Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные вопросы




Среда

Машина

Человек

Прежде всего следует определить границы возможного диапазона лиц, которым предстоит пользоваться анализируемым рабочим местом. Необходимо определить диапазон и возрастные границы, пол, различные размеры тела, интеллект, опыт, подготовку и т. д., которую должны иметь потенциальные потребители. Затем следует определить диапазон и типы задач, а также способности и ограничения потенциальных потребителей. Прежде чем эти аспекты будут окончательно определены, следует рассмотреть область машины и сделать хотя бы предварительный анализ последовательности выполнения операций на ней.

Затем следует проанализировать, как функционируют рассматриваемые машины во взаимодействии с человеком. Нужно отметить, что «машина» в данном контексте используется для обозначения любого аспекта оборудования или задачи; например, если мы анализируем рабочее место маши нистки-стенографистки, то элементами машины будут ее каран­даши или ручка, или папка, а возможно и ее колени, на которых будет лежать папка, и, конечно, тот, кто ей диктует.

При рассмотрении взаимодействия человека и машины полезно представить его в виде замкнутого информационного контура, все части которого должны функционировать соответствующим образом, не вызывая никаких задержек в потоке информации, чтобы обеспечить успешную, безопасную и эффективную работу. Это приводит нас к мысли о работе человека с машиной, как о длинной серии последовательных рядов «информация – решение - действие».

Концепция схемы «информация – решение - действие» позволяет поставить вопрос по каждой схеме:

- получает ли оператор необходимую ему информацию для принятия решения

- достаточно ли адекватно она предъявляется ему на средствах отображения информации;

- может ли он легко и эффективно передать сигнал о принятых решениях или необходимо усовершенствовать органы управления;

- совместимы ли друг с другом средства отображения?

- информации и органы управления и хорошо ли они скомпонованы на панели управления машиной и соответствуют ли компоновке самой машины.

Таким образом, правильный подход (когда за основу взят человек) и деление процесса исследования на информацию (сенсорный вход), решение и действие (моторный выход) удачно сочетается с другим подходом (когда за основу взята машина) и делением процесса на средства отображения информации, органы; управления и компоновку панелей и машины. Такое деление, ориентированное на машину, часто бывает полезным как для организации данных при анализе, так и для их использования в процессе проектирования или представления в каком-либо отчете, когда анализ уже закончен.

Проанализировав работу машины, следует рассмотреть взаимодействие человека с его непосредственным окружением. Необходимо изучить все, что может повлиять на положение, позу и зоны досягаемости потенциальных потребителей, а также комфорт и эффективность их работы. К этому относятся такие аспекты:

- как размер и положение рабочих сидений, столов, верстаков, машин, консолей, ящиков с заготовками и готовыми деталями,

- проходы к соседним машин.

Взяв за основу анализ работы оборудования, рассмотрим взаимосвязи человека с окружающей средой (рис. 7). При этом необходимо изучить физические факторы среды (например, освещение, шум, микроклимат, вентиляция), химические, биологические и психологические факторы (например, рабочая группа, структура команды, условия работы в разные смены, социально-психологические факторы и т. д.). Измеренные характеристики изучаемой фактической среды, а также расчетные или заданные характеристики нового проекта определяются и сравниваются с нормативными требованиями.

Вышеизложенное относится к анализу нормальных условий и обычной рутинной процедуры работы. Здесь же должны специально рассматриваться вопросы о том, что может функционировать неправильно, какие могут возникнуть ошибки и чрезвычайные обстоятельства, какие последовательности операций нерегулярны (например, неожиданное выключение какого-либо органа), какие противоаварийные условия и процедуры требуется предусмотреть и т. д. Ставится непрерывно вопрос «что произойдет, если...» для того, чтобы продумать и предусмотреть устранение нежелательных ситуаций, если они возникнут.

Второй частью этого последнего этапа анализа является, рассмотрение тех проблем, которые характерны для конкретного рассматриваемого случая и которые поэтому не выявлялись при анализе стандартных вопросов в предыдущих разделах. Такие специальные вопросы обычно имеются, и данный раздел служит просто напоминанием для их выделения в общей схеме анализа.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.