Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская сущность труда




Действительная суть понятия труда действительно часто искажается в философско-

экономических исследованиях отечественных ученых. На пример Батищев Г.С.

утверждает, что "Труд еще не есть такое "полное развитие самой деятельности", еще не

есть полное развитие культурно-исторического, человеческого производства" [16].

Известный социолог Г. Зиммель в своем философском трактате "философия труда"

демонстрирует абсолютное непонимание философской нагрузки понятия труда. Он

утверждает, что ":при нормальных условиях труд всякого рабочего создает большую

ценность, чем издержки производства" [17]. Во-первых, деятельный процесс рабочего не

может являться трудовым процессом; во-вторых, рабочий человек не способен создавать

действительную ценность. Зиммель не ограничивается своим не пониманием сущности

труда, более того, он совершает новые открытия: у него машины (оборудования) и

животные тоже физически трудятся. Сразу отметим, что труд и работа человека

различаются между собой по качеству самого процесса опредмечивания (любой

деятельности вообще) и всего лишь, а суть этой различии выражается в степени

человеческой свободы как таковой.

Труд как деятельность является только целесообразной человеческой деятельностью, при

которой исключается присвоение чужого конечного продукта - это во-первых, а, во-

вторых, труд, как социальное качество, присущее только человеку (обществу),

представляет собой процесс внутреннего переживания человека, возвышающий его

человеческие качества - человечность.

На сегодняшний день более или менее полным и точным определением "труда" можно

считать определение, предложенное профессором

Пачкория Д.С.: "Труд - это внешняя и целесообразная форма свободного проявления

внутренних сущностных сил (рабочая сила) человека, благодаря которому создается

производимое (искусственное) богатство. Труд - сущностное призвание человека, его

субстанциональное могущество и наслаждение жизнью. Развлечения, игры, тренировки и

тому подобное, разумеется, виды человеческого действия, однако, они не являются

трудом, так как труд - субстанция человека, очевидно, он является предикатом человека и

не характерен для других феноменов. Рабочий скот или станок могут не трудиться, а

работать. Работа представляет собой животный, античеловеческий, принудительный (все

равно внеэкономическое это принуждение или экономическое) вид труда. Поэтому раб,

крепостной крестьянин, рабочий лишены труда как радости, как наслаждения жизнью, и

они, в сущности, не трудятся, а работают (к сожалению, во многих языках и сегодня не

подыскивается возможность адекватного отражения этих явлений). Более того,

значительная часть творческой интеллигенции все еще в большей степени работает, а не

трудится. Труд является принадлежностью царства свободы, а работа - царства

необходимости. Труду соответствует понятие свободного времени, работе же - понятие

рабочего времени".

 

25)патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья

духовное наследие Отцов и Учителей церкви в христианских богословских кругах получило название: "Патристика". В истории европейской философской мысли деятели патристики сыграли двойственную роль: с одной стороны они положили конец философии античной, а с другой - положили начало философии средневековой.Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого философа Фридриха Ничше (1844-1900), "христианство испортило кровь философии". Церковь сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение.Сами деятели патристики не были философами, - вони были богословами. Содержание своей теологии/философии они вычитывали в текстах Старого и Нового заветов, брали из решения Вселенских и поместных соборов, в текстах произведений церковных авторитетов, - у своих предшественников, тех же Отцов и Учителей церкви. Именно таким образом в христианстве утвердилось "аргументированное учение" о том, каким образом Бог за шесть дней создал весь материальный и духовный мир. Это учение впоследствии получило название: "Креационизм". Таким же образом были созданы все другие концепции религиозного вероучения: Иммортализм - учение о бессмертии души; Экклесиология - учение о месте церкви в деле спасения человека; Христология - учение о соотношении человеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа; Сотериология - учение о факторах и путях спасения; Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и един по существу; Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной и человечества и тому подобные трактовки христианского религиозного мировоззрения. На основе перечисленных выше богословских концепций и в их рамках началась история и развитие в Европе средневековой философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные этапы формирования европейской философской мысли оказало творчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера). Мы остановимся только на рассмотрении взглядов Блаженного Августина.3.г. Августин, епископ гиппонский (354-430) из позиций неоплатонизму впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразному истолковании им христианских верований он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения мира - в библейском рассказе о шести днях творения; причину существования в мире зла - в грехопадении Адама и Евы, которые съели запрещенный Богом плод из дерева добра и зла; смысл жизни человека - в ожидании Страшного суда и Царства божьего на земле; приобретение истинных мировоззренческих знания - в восприятии на веру всего церковного учения и так далее.Августин был плодовитым богословом и философом. Хотя у него есть свыше десятка чисто философских произведений, свою философию он наиболее полно изложил в сугубо богословских произведениях. Самыми значительными - и по содержанию, и по объему, и по влиянию на историю философской мысли - являются два его большие произведения: "De civitatae Dei" (О граде божьем) и "Confession" (Исповедь). В первом из них Августин пишет о Церкви, как городе божьем на земле (Церковь воинствующая) и город божий на небе (Церковь торжествующая); во втором - о своем переходе от язычества до христианства, о жизни грешника до христианства и жизни по божьему предназначению после принятия христианства. Оба произведения нашли не только своих учеников, но и подражателей. По стилю произведений Августина целая плеяда видных деятелей европейской культуры расписывали будущие проекты коммунистического общества (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле) писали биографические исповеди (Пьер Абеляр, Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой). Августин ввел в христианское мировоззрение мысли и стиль философствования Платона и его последователей, особенно неоплатоников. В так называемой христианской философии до настоящего времени существует направление августинианства, есть монашеские ордена, которые следуют образу жизни святого Августина(августинианцы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.