Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 63. Система высших органов власти и управления Московского государства.




По М. Владимирскому-Буданову.

Эпоха 1-я (XIV и первая половина XV в.). Земская система органов центрального управления уничтожается в Московском государстве довольно рано: в 1374-75 годах.

Оставались лишь органы вотчинного (или дворцового) управления. При малом объеме княжеств, князь управляет лично сам при помощи своих приказчиков, а именно: тиунов (дворского), казначеев и дьяков. С усложнением дел (при расширении границ княжества) в дворцовом управлении различаются уже ведомства – пути (данный путному боярину в ведение хозяйтсвенный комплекс). Впрочем, для дел судных в самой Москве были наместники: один «большой» и два – «третники» (назначенные вследствие общего участия потомков Калиты в управлении городом Москвой).

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Являлась продолжением княжеской думы(княжеский совет с дружиной) в конце XIV века. Носит характер высшего совещательного, а не ограничительного учреждения.

Осуществляла функции:

-участвовала в принятии законов вместе с царем, а затем и в составе Земского Собора;

-восполняет пробелы в законодательстве;

-утверждает налоги;

-контрольного надзора за наместниками, затем за воеводами;

-рапоряжалась раздачей поместий и вотчин.

 

Эпоха 2-я (с половины XV до половины XVI в.) составляет переход от личного управления к организации учреждений и вместе от дворцового (вотчинного) характера их к государственному. Известному лицу приказывается особое ведомство, как постоянное.

 

Эпоха 3-я (с половины XVI в. и XVII в.) есть время действия учреждений – приказов (иначе именуемых палатами, избами, дворами). Приказы - это органы центрально-отраслевого управления. Полное образование системы приказов должно быть отнесено ко времени Иоанна IV и Феодора Иоанновича. Из личного управления дворецкого и казначеев возникают древнейшие приказы дворцово-финансовые: большого дворца и большой казны.

 

Земские соборы появляются в 1549 году, как сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями. Осуществляли функции:

-избрания царя на царство (Федор Иванович 1584 год);

-кодификация законов (Судебник 1550 года, Соборное Уложение 1649 года);

-«церковного устроения» в годы раскола.

 

 

История местного управления делится на три эпохи: а) время действия системы кормления, т. е. управления через наместников и волостелей (до половины XVI в.); 6) время действия самоуправления (от половины XVI в. до начала XVII в.); в) время действия приказно-воеводского управления в соединении с самоуправлением (XVII в.).

 

а) Система кормления. До середины XVI века. Основные должностные лица: Наместники и Волостели, которые управляются в уездах и волостях и содержатся на системе кормлений. Главное значение наместничьего управления заключалось в приведении провинции в связь с государством, а не во внутреннем управлении провинции. Для последней цели в каждом уезде была своя выборная система органов самоуправления такая же, как и в 1-м периоде, именно: соцкие и старосты; иногда в провинцию подолгу не назначаемы были наместники. И при наличности наместников управление налогами и полицией находится в руках выборныхэ. Они же участвуют в суде вместе с наместником; «наместником и их тиуном без соцких и без добрых людей не судити суд». В подразделениях провинции были выборные подчиненные органы (пятидесятские, десятские).

6) Земское самоуправление XVI в. В XVI в. Сначала учреждение специальных органов самоуправления рядом с наместниками (губные учреждения), а потом – к полной отмене наместничьей власти и к введению общего земского самоуправления (земские учреждения).

Губные учреждения. Кормленщики, преследуя свои частные цели, не обращали внимания на благоустройство провинции, а выборные власти были стеснены в своих действиях присутствием власти наместника. Тогда, по просьбе самого населения, с 30-х годов XVI в. в каждом уезде устанавливаются выборные губные власти для преследования разбойников и суда над ними. Округами губными сначала были города и волости; но затем в каждом уезде устанавливается одно губное ведомство.
Губные власти суть: губной староста (сначала несколько на уезде), избираемый из дворян или детей боярских грамотных. Избранный являлся в Москву и здесь получал утверждение и наказ. При нем старосты, десятские и лучшие люди — человек 5 или 6. Впрочем, эти последние уже были и при наместничьем управлении; впоследствии они заменены целовальниками (до 4-х); при них – губной дьяк. Все вместе эти власти составляют одно учреждение – губную избу.
Компетенция губных властей простирается на уголовную полицию (поимку преступников), суд над разбойниками, а после и над татями, убийцами и поджигателями, и заведывание тюрьмами. Впоследствии губные учреждения заменяли собой все областное управление. При отмене наместничьего управления в уездах вовсе не стало органов правительства, которое, не имея на кого возложить приказные дела (финансовые и административные), нередко обращалось к губным старостам.

 

Земские учреждения. В половине XVI в. правительство решилось покончить совсем с началом кормления: в указе 1555 г. реформа приведена была в исполнение повсеместно. Взамен наместничьего корма установлен оброк с провинций, получивших земские учреждения.
Власти земские суть: излюбленные головы, впоследствии повсюду именуемые старостами (сначала в каждом округе несколько, потом – один), земский дьяк и лучшие люди (целовальники в различном числе от 2 до 10, именуемые также земскими судьями). Для полицейского управления эти власти пользуются прежними выборными каждой общины: соцкими, патидесяцкими.
Компетенция земских властей простиралась на все ветви управления (полицейское, финансовое, экономическое) и суда; по делам уголовным им предоставляется окончательное решение даже дел, ведущих к смертной казни. В этом последнем роде дел земские учреждения должны были войти в коллизию с губными, которая разрешалась или тем, что земские власти судят вместе с губными, или земские власти вовсе не судят губных дел, или губные учреждения перестают действовать в тех округах, где введены земские учреждения.

 

в)Приказно-воеводская система управления. К XVII веку земских и губных старост заменяют воеводы. Власть которых распространяется на весь уезд.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.