Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития философской мысли Беларуси




Зарождение общественно-политической, эстетической и философской мысли на территории Беларуси относится к X-XI вв. и связано созданием государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых, гимнах, сказках и былинах.

Большое значение для развития философской мысли имело распространение письменности на территории Беларуси, что связано с принятием христианства. В Х-Х1вв. появляются первые литературные Памятники, так называемые “фларигелии” – сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма – вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как “Супрасльская летопись”, “Туровское Евангелие”, “Диоптра” и т.д. В частности, “Диоптра” включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. В тексте есть много цитат из Библии, из произведений восточно-христианских отцов церкви. В “Диоптре” утверждается идея изменения Вселенной, связь со временем. То, что прошло, уже не существует, то, что есть – мгновенно, а будущее непредсказуемо и неизвестно.

На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, белорусской и украинской культуры. Среди них – “Повесть Временных лет”, “Слово о полку Игореве”, “Сочинения” митрополита Иллариона, “Поучение” Владимира Мономаха и т.д.

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-XIII вв. сопровождалось распространением просветительских идей. Возникло движение “нехтивцев”, представители которого посвящали всю свою жизнь и деятельность просветительству общества. (К. Смолятич, К. Туровский, Е. Полоцкая).

Просветительские идеи отражены в таких памятниках XII в. как “Полоцкое евангелие”, “Послание Климента Смолятича”, “Сочинения” Кирилла Туровского, “Сказание о Христе и Антихристе” и др. Христианская идеология принесла на белорусскую землю не только образованность, письменную культуру, но и жестокие нравы. Распространение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками, привело к столкновению противоположных мировоззрений христиан и язычников.

Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие, как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской куль встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности результатом борьбы католической церкви против реформаторских идей явилась Брестская уния (1595), которая узаконила и усилила католическую реакцию.

Видный представитель эпохи вольнодумства – Франциск Скорина. Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали, а сфере эпохи Возрождения. Получив блестящее образование, Франциск Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, и чтение ее было запрещено простым людям и только представители; духовенства имели право на чтение текстов священной книги, их интерпретацию). Издание Библии было прямым вызовом церковным порядкам, да еще с предисловием, в котором Скорина говорил не только о религиозном, но и об историческом значении Библии. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования идеи, которая утверждает достоинство человека. Свои взгляды Скорина излагал на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры.

Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный. этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить “глупости переписчиков” и “хитрость еретиков” “ошибки прежних переводчиков”. Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения.

Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский наказан смертью за распространение атеистических мыслей. Его рукопись “О существовании Бога”, которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.

Таким образом, в XVI-XVIII вв. в Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарвут, Б. Добгиевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и ействий.

К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духовной жизни под воздействием русской культуры. Постепенно расширялось движение против церковного засилья и власти помещиков. Оно характеризовалось рядом крестьянских унтов, среди которых особо выделяется крестьянское восстание во паве с Кастусем Калиновским (1838-1864). Идеи революционных демократов нашли свое отражение и в литературе того времени X Богушевич, Я. Лучина, М. Богданович).

В 80-е гг. XIX в. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксизма, главный принцип которых – в обосновании революционного преобразования общества.

После революции 1917 г. центрами развития философской мысли становятся Белгосуниверситет, Коммунистический университет, Инбелкульт (с 1929 г. – Академия наук). Там работали известные профессора R Э. Быковский, С. Я. Вольфсон, С. 3. Каценбоген. В 1923 г. было организовано марксистское товарищество, а в 1927 г. – товарищество историков-марксистов. В 1921 г. издан первый учебник по диалектическому материализму С.Я. Вольфсона (выдержал семь изданий).

Так, 20-30-е гг. характеризуются интересом к анализу отношений Философии и собственно наук, разработками проблем категориального Аппарата и методов философской науки. Белорусские философы активно участвовали в философской дискуссии против формализма и механицизма.

30-е гг. – период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и политики рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не получили распространения, а вообще основная задача философской науки в это время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославления успехов на пути строительства социалистического общества, пропаганды идеи процветании наций и культур, прогрессивных изменений в социальной структуре.

Одновременно критиковалось буржуазное общество, идеология и наука. В философских разработках, посвященных проблемам социального развития, преобладала абсолютизация классового хода, научная аргументация часто заменялась навешиванием политических ярлыков. В развитии общественно-политической мысли стал, ского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской ки, что привело к снижению ее познавательных функций, в чительной степени ослабило эвристические возможности философск мышления.

В 50-80-х гг. в белорусской философской мысли разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методолог научного познания и др. Значительное место в философии этого пер да занимают вопросы истории философии, в том числе и истории философской мысли Беларуси. Белорусские ученые издали ряд трудов, посвященных таким мыслителям, как С. Будный, Я. Белобоцкий, Ю. Доманевский, М. Смотрицкий, Л. Филипович, К. Нарбут, и др.

В последние десятилетия значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы: К.Г. Бус, В.И. Степанов, И.Н. Лущицкий, Д.И. Широканов, ЕМ. Бабо А.С. Майхрович, С.А. Падокшин, B.C. Степин, А.В. Бодаков, В.М. Конон и др.

В истории развития философской мысли Беларуси отражал этапы ее общественного развития, а сама философия выступала главным фактором социального и духовного развития белорусского народа и его культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.