Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интериоризация 1 страница




Принципы снижения дозовых нагрузок на пациентов при проведении рентгенологических исследований. Категории пациентов, выделяемые при проведении рентгенодиагностических исследований.

Форма индивидуального радиационного паспорта.

Форма учета дозовых нагрузок для пациентов,прошедших рентгенодиагностические исследования

№ п/п Дата исследования Вид исследования Эффективная доза (мЗв)

С целью суммарной оценки степени облучения пациента за каждый год, за всю жизнь необходимо наличие у него «Индивидуального радиационного паспорта», который предъявляется при каждом посещении лечебного учреждения.

Фамилия Имя Отчество Год рождения Пол

п/п Дата исследования Эффективная доза (мЗв)

При назначении на рентгенологическое исследование необходимо данные, отмеченные в «Индивидуальном радиационном паспорте» сопоставлять с пределами дозовых нагрузок для категории, к которой относится данный пациент. При превышении пределов доз необходимость проведения дополнительного рентгенодиагностического исследования должно подтверждаться консилиумом врачей-специалистов и рентгенологов с соответствующей записью в истории болезни (амбулаторной карте).

Значения средних эффективных доз получены на основании фантомных дозиметрических измерений, проведенных при моделировании реальных условий выполнения рентгенодиагностических исследований.

После проведения рентгенологического исследования в истории болезни (карте амбулаторного больного) и в индивидуальном радиационном паспорте указывается величина эффективной дозы в соответствии с таблицей «Примерные значения эффективных доз при рентгенодиагностических исследованиях».

При повторных исследованиях или проведении нескольких видов исследований величина эффективной дозы указывается каждый раз.


В соответствии с законом РБ «О радиационной безопасности населения» одним из основных элементов организации безопасности населения республики является создание системы контроля и учета степени облучения населения при проведении медицинских рентгенологических исследований.

Данный вид радиационного воздействия определяет более 40-50 % дополнительно к фоновому облучению населения.

Принципы снижения:

1) при назначении рентгенологических исследований:

а) диагностический процесс должен предусматривать постоянный обмен мнениями между клиницистом и рентгенологом для выбора наиболее оптимальной и эффективной тактики его проведения б) на рентгенологические исследования направляет только врач и только по строгим клиническим показаниям в) в направлении на рентгенологическое исследование врач обязан обосновать показания к нему и указать конкретную цель исследования (предварительный диагноз), а также представить данныепредварительного (эндоскопического) исследования и консультаций, не подменяя ее расплывчатыми формулировками типа "обследование". Иначе направление должно расцениваться рентгенологом как необоснованное; проводить исследования по таким направлениям запрещается. г) в случаях неустановленного диагноза повторное рентгенологическое исследование проводится в сроки, рекомендованные врачом-рентгенологом; при неотложных состояниях рентгенологическое исследование осуществляется независимо от сроков предыдущего исследования. д) окончательное решение о проведении рентгенологического исследования принимает врач-рентгенолог, определяющий необходимый объем и методику исследования. В случае отказа от исследования он обязан проинформировать об этом лечащего врача, записав мотивированный отказ в медицинской карте стационарного, амбулаторного больного или истории развития ребенка е) результаты исследования и лучевая нагрузка на пациента регистрируются в форме учета дозовых нагрузок и в индивидуальном радиационном паспорте ж) основным методом исследования органов грудной клетки, брюшной полости, забрюшинного пространства, костно-суставной системы является полипозиционная рентгенография; рентгеноскопия возможна только по строгим клиническим показаниям. з) при благоприятной эпидемиологической ситуации начальный возраст флюорографического обследования устанавливается с 17 лет, а периодичность - 1 раз в год. 2) при проведении рентгенологических исследований противопоказано: а) проведение массовых профилактических рентгеноскопических и флюорографических исследований детям б) рентгеноскопия различных органов с профилактической целью в) проведение рентгенологических исследований беременным женщинам и кормящим матерям без строгих клинических показаний 3) технические рекомендации по снижению лучевых нагрузок на пациентов: а) к эксплуатации допускается только исправная рентгеновская аппаратура, снабженная всеми техническими средствами защиты пациента (дополнительными фильтрами, коллимирующими устройствами, ограничителями расстояния фокус - поверхность тела и др.) б) применение передвижной и переносной рентгеновской аппаратуры (в палатах, операционных и т.д.) должно осуществляться с соблюдением всех правил радиационной безопасности. в) при проведении рентгенологических исследований пребывание в процедурной более одного пациента запрещается. г) при рентгенологических исследованиях должно проводиться максимально возможное экранирование всего тела, за исключением исследуемой области, особенно у лиц детородного возраста и детей, обращая внимание на экранирование области таза и щитовидной железы.

В зависимости от цели и показаний к проведению рентгенодиагностических исследований выделяют три категории пациентов; отнесение обследуемых лиц к той или иной категории определяет индивидуальную предельную дозу, устанавливаемую по значению эффективной дозы.

а) категория АД – пациенты, которым рентгенодиагностические исследования назначаются в связи с наличием или подозрением онкологического заболевания, а так же в ургентной практике (травмы, кровотечения и др.); дозовый контрольный уровень рекомендован таким образом, чтобы облучение не могло вызвать непосредственных лучевых поражений.

Рекомендуемый дозовый контрольный уровень - 150 мЗв/год.

б) категория БД - пациенты, которым рентгенодиагностические исследования проводятся по клиническим показаниям с целью установления (уточнения) диагноза или выбора тактики лечения при заболеваниях неонкологического характера; дозовый контрольный уровень рекомендован в 10 раз ниже, чем для категории АД, для предотвращения риска появления стохастических (соматических и генетических) последствий облучения.

Рекомендуемый дозовый контрольный уровень - 15 мЗв/год.

в) категория ВД - пациенты, которым рентгенодиагностические исследования проводятся с профилактической целью, а также периодические исследования после радикального лечения по поводу злокачественных опухолей; группы риска (работающие во вредных условиях, связанных с воздействием ионизирующих излучений; с предопухолевыми заболеваниями - фиброаденоматоз, лейкоплакия и др.); дозовый контрольный уровень рекомендован в 10 раз ниже, чем для категории БД

Рекомендуемый дозовый контрольный уровень - 1,5 мЗв/год.

Допускается многократное обследование пациентов в течение года при условии, что суммарное значение эффективной дозы не превысит рекомендуемого контрольного уровня для данной категории. Рентгенодиагностические исследования не проводятся (за исключением жизненных медицинских показаний):

а) женщинам, относящимся к категориям БД и ВД в период установленной или возможной беременности

б) детям до 15 лет, относящимся к категории ВД

 

 

Впервые термин интериоризации был введён в психологию французским психологом Жаном Пиаже, Анри Валлоном и др. для обозначения переноса общественных представлений в сознание отдельного человека.

 

 

В отечественной психологии проблемой интериоризации занимались Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Гальперин и др.

 

 

Интериоризация – переход, в результате которого внешние по своей форме процессы, осуществляемые по своей форме с предметами, преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в «плане сознания».

 

 

По мнению Выготского, процесс интериоризации социален по своей природе, так как высшие психические функции рождаются у индивида в процессе взаимодействия с другими людьми, которые дают образцы действия. Исходная форма утрачивается по мере того, как такие действия начинают выполняться индивидом самостоятельно.

 

 

Принимая это положение, Леонтьев отмечает, что одновременно у индивидов происходит изменение самой формы психического отражения. Процесс интериоризации состоит в формировании внутреннего «плана сознания».

 

 

По Рубинштейну, любая внешне-двигательная операция выполняет познавательную функцию. Поэтому нужно говорить о преобразовании одного познавательного действия (осуществляемого во внешней форме) в другое познавательное действие.

 

Три грани понятия "ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ"

 

В понятие «интериоризация» современные психологи выделяют три грани:

 

Грань «индивидуализации». Выготский отражает основной закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребёнка к индивидуальному, интрапсихическому. (превращение внешней социальной речи во внутреннюю речь).

Грань «интимизации» - переход от «мы» к «я», то есть развитие самосознания личности.

Грань «интериоризация» - производство плана сознания.

 

 

Экстериоризация

 

 

Леонтьев указывал на важность анализа экстериоризации.

 

 

Экстериоризация – процесс вынесения вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальном продукте.

 

 

Пример, воплощение изобретателем своего замысла.

 

 

Таким образом, в ходе психического развития человека совершенствуются оба процесса: интериоризация и экстериоризация. Между ними осуществляются постоянные переходы.

 

использованы материалы лекции к. пс. н., Пинегиной Н. М.

СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием). Чтобы восполнить отражаемые психикой недостатки, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.

Активность — это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности.

Следовательно, деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Поэтому и понятие «деятельность» весьма широкое и иногда сливается с понятием «жизненный путь». Цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать вполне самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая — например, научиться разметке деталей. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (окраску, расчерчивание, накернивание), у каждого из которых — своя цель.

Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно — осознается недостаточно. При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

Мотивы — это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив — это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности.

Стимул — это объективное явление, действующее на человекa, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив — отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.

Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

Хотя деятельность — это функции человека в целом: и как личности, и как организма, — ее целенаправленность и мотивация определяются личностью. Поэтому у животных, у новорожденных и у «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение — как объективизация их психики. Деятельность же — это объективизация сознания.

 

Проверка усвоения сущности деятельности:

1. В чем заключается сущность деятельности?

2. Почему потребности — побудители к деятельности?

3. В чем выражается активность в удовлетворении потребностей?

4. Почему в деятельности непременно должны быть цель и активность?

5. Чем обусловливаются мотивы деятельности и в чем их отличие от стимулов?

6. Перечислите в качестве примера личные мотивы изучения психологии.

 

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Видов деятельности человека — огромное количество. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.

Общение заключается в обмене информацией между людьми. Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения (1).

Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Поэтому взаимодействие на основе только физических и физиологических форм отражения не может рассматриваться как общение, как и взаимодействие человека с машиной.

Общение животных как предыстория общения людей, объективизирует их потребности, в основе которых лежат инстинкты продолжения рода и самосохранения. Особая его форма — общение с человеком животных в процессе их одомашнивания.

Труд, речь и развивающиеся на их основе производственные отношения, социализировав у людей перешедшие к ним от животных форм общения, включили их в трудовую деятельность и во все производные от труда другие виды деятельности: нравственную деятельность, игру, учение, искусство, спорт и бой.

Но общение не сводится только к труду и выходит далеко за его рамки. Начиная с «агушечек», обращенных к грудному младенцу, и кончая обращением на «ты» к покойнику на гражданской панихиде, жизнь человека пронизана общением с другими людьми. Поэтому проблема общения стоит в центре внимания социальной психологии, будучи особо заостренной в результате все возрастающего значения средств массовых коммуникаций: прессы, радио, телевидения. Конечно, тамтам — африканский барабан, передававший вести от племени к племени, и «подзатыльник» невнимательному ученику — это тоже средства общения, как и живопись — от наскальных рисунков до улыбки Джоконды. Но высшая, наиболее человеческая форма общения — это речь с помощью слов как выражение понятий.

Сущность речевого общения заключается в обмене информацией, передаваемой посредством слышимых, видимых и осязаемых слов между передающим ее агентом, и воспринимающим ее перципиентом, которые последовательно могут меняться местами.

Речевое общение практически почти всегда включает в себя пять его видов: интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное и волюнтаристическое.

---------------------------------------------------------------------------

См.: Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.

---------------------------------------------------------------------------

Интеллектуальное словесное общение осуществляется с целью обмена понятиями, наиболее точно отражающими определенные явления и обязательно наиболее однозначно понимаемыми передающим и принимающим информацию с помещью либо сказанного, либо написанного и услышанного или прочтенного слова. Но эта, казалось бы, наиболее непосредственная задача словесного общения фактически даже в науке, где она стоит наиболее остро и в наиболее рафинированном своем виде, решается далеко не просто.

Этому есть две основные причины.

Во-первых, понятие не зеркально мертво и точно отражает вещи и явления, а слово еще более неточно выражает понятия, о чем свидетельствует наличие синонимов и омонимов.

Вторая причина, затрудняющая чисто научное интеллектуальное словесное общение, заключается в том, что «круг охватываемых наукой вопросов чрезвычайно расширился... Поэтому деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. Создается ситуация, подобная той, которая символически изложена в библейской истории о Вавилонской башне» (1).

Эмоциональное словесное общение свойственно не только лирической поэзии, но и публицистике, и ораторскому искусству.

Образное словесное общение присуще художественной литературе, да и в обыденной речи, в лекции и объяснении образы употребляются довольно часто.

Ассоциативное словесное общение обычно практикуется во вне-речевом общении, оно свойственно форме сувениров, например: «Иль пришлю тебе страшный подарок — мой душистый заветный платок» (Анна Ахматова). Для научной литературы этот вид общения вовсе неприемлем, зато в педагогике и поэзии он играет огромную роль, включаясь в три предыдущих.

-----------------------------------------------------------------------

1. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965, с. 111.

-----------------------------------------------------------------------

Волюнтаристическое словесное общение не только передает информацию, но и «навязывает» ее тому, кто ее воспринимает, делает ее обязательной для него. Сюда относятся не только слова—команды, устав и инструкции, но и любая пропаганда. Оно входит в психологическую структуру руководства, которое отличается от командования не столько целями, сколько формой.

Общение может быть как самостоятельным видом деятельности (например, в преподавании, литературе, журналистике, радиовещании, телевидении и искусстве), так и непременным компонентом прочих видов деятельности: труда, игры, учения.

Труд занимает особо важное место в жизни человека. Игра и учение — подготовка к труду и произошли из труда. В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Но вместе с тем труд — решающее условие формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются (здесь уместно перечитать с. 29—30).

Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен быть посильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил.

Игра вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам. В дальнейшем игра становится сюжетной и по правилам. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.

Учение — исторически обусловленный вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях и в развитии их сознания. Это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей.

 

Проверка усвоения видов деятельности:

1. Какие виды деятелоности формируют личность?

2. Почему общение — один из главнейших видов деятельности?

3. Подберите примеры способов общения, кроме словесных, применяющихся в обучении.

4. Почему труд — потребность человека?

5. Чем определяется процесс учения?

6. Подумайте, какие темы профессионально-технического обучения можно изучать посредством учебных игр, подобных тактическим играм в военном деле.

 

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.

Любая деятельность, будь то опиливание плоской поверхности слесарем или монтаж сложной технологической установки бригадой монтажников, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется множеством взаимосвязанных действий.

Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Об импульсивных действиях уже было, а о поступках будет сказано. Рабочие действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.

Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.

Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?

Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.

Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.

Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.

Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?

Любой вид деятельности — весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.

Если с позиций теории информации проанализировать деятельность учащихся, то может оказаться, что для решения какой-либо технологической задачи у них нет достаточной ориентировочной основы, они не знают правил исполнительских действий при решении этих задач, не контролируют правильность действий, а поэтому допускают ошибки, не вносят коррективы в свои действия и тем самым усугубляют оплошности.

А бывает и так: что-то сделано по правилам, но при завершающей проверке результат не совпадает с заданным, возможно, потому, что неверно была определена задача.

Возможны и более грубые нарушения структуры учебной или трудовой деятельности, когда, например, приступают к исполнительским действиям, не выполнив необходимые ориентировочные действия, а поэтому не осуществляется корректировка исполнительских действий, и при завершающей проверке оказывается, что такая деятельность совсем бесполезна.

Из рассмотренной структуры деятельности видно, что в любом деле, даже в самой простой физической работе, большое место непременно занимают умственные (мыслительная и мистическая), ориентировочные, корректировочные и завершающие действия. Поэтому чему бы ни пришлось преподавателю обучать учащихся, надо прежде всего развивать их мышление, сообразительность, находчивость и сноровку. Тем быстрее будет «свертываться» фактически осуществляемая ими структура деятельности за счет сокращения и быстрого снятия неопределенности, выражающейся в вопросах: что делать? Как делать? Как получается? и т. д., а это будет упрощать, облегчать и ускорять процесс деятельности и достижение ее целей.

 

Проверка усвоения структуры деятельности:

1. На каком-либо примере покажите структуру деятельности.

2. Что такое действие?

3. В чем различия между теоретическими и практическими ориентировочными действиями?

4. Почему успешная деятельность невозможна без корректировочных действий?

5. С какой целью осуществляются завершающие действия?

6. Подберите примеры из преподавательской деятельности, где наиболее четко осуществляются все четыре вида действий, и проанализируйте на этих примерах их сущность.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Деятельность складывается из множества последовательно осуществляемых ее элементов, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. От рациональности сочетания и взаимосвязей элементов зависят сложность, успешность и плодотворность деятельности. Элементами деятельности являются не только уже рассмотренные цели, мотивы и действия, но и навыки, психические акты, операции, приемы и поступки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.