КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компетенция полиции
"Устав благочиния" перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов. К этим правонарушениям относились: 1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; 2) действия, направленные против православной веры и богослужения; 3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией; 4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления); 5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); 6) преступления против личности, имущества, порядка и др.
Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: -ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, -передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, - неразрешенное ношение оружия, - нарушение таможенных правил -некоторые имущественные преступления.
В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.
Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. "Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.
49. Сословное законодательство второй половины ХVIII – первой половины ХIХ вв.
Формирование отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию.
ДВОРЯНСТВО: 1. “Указ о единонаследии» а) процесс правовой консолидации дворянства б) подготовил единство имущественной базы этого сословия и специально подчеркнул его служебную функцию, ставшую обязательной (дворяне были вынуждены служить). 2. Манифест Петра III "О вольности дворянской" а) подтвердил особое положение дворянского сословия в обществе б) отменил обязательность тяготившей дворянство службы. в) в нем были намечены новые сферы приложения дворянской инициативы (кроме государственной и военной службы) — торговля и промышленность. 3. “ Жалованная грамота дворянству “ (1785 г.). а) еще в 1771 г. в результате работы уложенной комиссии был подготовлен проект, позже положенный в основу "Жалованной грамоты дворянству". б) В проекте все население разделялось на три класса, первый из которых именуется "благородный". Проект развивал положения екатерининского "Наказа" об особом статусе и предназначении дворянства. в) привилегии дворянства определялись достаточно широко: прежде всего закреплялось положение Манифеста 1762 г. "О вольности дворянской", о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. г) Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать дворянами судей. д) Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения дворянского звания. - Основаниями для лишения дворянского звания могли стать, лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим. - Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др. - Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. - Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равные ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.
ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ и МЕЩАНСТВО: 1. В 1769 г. был разработан проект положения "О среднем роде людей" или правовом статусе мещанства. а) К этому сословию относились: - лица, занимающиеся наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники); - лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели); - прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди). б) "Средний род" людей располагал полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. в) Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде. г) мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. д) Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. е) Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. ж) Они получали право владеть промышленными заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них), организовывать банки, конторы и пр. 2. "Жалованная грамота городам" была опубликована одновременно с "Жалованной грамотой дворянству" в апреле 1785 г. а) Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. б) Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления и видами занятий населения. в) Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу. г) К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли. д) Все городское население делилось на шесть категорий: 1)"настоящие городские обыватели", имеющие в городе дом и иную недвижимость; 2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II — от пяти до десяти тыс. рублей, III — от одной до пяти тысяч рублей); 3) состоявшие в цехах ремесленники; 4) иногородние и иностранные купцы; 5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское население. - Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и "Уставом о цехах". 3. В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты — “ Сельского положения “. - Документ касался положения только государственных крестьян. Он утверждал за ними неотъемлемые сословные права: * право на свободное звание * право собственности на движимое имущество * право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян) * право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей * право заниматься земледелием, промыслами и торговлей. - Сельское общество получало права корпорации. Сельские “обитатели“ могли избирать исполнительные органы самоуправления общинах, избирали сословный суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение сословных прав могло осуществляться только по суду. - Предполагалось разделить все сельское население, по аналогии с городским, на шесть категорий с учетом объявленного капитала, по имущественному цензу. Две первых категории (с капиталом более одной тысячи рублей) освобождались от телесных наказаний. - Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьянства достаточно ясно определялась. - Крестьянское население подразделялось на а) “ государственных поселян “, принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства; б) свободных крестьян, арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; в) крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору. Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. 4. Свободными людьми объявлялись казаки. - Они не могли быть обращены в крепостное состояние - имели права на судебную защиту, - могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать их в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. - Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома — от постоя.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ - Законодательство о предпринимательстве, формировании капиталистической экономики. а) В первой половине XIX в. во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. Сельское хозяйство определенно ориентировалось на рынок: его продукция производилась с целью сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, увеличивались размеры барской запашки. б) В ряде районов развивалась месячина: перевод крестьян на оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку. - В 1803 г. принимается "Указ о вольных хлебопашцах", по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. - В 1842 г. издается “ Указ об обязанных крестьянах “, предусматривающий возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика.
В городах параллельно с сословием мещан и цеховых (мастера, ремесленники, подмастерья) стала возрастать социальная группа “ рабочих людей “.
50. Систематизация российского законодательства во второй половине ХVIII в первойполовине Х1Х в. Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развернутой кодификацией действующего права. - Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II. - после вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о новом Уложении и в 1796 г. была создана комиссия, целью которой, однако, было не составление нового, а подготовка сводного Уложения, в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права. - В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия, но уже в 1803 г. дело кодификации было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ.
Первоочередной задачей стала кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве. Затем следовало приступить к составлению местных законов для частей империи, где не действуют общие законы.
Новое Уложение предполагалось разделить на шесть частей: 1) "законы органические и коренные", определяющие правовой статус императора, его отношения с правительственными органами и подданными, 2) "общие основания или начала права", т.е. формы права, его действия в пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения, 3) общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности, 4) уголовные законы и устав благочиния, 5) способы приведения законов в исполнение, применения их на практике, а также законы о судоустройстве и судопроизводстве, о разделении судебного процесса на части, 6) местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в отдельных регионах страны.
Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Последний начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов.
В 1810 г. с учреждением Государственного совета произошло новое преобразование комиссии, директором ее был назначен Сперанский. - подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже — проект второй части. - обе части вызвали решительную критику, но, несмотря на это в 1812 г. в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения.
М. Сперанский вышел из состава комиссии, и она была подчинена вновь министерству юстиции (с 1810 до 1812 г. находясь в подчинении Государственного совета). При разработке системы Уложения, комиссия обратилась к анализу Соборного Уложения 1649 г., шведского, датского, прусского и французского. - В 1813 г. был подготовлен проект уголовного Уложения - В 1814 г. — торговое Уложение. - В 1814 г. все три части гражданского Уложения вновь были представлены в Государственный совет, который в 1815 г. постановил составить систематический свод действующих законов не утвердив представленного проекта. Последний следовало согласовать с подготавливаемым сводом.
В 1821 г. М. Сперанский назначается членом Государственного совета и временно управляющим комиссией. Работа над проектами гражданского Уложения возобновилась. В 1823 г. возобновили работу над торговым Уложением, но смерть Александра I прервала работу комиссии.
Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения.
Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений, б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов, в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие, г) сократить многосложные тексты законов, д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний. Свод законов должен был состоять из восьми разделов: 1) основные государственные законы (т.1, ч.1); 2) учреждения: а) центральные (т.1, ч.2), б) местные (т.II), в) устав о государственной службе (т. Ш); 3) “ законы правительственных сил “: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т.VI); г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т.VIII); 4) законы о состояниях (т.1Х); 5) законы гражданские и межевые (т. Х); 6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи (т. XII); 7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т.XIV); 8) законы уголовные (т. XV). Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. Законы делятся по тому же признаку. Государственные законы подразделяются в свою очередь на четыре категории: - законы основные, учреждения - законы государственных сил - законы о состояниях. - законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные. Гражданские законы подразделяются на три категории: - законы "союза семейственного" - общие законы об имуществах и законы межевые, определяющие порядок "развода" границ владения - особенные законы об имуществах (называемые законами государственного благоустройства или экономии, относящиеся к сфере торговли, промышленности и кредита). - законы о порядке взыскания по бесспорным делам, законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах гражданских взысканий.
Параллельно с работой над Сводом проходила работа по подготовке хронологического собрания законов.
Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись составленные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел все подготовленные пятнадцать томов Свода и пятьдесят шесть томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.
Основные положения свода: - Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора). - Законодатель различал верховное и подчиненное управление. Органами верховного управления были: Государственный совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора. - Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем — император. Государственный совет состоял из общего собрания и департаментов. - Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Государственный совет, некоторые дела разрешал окончательно: в его компетенцию входили дела о назначении пенсий и пособий, о разрешении православным церквам, монастырям и архиерейским домам приобретать недвижимость. - К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства. Сенат провозглашался высшим судебным органом, в его компетенцию входило: представление мнений императору о противоречии принимаемых законов прежде изданным, надзор за деятельностью министров, получение от них объяснений. - Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых форм права, что не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничений вещных и обязательственных прав. а) Крестьянам запрещено было выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселями. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев. б) Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания. Мастерам-евреям позволялось принимать учеников из христиан лишь с разрешения ремесленной Управы. Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в целом ряде регионов страны. в) Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, — земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде. - Система вещного права состояла из: права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового, права. - Сервитутные права включали: ограничение на "право участия общего" и ограничение на "право участия частного". - Залоговое право подвергалось подробному регламентированию: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях. - В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. - Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII в.; единственной формой брака был церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил, соответствующего вероучения: православия, католичества, лютеранства, мусульманства, иудаизма. - В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода. Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все имущество). Признавались недействительными завещания, сделанные безумными, умалишенными и самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Порядок наследования по закону был следующим: к наследству призывались все кровные родственники без различия степени (свойство не давало права наследования по закону). Ближайшими наследниками были нисходящие (дети, внуки, правнуки).
51. Отечественное гражданское право во второй половине ХVIII в первой половине Х1Хв. В первой половине XIX века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилием темпов развития промышленности и торговли. Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и недвижимое. Недвижимое имущество подразделялось на «благоприобретенное» и родовое. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно – денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т. д.) требовалась письменная форма. Всякий договор, «правильно составленный», подлежал исполнению. Закон предусматривался следующее средства обеспечения договоров: 1) поручительсво, 2) неустойка 3) залог недвижимого имущества, 4) заклад движимого имущества. Семейное право. Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно – брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин – в 18 лет, для женщин – в 16 лет. Заключение брака зависело не только от согласия вступивших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Жена находится в неравном, подчиненном положении. В имущественных же отношениях супруги были независимы. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга. Дети делились на законных, рожденных в законном браке, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имени права на фамилию отца и на наследования его имущества. Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться в здавом уме и твердой памяти лицам не моложе 21 года. Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т. е. сыновья умершего. Если не было сыновей, наследниками становились внуки, при отсутствии внуком – правнуками и т. д. Дочь при живых братьях получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |