Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы интересов современной России




Группа интересов – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Группы интересов – формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации, холдинги, корпорации и т. д.). Так как группы интересов являются жесткой организационной структурой, они могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны. В политической жизни современной России выделяют следующие группы интересов, использующие инструменты лоббирования и оказывающие воздействие на политическую власть:

1) ассоциации предпринимателей, товаропроизводителей и др. (Торгово-промышленная палата России (ТПП), представляющая интересы предпринимательских объединений федерального, республиканского и местного уровней, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков и т. д.);

2) административно-финансовые группы, сформировавшиеся из крупных государственных объединений, ведомств, создавших собственную инфраструктуру (например, административно-финансовая группа РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);

3) финансово-промышленные группы, сформированные на основе крупных банков, купивших промышленные предприятия;

4) промышленно-финансовые группы, сформированные на основе предприятий, обслуживаемых банковскими структурами;

5) ведущие профсоюзные объединения (Федерация независимых профсоюзов России);

6) депутатские группы в федеральном и местных парламентах;

7) организованные бюрократические группировки в исполнительных, президентских и иных органах власти;

8) территориальные группы, основанные на защите интересов, опосредованно связанные со специфическими интересами населения данной территории (например, отношения Республики Саха – Якутия и компании «Алмазы России – Саха»);

9) политические партии и движения, выступающие в роли групп давления;

10) финансово-экономические и политические международные и национальные фонды, выполняющие функции групп давления;

11) нелегальные криминальные структуры, воздействующие на органы власти, и др.

Свои усилия группы интересов концентрируют в сфере законодательства, на участии в подготовке законопроектов, разработке финансовой, национальной, налоговой, культурной политики. Свою роль в политике группы интересов реализуют также через воздействие на общественное мнение (СМИ, акции, шествия, pr-кампании и т. д.).

Эффективность деятельности группы интересов во многом зависит от ее ресурсов, среди которых – собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и др.

Назначение групп интересов, в отличие от политических партий, цель которых – завоевание власти, заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

В научной литературе приводится различная типология групп интересов по разным критериям. Для сформировавшихся в российском обществе групп интересов наиболее очевидной представляется их классификация по общественным сферам их деятельности:

· организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

· организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

· организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);

· организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

· организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

Организационно-правовые формы общественных объединений граждан в Российской Федерации даны в Федеральном законе «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой в 1995 году.

В этом документе общественное объединение определяется как наиболее широкое понятие, включающее в себя различные организационные формы, в которых реализуется конституционное право граждан на объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Закон устанавливает организационно-правовые нормы таких объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Формирование и функционирование всех форм общественных объединений основаны на принципах добровольности, равноправия их членов, самоуправления и гласности. Граждане вправе создавать по своему выбору общественное объединение без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственная регистрация необходима лишь для приобретения прав юридического лица. Закон не допускает вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательства общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов. Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели. Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.

Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления». Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов.

33. Политический лоббизм: природа, формы проявления и методы деятельности.

Лоббизм (от англ. lobby – коридор, вестибюль) – система средств и факторов для оказания необходимого влияния на политиков и государственных служащих, принимающих решения на федеральном или региональном уровне, с целью обеспечения интересов соответствующих групп. Авторитетные политические или государственные деятели, представляющие интересы групп давления, могут функционировать в качестве лоббистов. Лоббизм представляет собой не только закулисные действия, но и систему аргументации, механизмы подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах.

В странах, где допускается свободное участие граждан в политической жизни и признается право человека воздействовать на работу представляющих его интересы государственных органов, существует такое явление, как лоббизм.

Лоббизм чаще всего преследует экономические цели, но поскольку только ими не ограничивается, то по степени влияния на принятие тех или иных политических решений, несомненно, приобретает политический характер.

В проекте Закона Государственной Думы "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" (1996г.) лоббизм определяется как деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.

Каковы исторические корни возникновения и развития лоббизма? Лоббизм - от английского lobby - коридор, крытая площадка. В XVI в. так называли прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так стали называть помещение для прогулок в палате общин парламента Англии. Политический оттенок это слово приобрело лишь два столетия спустя, причем в Америке, где в конце XIX столетия словом "лоббирование" начали называть покупку голосов в коридорах конгресса. В Англии такая политика считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах.

Лоббизм оформился в организации первоначально в США. Закон о регулировании лоббизма был принят там в 1946 гг. Число лоббистов в Вашингтоне превышает количество депутатов обеих палат. В Великобритании их называют парламентскими агентами. Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Основная задача этих организаций - добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащих общественным интересам.

Отметим, что партии артикулируют и агрегируют интересы далеко не всех политических и социальных групп общества. Лоббистские группировки как раз и восполняют этот недостаток: они выражают и отстаивают иные интересы, прежде всего корпоративные и политические, реализуя тем самым в парламенте представительство:

- партийное (политическое),

- корпоративное,

- профессиональное,

- этническое,

- социальное,

- региональное и др.

При наличии двух таких систем влияния на властные структуры -партийной и лоббистской - в цивилизованном, правовом, демократическом государстве осуществляется наиболее полное представительство социальных и иных интересов, а это значит, что политические решения наиболее адекватно отвечают социальному и политическому заказу общества.

Лоббизм сегодня - вопреки обыденным представлениям - не только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах и др.

Лоббизм - многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения. Середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели. профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т.п.

Основа лоббизма - та или иная социальная, политическая, этническая или какая-либо другая группа, движение. Частично механизм лоббирования находится под контролем, но сама природа этого феномена исключает возможность полного контроля. Сильнейшим, к примеру, в США считается лобби военно-промышленного комплекса.

Существование лоббистских организаций обычно не связано с усложнением парламентских и правительственных структур, с дополнительными нагрузками на бюджет.

Лоббистские организации - частный институт. Они существуют при парламенте, вокруг парламента или правительства, но в организационном плане совершенно независимы. Как правило, они находятся на полном финансовом самообеспечении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 6486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.