Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Объектом политологии, является человеческое общество




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Объектом политологии, является человеческое общество. поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:

1сама политическая власть, ее сущность и структура;

2механизм распределения и осуществления власти;

3легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

· анализ и синтез;

· индукция и дедукция;

· аналогия;

· моделирование;

· классификация;

· абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

· сочетание исторического и логического анализов;

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

· использование статистики (прежде всего электоральной);

· анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

· опрос (анкетный и экспертная оценка);

· лабораторные эксперименты;

· теория игр;

· современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

Социологическая — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры.

Бихевиоралистская — Особое развитие получила.Суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения

Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

Системная -Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы

Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

Психологический подход — Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учёт его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития

Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики

Сравнительная методология -Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Функции:

· Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

· Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

· Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

· Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

· Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

· Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

· Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

В истории политико-правовых учений Древней Греции традиционно выделяют три периода:
— предфилософский (XI—VI вв. до н. э.), в течение которого преобладали мифологические представления о политике, праве и государстве. Гомер, Гераклит, Пифагор;
— философский этап (классический) (VI—IV вв. до н. э.), в рамках которого зародилась и достигла расцвета рационализация государственно-правовых явлений. Этот период связан с учениями софистов, Сократа, Платона, Аристотеля;
— эллинский период являлся периодом кризиса и упадка политико-правовой идеологии (III—I вв. до н. э.) и был связан с именами Эпикура, стоиков и Полибия.
Наибольший интерес в изучении истории политико-правовых учений вызывает классический период.

Политические и правовые идеи античности. Наивысшего развития политическая и правовая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

 

В сочинениях Платона (428 - 347 гг. до н.э.) выдвигается идея создания идеального государства. В произведениях «Государство» и «Законы» Платон утверждал, что существующий общественный строй, будучи предоставлен естественному ходу событий, развивается в направлении от совершенства. При этом выдвигаются две идеи модернизируются до наших дней. Общество должно быть разделено на сословия и власть должна принадлежать философам, ибо только они способны пользоваться ею разумно. Каждое сословие призвано выполнять четко определенные функции.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) воспринял от своего учителя и друга Платона множество политических идей, отверг предложенное им «идеальное государство» и разработал собственную модель «лучшего государства». В своем произведении «Политика» Аристотель выдвигает тезис о неисторической природе государства. Государство, считает Аристотель, существует по природе и предшествует каждому человеку. Каждый человек есть существо политическое, и, следовательно, у него должно быть отношение к государству как отношение любой части к целому.. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную, а также различает правильные и неправильные формы государственною устройства. К правильным формам он отнес монархию (правление одного), аристократию (правление немногих), а к неправильным, в которые в результате «порчи нравов» трансформируются правильные формы государства, Аристотель относит соответственно тиранию, олигархию (правление богатых) и демократию (правление народа).

Аристотель считал среди неправильных - демократию. При этом выдвигается идея, что лучшее состояние общества и гражданина находится где-то на середине и государство, состоящее из средних людей со средним достатком, будет иметь и наилучший государственный строй, Считая, что политика имеет своей задачей выработку законов, основанных ка справедливости, соответствующих правильным формам государства, Аристотель создает существующую до нашего времени модель «среднего класса».

 

Церковь играет в этот период ту же роль, которую в античности выполняло государство, т. е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви. Поэтому центральной проблемой для средневековой политической теории выступает вопрос: какая власть (организация) должна иметь приоритет – духовная или светская, соответственно церковь или государство; как и насколько должны быть разделены их компетенции. Идеологи церкви, обосновывая ее политические притязания, утверждали, что свою власть светские правители получили «через посредство церкви», авторитет которой происходит «непосредственно от Бога». Отсюда безусловная обязанность христианских государей подчиняться владычеству церкви в лице ее главы – папы римского как земного наместника Христа.

Средневековый ученый-богослов, ученик Альберта Великого, Фома Аквинский, разработал в своих сочинениях, прежде всего в сочинении «О правлении властителей», собственный вариант политической философии.

государство –результат общественной природы человека, наделенного свыше свободной рациональной волей. Цель государства - «общее благо», служба обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной, разумной жизни человека в этом мире и приближении его спасения.

Тем самым государство лишается чисто негативных характеристик и приобретает форму органа положительного благосостояния. Функции государства не могут ограничиваться исключительно охраной формального порядка: государство призвано брать на себя заботу о социально-экономической сфере общественной жизни, т. е. контролировать торговлю, проводить разумную налоговую и финансовую политику, препятствовать получению чрезмерных доходов, в целом способствуя увеличению общего уровня благосостояния своего народа. Можно даже утверждать, что в политической теории Фомы были предложены первые элементы концепции «государства всеобщего благоденствия».

Фома Аквинский развил в своей политической философии оригинальную теорию закона. Определяя его как установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто ответственен за благосостояние общества, т. е. правителем (или правителями), мыслитель тем самым предоставлял этому последнему широкий простор для реализации светских принципов.

одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Тита Ливия» (1513-1516), «Государь» (1520-1525), «История Флоренции» (1525) и др.

Но вместе с тем власть не является для Макиавелли самоцелью: это необходимое средство для достижения общего благо, т. е. стабильности и единства государства.

Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло – насколько это необходимо. В основе политического поведения лежит выгода и сила: необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву – чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость и самоуверенность – вот составляющие политического успеха.

По Нового времени сформировались основные национальные школы политической мысли, совершенствовались актуальны и для настоящего политические идеи. Основные идеи этого периода были связаны с развитием двух теорий: общественного

договора и естественного права. Фактически мыслители этого периода пытались дать ответ на вопрос: кто для кого существует - государство для человека, или человек для государства?

ОСОБЕННОСТИ развития политических знаний Нового времени:

- Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни;

- Формирование либеральной политической идеологии;

- Обоснование необходимости разделения властей;

- Формирование концепции прав человека и гражданина.

ТОМАС ГОББС (1588-1679) - По мнению Гоббса, человек - не общественно-политическое существо, а эгоистическая животное ("человек человеку - волк"). Ровная от природы, она получает "право на все", которое в условиях сплошного эгоизма, честолюбия превращается в "право ни на что", в войну всех против всех. Для формирования состояния "человек человеку бог" возникает искусственная организация - государство, отбирает у индивидов естественные права, кроме права на физическую жизнь. Безграничные права государства сосредоточиваются в руках абсолютного монарха, а потому разделение властей на ветви недопустим, потому что опять приведет к гражданской войне. Власть суверена-монарха не подлежит контролю, он - над законом.

По Гоббсу, государство - это и есть общество, а общество - это и есть государство, которые возвышаются над человеком. То есть, по Гоббсу - человек существует для государства, отсюда возникла вся школа тоталитарных учений.

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) - главный основатель классического либерализма. поставил на первое место человека (потребности и интересы человека), на второе - потребности и интересы общества и только на третье - потребности и интересы государства. Этот подход впоследствии был положен в основу политической доктрины классического либерализма.

Государство, по Локку, возникла не вследствие «войны всех против всех", а из первоначального мира и согласия среди равных и свободных людей для обеспечения этих природных, неотчуждаемых прав и защиты частной собственности. Люди, передав государству права, не теряют их. Государство охраняет такие права. А самой совершенной формой государства является не абсолютная, а конституционная монархия. Гарантом предотвращения в ней политического произвола в отношении лица должен быть разделение властей на законодательную, исполнительную (в т.ч. и судебной) и союзное (занимается внешней политикой). Локк выводит три основных права человека:право на жизнь, право на свободу, право на собственность.

ШАРЛЬ Луи Монтескье (1689-1755) - В своих работах - "Персидские письма", "Размышления о причинах величия римлян и их упадка", "О духе законов" - он отмечает, что главная задача государства - обеспечить человеку политические свободы и гражданские свободы Монтескье утверждал, что такое обеспечение политических и гражданских свобод возможно лишь при существовании в государстве независимых друг от друга ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Именно независимость, а не распределение функций между ними, ставил Монтескье на первое место, понимая, однако, что реально в политической жизни может идти только о независимости суда.когда одна власть не позволяет другой злоупотреблять своими функциями, что и является гарантией обеспечения прав и свобод граждан.

Законодательную власть, должен олицетворять двухпалатный парламент, который состоял бы из нижней - народной палаты, депутаты которой избирались бы на основе всеобщего избирательного права всем населением, и верхней - аристократической палаты, палаты пэров, члены которой назначаются из представителей господствующих слоев и передают должности своим наследникам. Такой модели присущи относительная независимость палат, распределение их функций и сдерживания, поскольку обе палаты наделены правом приостановления или отмены решений друг друга. Важнейшей чертой исполнительной власти Монтескье считал скорость действий. А это возможно при условии, когда она сосредоточена в руках одного человека - монарха.

Ни одна из властей не должна обладать полномочиями отменять решения первых двух.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.