Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3




Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми, задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не. только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Tax, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

Каждый из познавательных процессов имеет собственные характеристики и организацию, вносит свой вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

 

Психические познавательные процессы условно делятся на относительно простые и относительно сложные.

Именно через них осуществляется познание мира человеком на различных этапах его развития. Это познание мира можно разделить на следующие этапы: живое созерцание > абстрактноемышление > практическая деятельность.

Живое созерцание включает:

Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знание лишь отдельных свойств предмета (например о том, что это предмет твердый, холодный, гладкий и т.п.).

Физиологической основой ощущений выступают процессы, протекающие в анализаторах.

Анализатор состоит из 3 частей:
- рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах, именно они воспринимают раздражение;
- проводящих путей (нервов), по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;
- отделов мозга соответствующих участков коры головного мозга (анализаторов), перерабатывающих нервные сигналы, поступающие от рецепторов.

Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, юука, вкуса и т.д.

Основные свойства анализаторов:
Высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого нарушает ощущение.

Адаптация - способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. При входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы. Глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут частично, 40 минут - достаточно и 80 минут полностью. Это особенно необходимо учитывать при вождении автомобиля в ночное время.

Тренируемостъ анализаторов - повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности.

Последовательные образы - способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя.

Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования. Например, след от взгляда на солнце сохраняется некоторое время и после закрытия глаз.

Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение (нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света-0,001 свечи).

Максимальный порог ощущений - определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. (Звуковое колебание силой более 120 дцб ощущается уже как болевое).

Порог различия - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. (Величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины).

Диапазон чувствительности определяет пропускную способность анализатора. Он равен «рабочей зоне», лежащей между минимальным и максимальным порогами ощущений. Каждому человеку свойственен свой диапазон чувствительности. При помощи соответствующих тренировок он может расширяться. В процессе профессиональной деятельности он также может либо расширяться, либо сужаться.

Синестезия — процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и соответствующих тренировок. (Слабый звук обостряет зрение).

Для характеристики ощущений используются такие их свойства, как качество, длительность, интенсивность и др.

Ощущения возникают с некоторой (очень малой) задержкой после действия раздражителя. Это запаздывание называется латентным (скрытым) периодом ощущения.

Он влияет на пропускную способность анализаторов и взаимодействие между ними. Это влияние носит как положительный, так и отрицательный характер. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наша психика «не работает в режиме реального времени». Это зачастую обуславливает так называемый «человеческий фактор» абсолютного большинства аварий и техногенных катастроф.

Как правило, снижение чувствительности одного из анализаторов влечет за собой повышение чувствительности других. У людей, потерявших полностью или частично зрение, как правило, обострены слуховые, тактильные ощущения, обоняние.

Ощущения выполняют регуляторную функцию. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями.

Ощущение - начальный этап всякого познания.

Восприятие (перцепция) - отражение в сознании непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и свойств.

Содержание восприятия во многом зависит от приобретённого опыта. Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения.

Константность - выражается в относительной способности сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия. Например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения; благодаря этому человек может воспринимать и познавать мир устойчивых вещей, сохраняющих свои основные признаки при малейшем изменении, например, освещенности или расстояния до воспринимаемого объекта.

Предметность восприятия заключается в том, что человек, воспринимая информацию от внешних источников, относит их к отрешённой внешней (предметной) среде. Другими словами, воспринимаемые человеком психические образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира.

Целостность - выражается в формировании целостного образа объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его отдельными составляющими. Даже при неполной информации об объекте восприятие позволяет мысленно «достраивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем. Например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллюзии.

Обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

Осмысленность состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных, образов просто не существует. Восприятие включает в себя непрерывный поиск наилучшего объяснения (осмысления) того, что отражается в сознании индивида. Осмысленность всегда дополняется прошлым опытом и предполагает обязательное понимание того, что воспринимается.

Активность - человек активно воспринимает окружающую действительность.

Избирательность - преимущественное выделение одних объектов на фоне других. Более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном.

Аперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов. Воспринимаемая реальность разделяется на два слоя-образ предмета (фигуру) и образ окружающего предмет пространства (фон), в качестве фигуры и фона выделяются различные объекты в зависимости от прошлого опыта человека (см. фигуру и фон).

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру - феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

Человек с аналитическим восприятием склонен к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта. Это проявляется в описании им объектов, в увеличенном внимании к подробностям воспринимаемых событий.

Синтетическое восприятие, наоборот, ориентирует индивида на отражение более глобальных характеристик объекта. При этом часто остаются в тени мелкие элементы, создающие его совершенство.

Субъективное восприятие характерно для тех, кто стремится привнести свое личностное отношение к событию или явлению. Как известно, это невозможно сделать, не исказив воспринимаемый объект.

Объективное восприятие делает человека склонным к строгому отражению происходящего. Иногда это откладывает отпечаток на личностные характеристики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ограниченным.

Описательное восприятие проявляется в человеке в его склонности описать поверхностно воспринимаемый объект или явление без погружения в глубокую суть содержания и сущности.

Объяснительное восприятие стимулирует индивида к поиску истины, объяснению всего, что происходит вокруг него.

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни.

Вниманием называют выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.

Традиционно внимание связывают, прежде всего, с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.

Сущность внимания проявляется в отборе значимых (релевантных) воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других-несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте при отвлечении от других.

Устойчивость - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами и не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких десятков минут. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Но и в этом случае она не превышает 45 минут (классический учебный, академический час), затем необходима смена деятельности.

Концентрация внимания - повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия, способность сосредоточиться на предмете, объекте. Согласно принципу доминанты А.А. Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение внимания - способность человека рассредоточить внимание на определенное число разнородных объектов одновременно. (Юлий Цезарь мог делать одновременно семь, не связанных друг с другом дел, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов). Это свидетельствует о взаимосвязи распределения и переключаемость внимания.

Переключаемостъ - преднамеренный, сознательный переход от одного вида деятельности к другому (рассеянность - плохая переключаемостъ).

Предметность - способность выделять определенные стороны, Свойства предмета, объекта в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, их актуальностью.

Объём - способность одновременно удерживать внимание на нескольких объектах (7 + 2 объекта).

Колебание (флюктуация) - непроизвольный переход внимания с объекта на объект.

Направленность определяется структурой внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.) и структурой внутреннего поля (степень новизны, интенсивности раздражителя н т.д.). Она может быть внутренней и внешней.

Произвольное и послепроизвольное внимание свойственно только человеку.

Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, способствующие привлечению внимания:
- характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики - величина объекта и пр.);
- отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для человека, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание, прежде всего).

Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факторы, снижающие его устойчивость:
- монотонность и стереотипность выполняемых действий;
- однообразие и недостаточность (избыток) информации.

Внимание в определённой степени связано с невнимательностью. Невнимательность является определённой организацией внимания и принимает ряд форм, объединяемых в три группы.

Один тип невнимательности - рассеянность возникает при чрезмерно лёгкой переключаемости и отвлекаемости, при очень малой интенсивности внимания. Внимание перескакивает с объекта на объект и ни на одном не задерживается. Оно в большей степени свойственно детям, подросткам.

Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Он свойственен людям с устойчивым внутренним вниманием: учёным, изобретателям, людям, сосредоточившимся на каких-то внутренних проблемах.

Третий тип, как правило, присущ старикам, больным или переутомлённым людям, людям с постоянным или временным снижением физических сил и подвижности психических процессов. Он характеризуется весьма слабой интенсивностью концентрированного внимания и слабой его переключаемостью.

Внимание как процесс может переходить в состояние. Так, снижение уровня внимания, его эффективности, служит, как правило, признаком утомления и переутомления. В то же время следует подчеркнуть, что внимание как психический процесс требует определенного волевого усилия.

 

ВОПРОС 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.