Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. С. Пушкин




Сатиры смелый властелин,

Там в стары годы,

Творчество Державина подготовило почву для поэзии К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина и др. поэтов.

Билет № 23.Русские просветители в век Екатерины II.

Расцвет раннего русского П. относится к 1760—80-м гг., когда появились произведения Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, С. Е. Десницкого и др. Первые русские просветители возлагали надежды на «просвещённого монарха», справедливые законы, основанные на естественном праве, смягчение нравов в результате распространения образования и правильного воспитания; выступали за пробуждение национального самосознания и достоинства личности, за патриотизм, равно чуждый и национальной спеси, и «чужебесию». В сатирических журналах Новикова, в комедиях Фонвизина осуждались помещичье «жестокосердие», невежество, грубость нравов как результат растлевающего влияния крепостнических отношений. Идеал русского просветителя 18 в. — гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам дворянин (Стародум, Правдин в «Недоросле»). В педагогических трудах Новикова вопреки официальной педагогике, пронизанной идеей подчинения личности государству, на первом месте стоял человек, его личность, его счастье.

Распространение идей П. вызвало противодействие российского правительства и церкви. Екатерина II, состоявшая в переписке с многими западноевропейскими просветителями и прослывшая среди них «мудрецом на троне», с русскими просветителями вела борьбу в печати и путём репрессий. Цензурным запретам и искажениям подверглась диссертация Д. С. Аничкова о происхождении религии (1769), Фонвизину было запрещено издавать задуманный им журнал (1788), Новикову — продолжать книгоиздательское дело, сам он был заключён в крепость (1792). Вынуждены были прекратить издательскую деятельность И. А. Крылов (1793) и И. Г. Рахманинов, предпринявший издание сочинений Вольтера (из 20 томов вышло 4). Выход из тупика, в котором оказалась просветительская мысль, был найден А. Н. Радищевым. Он отверг упования на «просвещённого монарха», на благотворную силу просвещения, выдвинул идею народной революции против самодержавия. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) стала вершиной русского П. 18 в., а автор её — родоначальником революционного направления в русском П.

Билет №24.Комедия Д.Фонвизина “Недоросль” как образец произведения классицизма.

Блистал Фонвизин, друг свободы...

Классицизм — литературное направление, которое существовало в XVIII — начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен.

В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на «высокие» и «низкие». Предметом высоких жанров (поэмы, оды, трагедии) мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами — лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии, басни) сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий — мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. «Высокое» и «низкое» никогда не соединялось в одном произведении. В характере героя преобладала единственная черта — положительная или отрицательная. В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными.

Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов. Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности. Цель комедий, по классицизму, — просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом.

Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина «Недоросль». В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. «Недоросль» состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств — действия, времени и места. События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте — в доме помещицы Простаковой.

Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.

В столкновении «злых» и «добродетельных» героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.

Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.

Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены «говорящими» именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин.

Три темы проходят через драматическое произведение Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России.

Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: «Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!»

Другая проблема «Недоросля» — это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, «каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно... за тем, за чем к больным врача призывают», Стародум с полной убежденностью отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». В уста Стародума автор вкладывает еще одну свою мысль: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Таким образом, комедия «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа — это смех и порок можно и нужно изображать смешным.

Билет №25.Просветительские идеи в “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева.

В творчестве А.Н. Радищева, известного русского просветителя, нашли отражение традиции русской литературы и культуры, о чем писали Ю. М. Лотман, В.М. Живов, Н.Д. Кочеткова. Использование жанра жития («Житие Федора Васильевича Ушакова», «Положив непреоборимую преграду») в сочетании с автобиографическим и исповедальным началом [1] позволяло автору выразить просветительские идеи в форме, освященной традицией. А. Н. Радищева отличает внимание к слову, высокая филологическая образованность. Из воспоминаний современников известно, что он специально занимался церковнославянским языком, владел несколькими европейскими языками, читал в оригинале писателей античности, знал французскую, английскую и немецкую литературу, а также памятники церковного красноречия и произведения древнерусской литературы [2]. Последние служили ему источником вдохновения («Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» написаны под впечатлением от «Слова о полку Игореве»). «Слово о Ломоносове» по своим структурным характеристикам и идейному заданию отсылает читателя по меньшей мере к трем жанрам древнерусской литературы: житию, поучению и собственно слову. Наставление крестецкого дворянина в «Путешествии из Петербурга в Москву» имеет много общего не только с теоретическими выкладками западноевропейских просветителей, в частности, Руссо, но и с «Поучением Владимира Мономаха».

А.Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» использовал средства из разных регистров русского языка XVIII в., что отмечали многие исследователи (В.В. Виноградов, А.И. Горшков, В.М. Живов). Высокий стиль занимает особое место в системе художественных средств А.Н. Радищева, он связан с духовными и идейными исканиями автора. Автор обращается к нему тогда, когда стремится подчеркнуть важность темы. В «Путешествии» высокий стиль выполняет несколько функций, в частности, является отражением духовных исканий писателя.

Появление обращений к Богу в «Путешествии из Петербурга в Москву», как правило, обусловлено развитием сюжета. Первое обращение приведено во второй главе, в «Софии», когда путешественник размышляет о сне и смерти: «Отче Всеблагий, неужели отвратишь взоры свои от скончевающего бедственное житие свое мужественно? Тебе, источнику всех благ, приносится сия жертва. Ты един даешь крепость, когда естество трепещет, содрогается. Се глас отчий, взывающий к себе свое чадо. Ты жизнь мне дал, тебе ее и возвращаю; на земли она стала уже бесполезна» [3]. В этом отрывке появляются мотивы жертвы, мужества, идея о том, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью.

Второе обращение к Творцу в главе «Чудово», когда приятель путешественника Ч… рассказывает, как чуть не утонул, катаясь по Финскому заливу, является модифицированной молитвой. Когда потерпевшие крушение были спасены, Ч… рассказывает: «Вышед из судна, я пал на колени, возвел руки на небо: "Отче всесильный, – возопил я, – тебе угодно, да живем; ты нас водил на испытание, да будет воля твоя"». Далее приводятся размышления Ч…, которые отражают сомнения человека XVIII в. и характерные для Радищева антропологические воззрения [2]: «Се слабое, мой друг, изображение того, что я чувствовал. Ужас последнего часа прободал мою душу, я видел то мгновение, что я существовать перестану. Но что я буду? Не знаю. Страшная неизвестность. Вообрази себя, мой друг, на краю гроба, не почувствуешь ли корчащий мраз, лиющийся в твоих жилах…».

Затем в «Спасской Полести» печальная судьба человека, лишенного имения, чести и любимой жены, заставляет путешественника обратиться к Всевышнему со словами, в которых явственно слышится упрек миропорядку: «О Богочеловек! Почто писал ты закон твой для варваров? Они, крестяся во имя твое, кровавые приносят жертвы злобе. Почто ты для них мягкосерд был? Вместо обещания будущия казни, усугубил бы казнь настоящую и, совесть возжигая по мере злодеяния, не дал бы им покоя денно-ночно, доколь страданием своим не загладят все злое, еже сотворили». Выражение «Богочеловек», замещающее Христа, и сам характер рассуждения приближают сакральное к земному; заповеди приобретают юридическое значение («Почто писал ты закон свой для варваров?»). Отметим, что варварами Радищев часто называет в «Путешествии» жестоких помещиков.

В главе «Крестьцы» после расставания крестецкого дворянина с сыновьями приведена его молитва: «Между тем пригорок скрыл отъехавших юношей от взоров наших; пришед в себя, старец стал на колени и возвел руки и взоры на небо: "Господи, – возопил он, – молю тебя, да укрепишь их в стезях добродетели, молю, блажени да будут. Веси, николи не утруждал тебя, Отец Всещедрый, бесполезною молитвою. Уверен в душе моей, яко благ еси и правосуден. Любезнейшее тебе в нас есть добродетель; деяния чистого сердца суть наилучшая для тебя жертва... Отлучил я ныне от себя сынов моих... Господи, да будет на них воля твоя". – Смущен, но тверд в надеянии своем отъехал он в свое жилище». Литургический текст «яко благ и человеколюбец Бог еси» меняется на «яко благ еси и правосуден». Писатель вносит в молитвы новое содержание, акцентируя понятия, которые приобретают особое звучание в контексте идейных исканий Радищева: добродетель, закон, совесть, справедливость, твердость, чистое, искреннее сердце.

Молитвенные обращения, которые приводит Радищев, отличаются от канонических. Его вера – не ортодоксальное православие, где нет «бесполезных молитв», но вера человека эпохи Просвещения. Бог – творец всего мира, «Отец Всещедрый», и за это ему возносят благодарность, но в наших судьбах Бог не властен. А.Н. Радищев всю ответственность за поступки человека возлагает на него самого, признавая за ним право не верить и сомневаться в существовании загробной жизни, как это делает его приятель в главе «Чудово». В молитве крестецкого дворянина рационалистическое сомнение противопоставляется иррациональной уверенности, надежде: «уверен в душе моей», «смущен, но тверд в надеянии своем». Наконец в «Слове о Ломоносове» духовные поиски А.Н. Радищева отливаются в формулу, противоположную более поздней и рожденной другими обстоятельствами формуле Достоевского. Ф.М. Достоевский писал, что, если придется выбирать между Христом и истиной, он оставит истину и последует за Христом. Радищев пишет: «Истина есть высшее для нас божество, и если бы Всесильный восхотел изменить ее образ, являлся не в ней, лицо наше будет от него отвращенно».

В «Путешествии из Петербурга в Москву» обращение к Богу занимает особое место среди функций, которые выполняет высокий стиль у Радищева. Устойчивые молитвословные формулы были творчески преобразованы писателем с позиций Просвещения. Изменяя текст канонических молитв, Радищев подчеркивает те качества Творца, которые были особенно важны для него в идеологическом отношении.

В тексте «Путешествия» молитва обрамляется описанием выразительных жестов и повышением голоса персонажей: «я пал на колени, возвел руки на небо», «Господи, – возопил я», «старец стал на колени и возвел руки и взоры на небо» и т. д. Это характерно уже для литературы романтизма. Обращение к Богу никогда не бывает смиренным, в нем всегда заложена возможность спора или сомнения, что также соотносится с бунтарским романтизмом европейской литературы (Дж. Байрон, Ч. Метьюрин). Интерпретируя молитвенные каноны, наибольшей трансформации Радищев подвергает образ Творца и образ молящегося, поскольку последний вкладывает в свое обращение к Богу новые, просветительские трактовки христианских заповедей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.