Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицина первобытного общества 9 страница




Выводы

здоровье труд отдых двигательный

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние -- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.

Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Физическая культура -- составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

18.движение и здоровье. Вред гиподинамии. Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика.

Само понятие жизни неразрывно связано с постоянным движением, изменением, развитием. Жизнь – это движение, а движение – это жизнь. Так же, как человек нуждается в воде, воздухе и еде, так же он не может нормально существовать без движений. Генетическая потребность в необходимом уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни. Однако условия современной жизни все больше и больше обрекают человека на неподвижность. Причины разные. Недостаток двигательной активности — гиподинамия, проявляется в связи с заменой ручного труда механизированным, благоустройством жилища, развитием бытовой техники и транспортных средств. Исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 50-100 раз по сравнению с предыдущими столетиями. Возникает бесспорный конфликт между биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создал.

Отсюда понятно, чем грозит человеку физическая нетринированность. Ограничение двигательной активности, прежде всего, влияет на скелетные мышцы. Это приводит к нарушению структуры и функции контактов снижается тонус и уменьшается сила мышц, ограничивается объем движений в суставах, ослабевают двигательные навыки, ухудшается координация движений. При этом, в печени, почках, селезенке, сердце начинают преобладать процессы разрушения белков тканей над синтезом. В результате возрастают потери азота, серы и фосфора. Из организма усиленно выводятся катионы натрия, калия и особенно кальция, необходимые каждой клетке для нормального осуществления процессов возбуждения и торможения. Недостаток кальция отражается на механических свойствах и прочности костного аппарата организма, что в сочетании с существенным снижением нагрузки приводит к уменьшению минеральной насыщенности костной ткани, так называемому размягчению костей, в том числе и зубов и развитию кариеса. Низкая физическая активность может резко увеличить риск развития некоторых опасных для жизни состояний и является одним из факторов, обусловливающих избыточный вес тела, развитие ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. От малоподвижного образа жизни страдает пищеварительная система: она становится вялой, так как снижается активность секреторной и двигательной функции желудка. В составе микрофлоры кишечника, начинают преобладать формы, усиливающие гнилостные процессы, которые постепенно приводят к самоотравлению организма. Не исключено, что эта хроническая внутренняя интоксикация играет немаловажную роль и в развитии атеросклероза. Причем сидячий образ жизни предрасполагает к развитию язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки.

Неподвижность становится причиной преждевременной старости. С возрастом у человека все меньше желания двигаться, и он становится еще более уязвимым. Уменьшается масса скелетных мышц. Так, если у 20-30 летнего человека средняя масса всех мышц составляет около 36 кг, то у 70-80 летнего только 23-24 кг. Значительно атрофируются и некоторые органы и ткани, почти вдвое уменьшается печень. Аристотель говорил: "Ничто так не истощает и не разрушает организм, как продолжительная бездеятельность".

Спасение человека в физических упражнениях, активном движении, подвижной работе. Физические упражнения являются в настоящее время одним из основных средств профилактики и лечения заболеваний. Разработаны методики упражнений, которые применяются при болезнях нервной системы, органов дыхания и пищеварения, нарушении обмена веществ, сердечно-сосудистых заболеваниях. Но, следует отметить, что их необходимо дозировать с учетом индивидуальных особенностей организма, суточной и сезонной ритмики, возраста, а также климатогеографических и социальных факторов. Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.

Вот некоторые виды физических видов занятий, полезных для здоровья:

·Быстрая ходьба– один из самых удобных видов физических упражнений. Все, что вам нужно, это удобная обувь и дорожка. Шаг должен быть шире, а темп интенсивнее, чем при обычной ходьбе. Постарайтесь идти со скоростью от 4 до 9 км в час.

·Бег трусцой. По сути, это просто медленный бег. Считается лучшим средством для укрепления сердечно-сосудистой системы. Необходима соответствующая обувь.

·Езда на велосипеде. Велосипед прекрасное средство для занятий спортом. При этом сжигается до 700 калорий в час.

Плавание. При плавании задействуются все основные группы мышц. Оно также помогает сохранить подвижность суставов и не менее полезно для сердечно-сосудистой системы, чем бег трусцой. Поскольку плавание создает более мягкую нагрузку на организм, его рекомендуют страдающим артритом, болями в спине, людям с избыточным весом.

Силовые упражнения и растяжка. Полноценный фитнес должен включать в себя силовые упражнения, например, с гирями или гантелями. Такие упражнения не только укрепляют мышцы, но и повышают плотность кости, а также способствуют сжиганию жира. Многие специалисты также советуют делать растяжку для развития гибкости и улучшения кровообращения.

Ученые обнаружили, что усиленная физическая активность влияет на количество химических веществ в мозгу, отвечающих за эмоциональное состояние человека, таких, как дофамин, норадреналин и серотонин. Физические упражнения выступают в качестве лекарств против стресса и эмоционального перенапряжения.

Надо понять самое главное: наш организм устроен так, что он просто нуждается в постоянном движении. Для этого нужно самодисциплина и организованность. Всякое занятие требует усилий, особенно тех, которые связаны с физической активностью. Но все неудобства и жертвы не идут ни в какое сравнение с опасностями, которые кроются за сидячим образом жизни. Полезность, необходимость физических упражнений – всем известная истина. И все-таки как говорил академик Н. М. Амосов, «пока человек здоров, он упражнения делать не хочет». Однако необходимо, чтобы каждый задумался над своим образом жизни раньше, чем обнаружит симптомы различных заболеваний

Гиподинамия — недостаточная двигательная активность. Многие ученые называют ее бичом современности. Движения — основа жизни. Стремление дошкольника двигаться — одна из важнейших жизненных потребностей. Если ребенка этого возраста не останавливать, то он без устали будет бегать, прыгать, бросать, ползать, кататься на качелях, съезжать с горки, кувыркаться на траве или дома на ковре и даже пытаться стоять на голове. Движение приносит ребенку много радости, он испытывает громадное удовольствие от мышечных ощущений, сопутствующих всякой двигательной активности. Но представляется ли постоянно такая возможность детям? К сожалению, нет. Ребенка беспрерывно одергивают по разным причинам. Одни родители боятся, чтобы ребенок, бегая или прыгая, не упал и не ушибся. Они запрещают детям подниматься и спускаться с горки, кататься на качелях или использовать другие спортивные снаряды. Их устраивает, чтобы малыш большую часть времени играл в песочнице или развлекал себя, сидя на лавочке с игрушками. Другие как бы выставляют ребенка напоказ, одев его в красивую одежду. И чтобы он ее не испачкал, не позволяют забраться на дерево, перепрыгнуть через канаву или поиграть в футбол, в жмурки. Конечно, следует приучать детей к чистоплотности, бережному отношению к вещам, но такой метод — слишком дорогая цена, так как от этого страдает развитие и в конечном счете здоровье ребенка.

Длительное ограничение возможности активно резвиться в период бодрствования вызывает гиподинамию, которая приводит к атрофии мышц. Движения становятся неуклюжими. Ребенок плохо владеет телом, легко теряет равновесие, плохо координирует движения. У него могут возникнуть разнообразные дефекты осанки, развиться плоскостопие. Недостаток движений неблагоприятно сказьюается на настроении ребенка. Тем более что в последнее время двигательная активность детей дошкольного возраста значительно снизилась из-за длительного сидения во время раз-личных занятий (ручной труд, рисование, лепка), чтения книг и особенно длительного просмотра телевизионных передач. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, влечет расстройства обмена веществ. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему. Во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гормонов железами внутренней секреции.

Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаток мышечной активности замедляет психическое развитие ребенка. Не зря 2,5 тысячи лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть здоровым — бегай».

нарушение осанки -

Осанка - положение головы и туловища человека в пространстве, формирующееся за счет скелета и мышц под действием силы тяжести, когда он стоит, сидит и ходит. Элементы осанки: положение головы относительно туловища, положение таза, положение стоп.

Основной элемент, влияющий на осанку, это позвоночник. Ребенок рождается с прямым позвоночником, а его физиологические изгибы формируются в процессе роста. Вначале формируется шейный лордоз (изгиб выпуклостью назад). Формирование шейного лордоза связано с тем, что ребенок начинает удерживать головку. Когда ребенок начинает ходить, у него формируется небольшой изгиб грудного отдела позвоночника назад (грудной кифоз) и изгиб поясничного отдела позвоночника выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Эти изгибы играют роль амортизаторов, и гасят вибрации, создающиеся при движении.

Правильное развитие изгибов зависят от состояния костного скелета, позвоночника, костей тазового и плечевого пояса, и состояния мышечной системы. У человека с нормальной осанкой физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно, симметричные. Грудной кифоз (выпуклость позвоночника в направлении назад) составляет от 20 до 40 градусов. Голова расположена прямо, мочки ушей на одном уровне, надплечья опущены, симметричны, туловище выпрямлено, ноги разогнуты в тазобедренных и коленных суставах, перпендикулярны полу, стопы параллельны друг другу.

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Сколиотическая болезнь и плоскостопие - крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника, грудной клетки, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе или беге, именуемого осанкой. Реализуется важный закон биологии «функция определяет форму».

Положение сегмента тела при движении существенно сказывается на эффективности двигательного действия. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и профессиональная карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика, которые дают следующие определения осанки:

Осанка - это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

Осанка - это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор профессиональной карьеры и личной жизни.

Осанка - это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.

Задачи осанки

- Основная задача осанки - предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

- Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом, амплитуда движений всех суставов - максимальна.

- Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно ассоциируется с хорошей моралью.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Нарушения в сагиттальной плоскости

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;

д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.

Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;

Деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;

Деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Нарушения во фронтальной плоскости

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Плоскостопие – довольно распространённое заболевание. Представляет собой деформацию стопы, при которой уплощены её своды. Плоскостопие нередко сопровождается болью. Болевой синдром в этом случае часто является так называемой метатарзалгией.

Стопа, как известно, имеет два свода – продольный, который проходит по внутреннему её краю, и поперечный, проходящий в области оснований пальцев. Каждый из сводов выполняет важную амортизационную функцию. При ходьбе и беге они помогают сохранять равновесие, а также защищают организм от тряски и перегрузок. Если же налицо плоскостопие, стрессовые нагрузки, всето того, чтобы «гаситься» на уровне сводов, могут передаваться на ноги, таз, позвоночник.

Если преимущественно уплощается продольный свод, возникает продольное плоскостопие. Если поперечный свод, то поперечное плоскостопие. Чаще всего продольное и поперечное плоскостопие наблюдаются вместе. В некоторых случаях плоскостопие сопровождается отведением переднего отдела стопы. При этом поднимается наружный её край и появляется пронация пятки. Данное явление медики называют плоско-вальгусной стопой. Наружное отклонение первого пальца, которое в народе называется просто — шишка на стопе, а среди медиков Hallux Valgus, может быть связано с длительным ношением тесной обуви, однако не менее важную роль играет наследственная предрасположенность. Замечено, что женщины страдают от Hallux Valgus значительно чаще, чем мужчины.

 

Плоскостопие может наступить также вследствие травмы, перенесённого рахита, пареза или паралича определённых групп мышц. Посттравматическое плоскостопие может наступить вследствие перелома пяточной кости, лодыжек, предплюсневых и плюсневых костей. Рахитическое развивается после перенесённого рахита. Так как рахит ослабляет и нарушает функционирование костей стопы, они становятся склонны к деформации.

Кроме наследственной предрасположенности, в развитии плоскостопия играют роль и другие факторы, такие как: избыточный вес, ношение неудобной обуви, слабость мышц и связок из-за малой физической активности.

Профилактика плоскостопия

Чтобы исключить развитие недуга, необходимо регулярно проводить профилактику плоскостопия. Она включает в себя осмотр у ортопеда. Как минимум, один раз в год нужно обязательно посещать этого специалиста. Особенно это касается тех людей, кто когда-то уже переболел плоскостопием или имеет проблемы с ногами.

Кроме того, профилактика плоскостопия заключается в том, чтобы выбирать правильную обувь. Самый идеальный вариант — это обувь на невысоком каблуке (3-4 см), сделанная из мягкой кожи. Важно, чтобы у обуви была гибкая подошва, широкий носок. Так называемые шпильки носить категорически запрещается. Кстати, от обуви зависит, разовьётся ли Hallux Valgus, называемая в простонародье шишкой на стопе.

В целях профилактики плоскостопия следует делать специальные упражнения, заниматься гимнастикой, делать массаж стоп, принимать ванночки для ног.

Отличная профилактика плоскостопия, и это скажет любой врач-ортопед, это ношение стелек-супинаторов. Благодаря им формируется правильная геометрия стопы, а нагрузки на ноги снижаютс

Чтобы не допустить плоскостопия, лучше избавиться от лишнего веса.

И, конечно же, при первых признаках заболевания нужно немедленно обратиться к врачу, чтобы тот начал лечение. Но так как лечить всё равно сложнее, профилактикой плоскостопия лучше не пренебрегать.

19.роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков.

Физическое и психическое развитие детей и подростков

Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменении функциональной деятельности его различных органов и систем. Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов.

Физическое развитие детей и подростков изучают биологические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные процессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и химический состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерности формирования детского организма в процессе прена-тального развития — предметом эмбриологии. Материальные механизмы наследственности, закономерности передачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изучает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.

Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки.

Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь постольку, поскольку в основе всех без исключения психических процессов человека лежит физиологическая деятельность его мозга.

Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-материалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологические механизмы психических явлений,— отмечает советский философ А. Г. Спиркин,— нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представляет собой отражение действительности в форме субъективных, идеальных, чувственных и понятийных образов».

Физическое и психическое развитие дУгей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что развитие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым структурным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.

О тесной связи между физическим и психическим развитием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в значительной степени повышается умственная работоспособность школьников, связанная с улучшением таких психических процессов, как внимание, восприятие и память.

20.понятие о паспортном и биологическим возрасте.Медико –социальные аспекты долголетия.

Считается, что развитие человека обусловлено тремя основными программами: видовой (генетической), социальной и онтогенетической. При этом онтогенетическая программа формируется в результате взаимодействия генетической и социальной.

Ведущую роль в совершенствовании двигательной деятельности человека играет социальная программа, подтверждающаяся практикой физической культуры и спорта, непрерывным ростом арсенала и сложности физических упражнений.

В литературе можно встретить следующие термины: «календарный возраст» (он же паспортный, или хронологический) и «биологический возраст».

Паспортный возраст - это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней.

Биологический возраст показывает степень зрелости (физической, интеллектуальной), достигнутой организмом.

Понятие «биологический возраст» возникло в связи с тем, что дети и подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет, обладая в периоды гармоничной акселерации большими морфофункциональными возможностями, чем их сверстники.

Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с гетерохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, в поле, телосложении, уровне биологического созревания и определяют гетерохронность в физическом развитии (В.П. Губа В.П., 1989; Тихвинский СБ., Воронцов И.М., 1991).

Нередко физическое и умственное созревание, функциональная дееспособность двигательного аппарата и внутренних органов, общее состояние организма, т.е. все то, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным, опережая его или, наоборот, заметно отставая. Такое несовпадение может еще более усиливаться акселерацией, под которой понимают сложный комплекс явлений, характеризующихся следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

Соотношение между паспортным и биологическим возрастом детей и подростков - один из актуальных вопросов, привлекающих внимание представителей многих научно-практических дисциплин (спортивной медицины, возрастной физиологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и др.). Это связано с тем, что биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает онтогенетическую зрелость индивида и характер адаптивных реакций при физических нагрузках (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978; Бахрах И.И., 1981).

Биологический возраст, как указывают Р.Е. Мотылянская (1956), К. Tittel, H. Wutscherk (1992), отражает морфофункциональную зрелость отдельных систем и организма ребенка в целом, т.е. он в большей степени, чем паспортный, дает представление о работоспособности, уровне проявления основных двигательных качеств и характере приспособительных реакций на различные по характеру, объему и интенсивности тренировочные нагрузки.

Возможны существенные индивидуальные колебания темпов биологического созревания. В этот период наиболее четко прослеживается расслоение детей по темпам полового созревания, достигающее порой 3-5 лет (Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2002), а в отдельных случаях и 5-6 лет (Astrand P.O., 1992).

Критериями биологического возраста могут быть морфологические и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от периодов детства. Из морфологических показателей чаще используют скелетную зрелость (сроки оссификации скелета), зубную зрелость (прорезывание и сменазубов), зрелость форм тела (пропорций), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями биологического возраста являются показатели, отражающие зрелость нервной системы, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (дыхание, кровообращение и т.п.).

К биохимическим показателям относится ряд объективных критериев гормонального и ферментативного профиля у детей и подростков (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978).

Зубная формула учитывает порядок, сроки прорезывания и смены зубов и является объективным показателем биологического возраста от 6 до 13 лет, но в последующие годы ее информативность теряется. Для оценки зубного возраста необходимо визуально определить наличие или отсутствие молочных зубов, степень и число прорезавшихся постоянных зубов и результат сравнить со стандартом.

Для оценки биологического возраста в период полового созревания обычно используется учет стадий развития первичных и вторичных половых признаков. Из большого числа разных схем, предложенных для определения биологического возраста детей, наиболее распространены схемы В.В. Бунака (1965), J. Tanner (1955) и др.

Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета, объективно отражающие процессы развития организма ребенка, определяются рентгенографически (Гладышева А.А., 1982; Никитюк Б.А., 1996; Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2000 и др.). Это одни из падежных критериев биологического возраста.

При анализе рентгенограмм с целью оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами, приведенными в специальных атласах.

В исследованиях И.И. Бахраха (1966, 1968) показано, что подростки мужского пола одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно различаются по уровню морфофункциональных показателей. В связи с этим следует отметить, что характер физического развития и особенности адаптивных реакций внешнего дыхания и кровообращения у них в большей степени связаны с индивидуальными темпами полового созревания, чем с паспортным возрастом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.