Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В своей совокупности принципы современной педагогики образуют единую системную целостность




История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов.

Или

Или

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - принципы дидактики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы школы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения. Глубина и точность отражения в Д. п. закономерностей процесса обучения определяется уровнем развития педагогики и смежных с ней наук (психология, физиология высшей нервной деятельности и рд.).

Сов. дидактика, критически перерабатывая всё ценное, прогрессивное, что содержится в трудах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. Дистервега и других передовых педагогов прошлого, отвергает антинаучные Д. п. реакционной бурж. педагогики (напр., принцип соответствия обучения "врождённым и неизменяемым способностям детей", различия в обучении уч-ся в зависимости от того, готовятся они к умственному или физич. труду, и др.).

Разрабатываемые сов. дидактикой Д. п. определяются стоящей перед школой задачей подготовки активных, сознательных, всесторонне развитых, высокообразованных строителей и членов коммунистич. общества и основываются на закономерностях процесса обучения. Сов. дидактика разрабатывает следующие основные Д. п.: научность обучения, воспитывающий характер обучения, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний уч-ся, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к уч-ся в условиях коллективной уч. работы с классом.

Важнейшей задачей обучения является вооружение подрастающего поколения системой научных знаний. Уч-ся изучают основы наук, изложенные в уч. предметах. Объём, система и глубина знаний, изучаемых по каждому предмету, зависят от цели и задач обучения, типа школы и возраста уч-ся. Но отбор, раскрытие изучаемых фактов понятий и закономерностей проводятся в полном соответствии с требованиями науки. В учебниках и уч. программах сов. школы не допускаются искажения научных фактов, как это имеет место в бурж. школе (см. Научность обучения).

В процессе обучения школьники не только приобретают определённую систему научных знаний, умений и навыков, но и вырабатывают коммунистич. мировоззрение, овладевают нормами коммунистич. нравственности, развивают свои физич. и умственные силы. Все уч. предметы и применяемые методы обучения служат как образовательным, так и воспитательным целям (см. Воспитывающее обучение).

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения уч-ся изучаемого материала. На отдельных этапах изучения уч. материала наглядность выполняет различные функции. Когда уч-ся изучают внешние свойства предмета, то, рассматривая предмет или его изображение, они могут сами непосредственно извлекать знания. Если же дидактич. задачей является осознание связей и отношений между свойствами предмета или между предметами, формирование научных понятий, то средства наглядности служат лишь опорой для осознания этих связей, конкретизируют и иллюстрируют эти понятия (см. Наглядность в обучении).

Принцип сознательности и активности в обучении вытекает из целей и задач сов. школы, призванной готовить активных и сознательных строителей коммунистич. общества, а также из особенностей самого процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Этот принцип состоит в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмысливании, творческой переработке и применении.

Принцип прочного усвоения уч-ся знаний, умений и навыков также обусловливается как задачами школы, так и закономерностями самого обучения. Опираться на приобретённые знания, умения и навыки на последующих этапах обучения и пользоваться ими в жизни можно лишь тогда, когда они усвоены твёрдо, длительное время удерживаются в памяти. В процессе обучения уч-ся не только приобретают знания, умения и навыки, но и закрепляют и совершенствуют их (см. Прочность усвоения знаний учащимися).

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практич. деятельности уч-ся, протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физич. развития (см. Воспитание и развитие). Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения уч. программ, определяет систему работы учителя и деятельность уч-ся в процессе обучения.

Учёт возрастных различий и особенностей уч-ся находит выражение в принципе доступности обучения, к-рое должно проводиться так, чтобы изучаемый материал по содержанию и объёму был посилен уч-ся. Применяемые методы обучения должны соответствовать развитию уч-ся, ориентироваться на "зону ближайшего действия" (Л. С. Выготский), развивать их силы и способности.

Особенности индивидуального развития детей, типов высшей нервной деятельности требуют индивидуального подхода к учащимся (см. Индивидуализация обучения на уроке). Этот принцип диктуется гуманизмом сов. педагогики, стремлением наилучшим образом развить творч. силы и способности детей.

Д. п. выражают закономерности процесса обучения, и следование им является необходимым условием успеха пед. деятельности учителя. Они образуют систему, находятся между собой в тесной связи. Так, напр., умелое применение средств наглядности делает обучение доступным. Ни один Д. п. не универсален, него применение, изолированное от общей системы, не даёт необходимых результатов.

Педагогика – это наука о закономерностях и методах обучения, воспитания и развития людей. Основные составные части педагогики – это изучение процесса образования, обучения (дидактика) и процесса формирования, воспитания как отдельной личности, так и социальной общности, в целом.

В данной главе последовательно рассматриваются:

- Общие дидактические принципы, лежащие в основе всего образовательного процесса в связи с условиями их практической реализации и в их проекции на методы и формы обучения;

- Методы и формы организации обучения;

- Влияние процесса обучения на воспитание личности и их обратная связь;

- Основные виды воспитательного процесса в единстве их формы и содержания и в функциональном проявлении.

Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Дидактика – это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения.

Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:

- Сознательность и активность;

- Наглядность;

- Системность и последовательность;

- Прочность;

- Научность;

- Доступность;

- Связь теории с практикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.