Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм




Война — это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской, или межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами (Клаузевиц К. фон. О войне и мире. М., 1934. С. 5, 27).

Многие западные политологи ищут причины войн в "извечной агрессивности" человека. Марксизм-ленинизм связывает войны с возникновением частной собственности, появлением эксплуатации человека человеком и антагонистических классов. С исчезновением частной собственности, считали классики марксизма-ленинизма, исчезнут и войны.

Особенно опасны войны в наше время, время ядерного и химического оружия, когда любая локальная война может привести к мировому военному пожару.

Революция — это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества. Первым актом, знаменующим переход от одной общественно-экономической формации к другой, является революция политическая, т.е. завоевание политической власти революционным классом. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх и революция терпит поражение (революция 1848 г. в Германии, Парижская Коммуна 1871 г., демократическая революция в 30-е rr. в Испании).

Американские социологи Л. Эдварс, Д. Питти, К. Бринтон утверждают, что существует некий "фатальный закон термидора", согласно которому каждая революция неизбежно перерастает в контрреволюцию и заканчивается реставрацией старых порядков. Название сформулированного ими закона происходит от Термидорианского переворота 27 — 28 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), свергнувшего якобинскую диктатуру и положившего конец Великой французской революции. В результате этого переворота были ликвидированы революционные завоевания и начался контрреволюционный террор.

Диктатура — система политического господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти отдельными группами или лицами, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.

48. Политический плюрализм: природа, принципы и формы осуществления.

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Политический плюрализм — закономерное следствие таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести, прав на объединение, на политическое участие в движениях и организациях. Статья 13 Конституции РФ (1993) утверждает важность идеологического и политического многообразия, многопартийности. В СССР в течение длительного времени существовала государственная общеобязательная идеология — марксизм-ленинизм, а политический плюрализм не допускался. Памятуя об этом иеторическом опыте, Конституция РФ специально подчеркивает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной общеобязательной и в России признается идеологическое многообразие. Его гарантиями являются отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания и т. д. Формирование в современной России политического плюрализма знаменовало разрыв с советским прошлым, когда в стране существовала одна партия — КПСС, именовавшаяся руководящей силой общества и сросшаяся с подчиненным ей государственным аппаратом. На 1 марта 1999 в России было 139 зарегистрированных политических партий и объединений.

Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся терпимость к оппонентам (противникам в публичной беседе, дискуссии и т. п.), готовность к компромиссам, поиск консенсуса (согласия).

Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима.

Он обусловлен другими проявлениями многообразия в социальных отношениях, имеет корни прежде всего в экономике — множественности видов собственности, способных взаимодействовать и конкурировать между собой; в социальной структуре общества — в наличии равноправия различных социальных групп; понимании значения многообразия, его поддержки и сохранения в социальных отношениях; в культуре — в развитии множества направлений и форм проявления самобытности людей; в мировоззрении плюрализм выражается в уважении духовного выбора и предпочтения людей, отказе государства от осуществления мировоззренческой функции в обществе, деидеологизации его структуры.

Политический плюрализм — показатель и результат зрелости процесса становления демократической политической системы, возникающий в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта, говорящего, что основой стабильной и способной к изменению политической системы служит не унификация, подавляющая специфические интересы, потребности, ориентации разных социальных и политических групп, а признание естественности их различия и значения поддержки условий для его сохранения и воспроизведения. При этом необходимо иметь в виду, что плюрализм — это не только множественность, но и совместимость интересов, без чего блокируется любой механизм осуществления власти в обществе политическими средствами. Это единство многообразия, и поэтому кроме различий в рамках социального и политического плюрализма должны быть определенные общие точки зрения, единые принципы, которые бы разделялись и принимались всеми участниками политического процесса, именно отсюда вытекает возможность реализации известного принципа плюрсишстическои политики, смысл которого заключается в стремлении не к ликвидации различий, а к управлению ими.

Плюрализм в обществе может быть как конструктивным, когда различия социальных интересов, подходов к проблемам, способах выражения политических позиций укрепляют, стабилизируют общество, усиливают эффективность его политических институтов, и деструктивным, когда различия становятся базой социальной дезинтеграции, нарастающего роста социальных конфликтов и кризисных ситуаций. Конструктивный плюрализм предполагает необходимость сопоставления позиций и интересов, возможность неполноты собственной истины. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, исходит из возможности достижения консенсуса по определенным проблемам. Деструктивный плюрализм характеризуется отношением к оппоненту как к врагу, с которым невозможен какой-либо тип сотрудничества. Он исходит из своеобразного понимания истины — не как процесса совместного поиска, а как некоего дара, которым кто-то безраздельно владеет, а кто-то также полностью этого лишен. Естественно, никакого сотрудничества с носителями ложных истин быть не может.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.