IF <условие> THEN <оператор1> [ELSE <оператор2>]

Условие – значение типа BOOLEAN или логическая операция. Если условие верно, выполняется оператор, или блок операторов, следующий за THEN, в противном случае выполняется блок операторов после ELSE, если он есть.

 

Условия могут быть вложенными и в таком случае, любая встретившаяся часть ELSE соответствует ближайшей к ней "сверху" части THEN.


Пример:
Var
A, B, C, D: Integer;
begin
A:=1;
B:=2;
C:=3;
D:=4;
If A > B Then
If C < D Then
If C < 0 Then
C:=0
{обратите внимание, что перед Else}
{пустой оператор ";"не ставится}
Else
A:=B;
end.
а могло быть и так:
If A > B Then
If C < D Then
If C < 0 Then
C:=0
Else
Else
Else A:=B

Билет 4

Цикл с параметром (FOR)

Оператор цикла for называют цикл с параметром. Цикл с параметром используется в том случае, когда требуется выполнить заданное количество шагов цикла. Нужно сказать, что for Pascal не слишком гибок (в отличие, например, от С), так как параметр цикла (или счетчик) изменяется на величину, равную единице. Таким образом, когда требуется выполнить дробный шаг необходимо использовать цикл типа while. Существует две разновидности цикла for: с увеличением и с уменьшением значений счетчика (или параметра).

Синтаксис:

for счетчик:= начальное значение to конечное значение do begin {Операторы} end;   for счетчик:= конечное значение downto начальное значение do begin {Операторы} end;

 Оператор for состоит из заголовка и тела цикла. Составной оператор, находящийся в теле цикла, должен быть заключен в операторные скобки begin и end.

 В качестве идентификатора счетчика обычно используется "i".

 Переменная счетчика должна быть порядкового типа. Например, целочисленного типа: byte, integer.

 Начальное и конечное значения параметра цикла нельзя изменять во время выполнения цикла.

 Оператор for используется для организации циклов с фиксированным, заранее известным или определяемым во время выполнения программы числом повторений.

Блок-схема

(В данной блок схеме: M - начальное значение счетчика, N - конечное значение счетчика)

Билет 5

Модуль - это автономно компилируемая программная единица, включающая в себя различные компоненты раздела описаний (типы, константы, пе ременные, процедуры и функции) и, возможно, некоторые исполняемые операторы инициирующей части. По своей организации и характеру использования в программе модули Турбо-Паскаля близки к модулям- пакетам (Package) языка программирования Ада: в них также явным образом выделяется некоторая "видимая" интерфейсная часть, в которой сконцентрированы описания глобальных типов, констант и переменных, а кроме того, приводятся заголовки глобальных процедур и функций. Появление объектов в интерфейсной части делает их доступными для других модулей и основной программы. Тела процедур и функций располагаются в исполняемой части модуля, которая может быть скрыта от пользователя.

Модули представляют собой прекрасный инструмент для разработки библиотек прикладных программ и мощное средство модульного программирования. Важной особенностью модулей является то обстоятельство, что компилятор Турбо-Паскаля размещает их про граммный код в отдельном сегменте памяти. Максимальная длина сегмента не может превышать 64 Кбайт, однако количество одновременно используемых модулей ограничивается лишь доступной памятью, что дает возможность создавать весьма крупные программы.

 

1. Структура модулей

Модуль имеет следующую структуру:
Unit < имя >;
Interface
< интерфейсная часть >
Implementation
< исполняемая часть >
[ Begin < инициирующая часть > ]
End.

Здесь:
Unit - кодовое слово (англ. модуль); начинающее заголовок модуля;
<имя> - имя модуля (правильный идентификатор);
Interface - кодовое слово, начинающее интерфейсную часть модуля;
Implementation - кодовое слово (англ. реализация); начинает исполняемую часть;
Begin - кодовое слово, начинающее инициирующую часть;
(часть модуля Begin < инициирующая часть > необязательна);
End. - признак конца модуля.

Таким образом, модуль состоит из заголовка и трех составных частей, любая из которых может быть пустой.

. Заголовок модуля и связь модулей друг с другом

Заголовок модуля состоит из кодового слова Unit и следующего за ним имени модуля. Для правильной работы среды Турбо-Паскаля и возможности подключения средств, облегчающих разработку крупных программ, это имя должно совпадать, с именем дискового файла, в который помещается исходный текст модуля.

Если, например, имеем заголовок Unit Global, то исходный текст соответствующего модуля должен размещаться в дисковом файле GLOBAL.PAS. Имя модуля служит для его связи с другими модулями и основной программой. Эта связь устанавливается специальным предложением Uses <список модулей>
Здесь:
Uses - кодовое слово (англ. использует);
<список модулей> - список модулей, с которыми устанавливается связь; элементами списка являются имена модулей, отделяемые друг от друга запятыми, например: Uses Crt, Graph, Global;

Если предложение Uses... используется, оно должно открывать раздел описаний основной программы или следовать сразу за кодовым словом Interface в модуле.

3. Интерфейсная часть

Интерфейсная часть открывается кодовым словом Interface. В этой части содержатся объявления всех глобальных объектов модуля (типов, констант, переменных и подпрограмм), которые должны стать доступными основной программе и/или другим мо. Исполняемая часть

Исполняемая часть начинается кодовым словом Implementation и содержит тела процедур и функций, объявленных в интерфейсной части. В этой части могут также объявляться локальные для модуля объекты: вспомогательные типы, константы, переменные и блоки, а также метки, если они используются в инициирующей части. Ранее объявленные в интерфейсной части глобальные процедуры и функции должны описываться в той же последовательности, в какой появляются их заголовки в интерфейсной части. Описанию глобального блока в исполняемой части должен предшествовать заголовок, в котором разрешается опускать список формальных переменных (и тип результата для функции), так как они уже описаны в интерфейсной части.

. Инициирующая часть

Инициирующая часть завершает модуль. Она может отсутствовать вместе с начинающим ее словом Begin или быть пустой - тогда за Begin сразу следует признак конца модуля (кодовое слово End и следующая за ним точка). В инициирующей части помещаются ис полняемые операторы, содержащие некоторый фрагмент программы. Эти операторы исполняются до передачи управления основной программе и обычно используются для подготовки ее работы. Например, в них могут инициироваться переменные, открываться нужные файлы, устанавливаться связь с другими ПЭВМ по коммуникационным каналам и т.п.:

Компиляция модулей

В среде Турбо-Паскаля имеются средства, управляющие способами компиляции модулей и облегчающие разработку крупных программных проектов. В частности, определены три режима компиляции: Compile, Make и Build, Режимы отличаются только способом связи компилируемого модуля или компилируемой основной программы с другими модулями, объявленными в предложении Uses.

При компиляции модуля или основной программы в режиме Compile все упоминающиеся в предложении Uses модули должны быть предварительно откомпилированы и результаты их компиляции должны быть помещены в одноименные файлы с расширением.TPU. Например, если в программе (в модуле) имеется предложение Uses Global, то на диске в каталоге, объявленном опцией Unit directories, уже должен находиться файл GLOBAL.TPU. Файл с расширением.TPU (от англ. Turbo-Pascal Unit) создается в результате компиляции модуля.

В режиме MAKE компилятор проверяет наличие TPU-файлов для каждого объявленного модуля. Если какой-либо из файлов не обнаружен, система пытается отыскать одноименный файл с расширением.PAS, т.е. файл с исходным текстом модуля, и, если PAS- файл найден, приступает к его компиляции. Кроме того, в этом случае система следит за возможными изменениями исходного текста любого используемого модуля. Если внесены какие-либо изменения в PAS-файл (исходный текст модуля), то независимо от того, есть ли уже в каталоге соответствующий TPU-файл или нет, система осуществляет его компиляцию перед компиляцией основной программы.

Более того, если изменения внесены в интерфейсную часгь модуля, то будут перекомпилированы также и все другие модули, обращающиеся к нему. Режим Make, таким образом, существенно облегчает процесс разработки крупных программ с множеством модулей: программист избавляется от необходимости следить за соответствием существующих TPU-файлов и их исходного текста, так как система делает это автоматически.

В режиме Build существующие TPU-файлы игнорируются, и система пытается отыскать (и компилировать) соответствующий PAS-файл для каждого объявленного в Uses модуля. После компиляции в режиме Build программист может быть уверен в том, что учтены все сделанные им изменения в любом из модулей.

Подключение модулей к основной программе и их возможная компиляция осуществляется в порядке их объявления в предложении Uses. При переходе к очередному модулю система предварительно отыскивает все модули, на которые он ссылается. Ссылки модулей друг на друга могут образовывать древовидную структуру любой сложности, однако запрещается явное или косвенное обращение модуля к самому себе.

 

В Турбо-Паскале имеется восемь стандартных модулей, в которых содержится большое число разнообразных типов, констант, процедур и функций. Этими модулями являются: System, Dos, Crt, Printer, Graph, Overlay, Turbo3 и Graph3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.