Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №10. 1. Рыночный механизм и основные его элементы




1. Рыночный механизм и основные его элементы

Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. По определению Булатова, рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Основное его значение таково: рынок — это место встреч покупателей и продавцов, экономических благ. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

В рыночном механизме нет индивидов или организаций, которые, как в командной системе, занимая место между производителями и потребителями, решали бы экономические проблемы: что производить? как производить? для кого производить? Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей товаров и услуг, которые общаются на языке цен. Рыночная экономика выступает относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему взаимодействия производителей и потребителей.

Наличие таких характеристик как целостность, организованность, управляемость, целенаправленность, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды, позволяет говорить о рыночной экономике как открытой системе, которая энергию и ресурсы получает в основном из природной среды, а значительную часть необходимой информации - из политической духовной правовой и других сфер жизни общества. Важнейшей характеристикой данной системы является и то, что люди выступают ее основным компонентом, поэтому рынок представляет собой социотехническую систему.

Условия необходимые для функционирования рыночной системы:

1. наличие свободного товаропроизводителя

2. конкуренция (борьба товаропроизводителей за реализацию своих экономических интересов), которая побуждает снижать издержки, увеличивать производительность труда, повышать качество товара

3. свободные равновесные цены (спрос и предложение ведут к тому уровню цены, на которой решения о купле и продаже взаимосогласуются).

Главные фигуры рыночной экономики - производитель – экономический субъект, производящий товары или оказывающий услуги и доставляющий их на рынок, и потребитель – экономический субъект, который приобретает необходимые ему блага и услуги для удовлетворения своих потребностей. Первый обеспечивает предложение, второй представляет спрос.

Виды рынков:

1. Рынок средств производства (машины, оборудование, сырье, топливные ресурсы и др.)

2. Рынок рабочей силы (для работодателей и наемных работников)

3. Рынок капитала и финансов (кредит, акции и облигации)

4. Рынок потребительских товаров (продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.д.)

5. Рынок информационных материалов и информационных услуг

6. Рынок услуг (коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции и др.)

Функции рынка:

1.Ценообразующая функция: в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена.

2.Информационная функция: заключается в том, что рынок выявляет общественные потребности, спрос на товары и услуги, а также дает производителям и продавцам информацию об ориентировочной цене и качестве продуктов.

3.Регулирующая функция проявляется в распределении и перераспределении ресурсов в соответствии с платежеспособным спросом, в установлении свободных равновесных цен; определяет структуру предложения.

4.Посредническая функция: рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

5.Санирующая функция: рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.