Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философской традиции Древней Индии




Предмет философии и его историческая динамика; структура философского знания.

Исторические типы мировоззрения.

Исторические типы мировоззрения:

- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры». Предмет философии отличен от предмета частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека.
Можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире. Данная проблема связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека, т.е. в чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Идеализм, принимает за первичное сознание, дух, идею, мышление. Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятельности человека, поиска критерия истинности наших знаний.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема понимания человека человеком, Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой, так как они взаимодополняют друг друга.

Структура философии:
Состоит из:
- онтологии (учение про общие принципы и основания всего сущего);

- гносеологии (теория познания);

- эпистемологии (методология научных исследований);

- философской антропологии (человековедение);

- аксиологии (учение о ценностях);

- праксиологии (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);

- социальной философии (учение об обществе и культуре).

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами.

Веды состоят из:

1. Самхиты – самые древние

2. Брахманы

3. Араньяки

4. Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)

Веды включают в себя:

1)Ригведа

2)Брахманы

3)Араньяки

4)Упанишады

Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. Все школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы:

Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

· Веданта

· Йога

· Миманса

· Вайшешика

Особенности ортодоксальных школ:

1. приверженность традиций

2. рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

· освоение Вед

· Рационально-философское осмысление Вед а сутрах

· Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

3. связь с религией

Ортодоксальные школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша.

Понятие Брахман – безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

В структуре человека выделяют 5 слоев:

· телесный (т.е. биологический)

· жизненный

· умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

· развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

· свернутое сознание (он нашел гармонию себя миром)

2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана.

· буддизм

· джайнизм

· локаята

Особенности неортодоксальных школ:

4 истины буддизма

· жизнь наполнена страданиями

· существует причина возникновения страданий

· имеется возможность прекращения страданий

· человек должен достичь нирваны

Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

правильное поведение, образ жизни

правильная речь, направление мыслей

Что приносит буддизм:

· Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте).

· Во- вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм).

· В-третьих, действия человека включены во всеобщий причинно-следственный поток

· В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване).

Специфические черты древнеиндийской философии:

· древнеиндийская философия носит морально-этический характер

· основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

· она направлена на развитие способностей совершенствования

· она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.