Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 20 .Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения




Вопрос 19. Развивающее обучение по системе эльконину-давыдову.

Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретического мышления, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному[9].

В результате обучения по системе Эльконина – Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

 

Традиционная система обучения Развивающая система обучения
Цель: дать определенный объем знаний,умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности –непосредственной, стихийное следствие обучения. Цель: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию. Воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъекта процесса обучения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Развитие личности – прямой, а не опосредованный результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а средством развития.
Психолого-педагогическое основание: развитие течет спонтанно по внутренним законам, а обучение, по выражению Л.С. Выготского, «плетется в хвосте детского развития» Педагогическое следствие этой позиции: принцип доступности учебного содержания, идея обучения с гарантированными результатами. Обучение сводится к упражнению памяти, воображения, восприятия и представляет собой заучивание большого количества правил, способов решения частных задач. Психолого-педагогическое основание: ориентация не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только в этом случае можно вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития. В педагогической практике это выглядит так: если ребенок работает не в зоне своего освоенного умения, а в зоне ближайшего развития, где при определенных условиях он может прорваться и решить задачу, которую раньше не решал, то механизм, который позволил ребенку прорваться, может быть педагогом зафиксирован и возвращен ему как присвоенная способность. Обучение идет впереди развития, учитель может помочь ученику сформировать еще не оформленные способности и тем способствовать его развитию.
Ученик – «объект» обучения. Он – ученик, на которого направлено воздействие учителя, а ученик в силу его пассивности часто бездеятелен. Ученик – «субъект» учения. Он – партнер учителя в учебно-воспитательном процессе, он не ученик, а учащийся, т.е. учащий себя под руководством учителя. Деятельность идет от ученика, а сам процесс получения знаний приобретает характер учебной деятельности.
Цель деятельности учителя и ученика – освоение способа действий путем показа и тренировки. Каждое усвоенное учеником умение нанизывается одно на другое и при первом же столкновении с учебной задачей рассыпается. Цель деятельности заключается не просто в усвоении способа действия, а в усвоении теоретического основания, на котором строятся способы действий.
Учебный процесс протекает через передачу учебной информации учителем, показ и тренировку. Главное - усвоить знания, сформировать умения и навыки. Общие представления опираются на эмпирический опыт, подчиняя его формирование рассудочным правилам Общий принцип действия через показ и тренировку не усвоить. Его нужно извлечь из способа и обобщить, т. е. провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление. Общий принцип действия составляет содержание теоретического знания и является сущностью понятия. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения самим материалом.
Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебный материал, знания, умения, навыки. Учитель предает информацию ученик ее усваивает. Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебная деятельность, которая предполагает учебный материал. Но учитель не преподает, а организует учебную деятельность.
Основная задача: усвоение определенной суммы знаний, умений и навыков. Усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий, которая является основным компонентом содержания развивающего обучения.
Знания, умения и навыки усваиваются в основном вербальным способом, через тренировку, повторение и практические занятия. Понятие здесь – абстрактная форма, облегченная в словесную формулировку. Содержание понятий дается через предметные действия. Понятие здесь – не как форма словесного описания, а как основание его практического преобразования. Ученики все время оперируют характеристиками.  
Основные методы связаны с объяснением и показом Основные методы связаны с организацией деятельности.
Единицей педагогического действия является урок или мероприятие. При этом сначала выбирается единица учебного материала, а потом единица педагогического действия. Единицей педагогического действия является учебная задача, а все предметное содержание построено через систему учебных задач. Здесь вначале выбирается единица учебного действия, а потом уже педагогический материал.
Цель урока или цель упражнения навязывается сверху, т.е. учителем. Принял ли ученик данную цель, учителя практически не волнует. Учитель добивается того, чтобы ученик принял на себя задачу, сформулировал ее для себя, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей.
Моделирование в обучении используется от случая к случаю. Его осуществление во многом зависит от инициативы и творческого настроя учителя. Моделирование является важнейшей составной частью формирования учебной деятельности. Оно – инструмент выяснения внутренней связи в объекте изучения, она помогает ученику выявлять и конкретизировать способы действия. Применять их для решения новых вариантов учебных задач
Преобладающие ФОПД – фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основная форма – коллективно-распределительная форма деятельности. В ходе решения учебнойзадачи возникают ситуации, когда имеющиеся у учащихся способы действия оказываются непригодными для ее решения. Учителю нужно создать такую ситуацию, чтобы хотя бы один ученик догадался о ее решении. Догадка одного ученика подготавливается учебным диалогом, который коллективно подготовлен и тем самым коллективно распределен. Вся работа в классе выстраивается через организацию коллективно- распределительной деятельности между учителем- учеником и учеником-учеником. Основная форма работы – учебный диалог.
Система достаточно инертна по отношению к способам действия учащихся. Способ действия является важнейшим компонентом преобразования и усвоения системы понятий.
Широко используется внешний контроль учителя за деятельностью учеников. Ведущее место уделяется вопросам формирования самоконтроля учащихся, т.е. внутреннему контролю.
Слабо учитываются психологические особенности возраста учащихся. Полностью основывается на учете возрастных особенностей учащихся и построена на основе принципа ведущей деятельности.
  Система авторитарна, что является определённым тормозом в развитии личности ученика.   Процесс учения построен на принципе сотрудничества и соучастия. Широко используются три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество детей с учителем, сотрудничество ученика с самим собой..
  Учебный процесс слабо сфокусирован на успехи и радостные переживания учащихся. Весь учебный процесс основан на радостных переживаниях познания, коллективном труде, самоуправлении и самореализации личности, на организации успеха.  

Вопрос 22. Виды научения. У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным

1. Научение по механизму импринтинга. Представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.

2. Условно-рефлекторное научение. В его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, которые способны породить условно рефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условнорефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.
Условные стимулы обычно являются нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но он научается реагировать на них прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии в данном процессе условные стимулы начинают выполнять сигнальную, или ориентирующую, роль.
3. Оперантное научение. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т. е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок.

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Викарное научение является для человека особенно значимым на ранних стадиях онтогенеза, когда, не владея еще символической функцией, ребенок приобретает богатый и разнообразный человеческий опыт, обучаясь на наглядных примерах путем наблюдения и подражания.

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи и особенно при обучении в школе. Усвоение языка, других систем символов, приобретение способности оперировать ими освобождает человека от непосредственной чувственной привязанности к объектам, делает его научение (обучение, учение, организацию учебной деятельности) возможным в абстрактной, отвлеченной форме.

Научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов:формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

 

Вопрос 21. Соотношение понятий «научение», «учение», «учебная деятельность». Науче́ние — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта.

Важнейший фактор научения - место усваиваемого материала в соответствующей деятельности.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Понятие — учение — относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. (участие самого ученика) Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.
Все понятия относятся к содержанию учебного процесса. Когда же хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.

Учение также определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, рассматривается как разновидность научения. В учебной деятельности участвуют два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.

Отметим некоторые особенности научения, учения,и учебной деятельности. Научение может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности связанный с работой учащегося, однако может выступать как организованный или неорганизованный процесс. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как понятие учение связано со специальной учебной деятельностью.

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки. Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное).

 

Можно сделать вывод, что учебная деятельность это процесс усвоения новых знаний умений навыков, опыта, соответственно научение – это результат учебной деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.