Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская концепция личности: основные подходы




Проблема культуры в истории философии. Основные подходы к пониманию культуры. Культура и цивилизация.

36)

II КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Философских знаний на сущность человека, предназначение и смысл его бытия существует очень много. Начало им положили концепции древнегреческих философов, понимали человека как существо разумное. Человек – полностью самостоятельное существо, он сохраняет свою человеческую особенность, сознание своего «Я

Еще в античной философии заложены основные основы натуралистического антропологизма, а затем и эволюционизма, а также разнообразные концепции человека, основанные на дуалистических и идеалистических принципах. Для первых характерно представление о человеке как наивысшем и совершенном создании природы, познание которого дает ключ к тайнам человеческого бытия. Подчеркивание единства человека и природы совсем не снимает проблему дуализма, души и тела, а в какой-то степени даже содействует утверждению натуралистических представлений о природе и человеке. Их сторонники считают, что все люди имеют одинаковую психологическую или психофизическую структуру, общую для всех, которая отличает человека от животных.

Напрашивается вывод о непосредственном влиянии субъектно-психологических особенностей «природного индивида» на всю сферу общественного поведения, действий, социальных процессов [5].

В 30-40-е годы XIX века осуществился поворот философской мысли к конкретному человеку. Одно из направлений связано с датским философом Кьеркегором, который создал своеобразную религиозно-философскую концепцию человека.

Ее существенной чертой является то, что именно через познание самого себя, которое он осуществляет в определенной изоляции от других людей, замкнувшись только на личном «Я», человек понимает свою зависимость от Бога.

В этот период формировался и совсем иной поход к проблеме человека. Он связан с именем немецкого философа Л. Фейербаха, который отрицал идеалистическую концепцию человека и тезис о приоритете общества перед отдельным индивидом. Он утверждал, что человек есть психофизическое существо, в котором душа и тело не могут быть отделены друг от друга.

Человеческая сущность рассматривается как «род», как внутренняя всеобщность, которая связывает множество индивидов природными связями. Разнообразные общественные отношения, по Фейербаху, появляются благодаря чувствам и разуму людей.

Абсолютизация индивидуального бытия разрывает две важнейшие стороны характеристики человека: существование и сущность. Это неизбежно приводит к антиисторической концепции человека – философии индивидуализма.

Согласно данной концепции, человек обособлен от общества, не имеет связей с объективным миром. Но это невозможно, так как изначально индивид – это часть природы и он не может быть изолирован от социальных отношений.

«Для того чтобы получить целостную концепцию человека, нужно прежде всего обозначить методологические принципы, опираясь на которые только и можно решить вопросы о его природе, сущности и существовании» [1.с.378].

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из 3-х компонентов, уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных[2,с.89].

«Я» - это сознательная часть психики, из отрой постоянно вытесняются инстинктивные влечения как позорные и недопустимые. «Я» всегда находится под давлением: с одной стороны инстинкты, с другой - общественные ограничения («Сверх-Я»).

Одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» (т.е. совокупности бессознательных инстинктивных влечений) и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности[3].

Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возражения и у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: после любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, бегство от общества[3].

Гуманистическая психология в понимании личности кажется направлением, противоположным психоаналитическому направлению. Но они на самом деле смыкаются в своих характеристиках. Гуманистическая психология главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации)[4,с.352].

Основателем топологической психологии стал К.Левин. Используя принятые в физико-математических науках понятие «поле», К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы жизненного пространства, в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается[3].

В данной концепции речь о биологической предопределенности не ведется. Мотивами к действию каждой личности являются либо положительные, либо отрицательные качества, стороны объектов.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

Критике подвергался пансексуализм З.Фрейда, известная механистичность теории К Левина, тех или иных идеологических догм, выдвигались и в связи с концепциями гуманистической психологии, в частности по поводу одного из ее центральных понятий – самоактуализации личности[5,с.341].

III ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

Важнейшим аспектом проблемы человека предстает формирование его как активной личности, духовно богатой и гармонично развитой. Вопросы о том, что такое человеческая личность, каковы перспективы ее становления и воспитания в современном мире, остро дискуссионны. В русской религиозной философии господствовало убеждение, что суть личности может быть раскрыта только через ее отношение к Богу.

В западной философии в трактовке личности наиболее рельефно представлены две противоположные позиции (если оставить в стороне религиозную точку зрения): биологизаторски-индивидуалистическая и структуралистическая. Представители первой отрицают социальную обусловленность личности, объясняя ее исключительно действием наследственности и нейрофизиологических структур организма. Приверженцы же структуралистического воззрения, признавая социальную обусловленность личности, сводят, по существу социум к неким безличным и неизменным структурам общества и человеческого духа.

Понятие личности, конечно, связано с понятием индивида. Но если понятие индивида отражает целостность конкретного человеческого субъекта с момента рождения, то личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью воспитателей. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека[6,с.418-419].

Формирование личности происходит под воздействием социокультурных программ как систем функционирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, на его практическую деятельность, в которой личность изменяет социальную среду и тем самым себя[7].

Э Фром считает, что в решающей степени социальный характер обусловлен жизненной практикой соответствующей общности людей, усилиями школ, семьи, религии и т.д.[6,с.239-240].

Формирование личности происходит с момента рождения человека. В этот период жизни главное воздействие на ребенка оказывают родители. Формируется нравственный, моральный стержень, который постепенно совершенствуется или ухудшается под воздействием общества, религии, литературы и т.п. Начальный этап формирования личности является одним из главнейших, и очень важно, по моему мнению, не пропустить ни одного события в жизни человека.

Каждый индивид нуждается во внимании и помощи, даже если он это отрицает, не осознавая важности данного психологического аспекта.

Безусловно, важное значение в становлении личности играет общество. Человек всегда окружен людьми, которые оказывают негативное или позитивное влияние.

Важным фактором в формировании личности является созданная самими человеком картина мира, которая определяется и характеризируется нравственными признаками и критериями. Именно от этой картины мира, его восприятие зависит: станет человек личностью или нет.

По этому поводу можно приводить различные примеры и вспомнить известных людей. К примеру, я не могу назвать личностью Дж. Буша, нынешнего президента США. С одной стороны, это хорошо физически и интеллектуально развитый человек, которому присущи чувства любви, дружбы, взаимопомощи и др. Но они скорее всего проявляются в узком кругу людей, не доступном взглядам общественности.

Мы же со страниц СМИ и экранов телевизоров узнаем его как безнравственного, самоуверенного, жестокого человека без каких-либо признаков гуманности. И после всего вышеизложенного я не могу назвать этого человека сформировавшейся личностью.

Так что же является основой? Религия? Может быть, если дело не доходит до фанатизма. Искусство? Да, но человек ради материальных и духовных ценностей может идти на разрушения и лишения жизни других людей. Общественные нормы и правила? Но ведь никто не может быть уверен в их правильности. Однако, с другой стороны, они являются общепризнанными и не подлежащими нарушению.

«Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторические конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, к которому они принадлежат[8,с.312].

Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Для личности общество – не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений[9].

Связь общественных отношений и психологических свойств личности опосредуется множеством факторов и условий. Вся совокупность общественных отношений определяет развитие и формирование конкретной личности[9].

Таким образом, понятие «формирования личности» употребляется в двух смыслах: формирование личности как ее развития, т.е. процесс и результат этого развития, и формирование личности как ее целенаправленного воспитания.

39. Понятие науки, её функции. Критерии и методы научного знания. Теория, гипотеза, концепция

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии.

Технологическая функция науки. Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину и так называемый платоновский идеал науки существовал еще в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что «знание – сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества.

Функция рационализация человеческого поведения и деятельности – теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Благодаря успехам этих наук, и в первую очередь психологии, являющейся базовой дисциплиной, стало возможным создание и распространение многочисленных социальных технологий – рациональных схем и моделей поведения, с помощью которых деятельность человека приносит более эффективные результаты.

Методы научного познания.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько.

Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

Общие научные подходы и методы исследований, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследо^ния.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдение-целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы."

1. Формализация-отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод-даже при последовательном его проведении-не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).

2. Аксиоматический метод-способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые 1гсходые положения-аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод-способ теоретического.исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное зачение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры "готового знания" и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико- дедуктивного метода является метод математической гипотезы..

В научном исследовании широко используются так называемые общелогическае методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также если она соответствует другим научным критериям.

Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений[1].

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии илидоказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложныхутверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Это умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на основаниях (в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей).

Конце́пция (от лат. conceptio — понимание, система) — главный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе[1]. Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих наукуили ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы [1]. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

В «чистых» науках теория — произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их понимания

 

40. Философия техники

Хотя техника является настолько же древним явлением, как и само человечество, а поэтому так или иначе она попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина, философия техники возникла лишь в XX столетии. С конца сороковых годов XX века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М.Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее "триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею. Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба – объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге "Человеческие качества" А.Печчеи отмечал: "Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего." (Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68.).

Современная социальная философия изучает следующие вопросы, связанные с техникой:

1. Что такое техника как феномен?

2. Каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие?

3. В чем общественная обусловленность техники?

4. Техника - это благо или зло для человека и всей цивилизации?

Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю. Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но во- первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 г.) также посвятил "философии техники". В конце XIX века российский инженер П.К.Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог XIX века" (1898 г.). Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров "Техника и культура" в 30- е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам.

Таким образом, философия техники, с позиций широкого исторического контекста, исследует феномен техники в целом и ее место в общественном развитии. Что же такое техника? Она представляет собой: - совокупность технических устройств - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; - совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; - совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно- технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Как же философы оценивают современную технику? Прежде всего, они констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Почти исчез "прометеевский восторг" (выражение известного немецкого философа К.Ясперса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало. "Детская радость" перед техникой стала уделом "примитивных народов" (выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни. Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек преодолевает пространственные ограничения. Техника открыла перед человеком новый мир - мир дизайна. Технический объект должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от него в прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища и при этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им. Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже по сравнению с первой половиной XX века, значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно изменила самого человека, своего творца и... заложника. К. Ясперс так суммировал все сказанное выше: "Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Всё зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчиняет ее себе и каким образом он проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над целью" (Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.,1986. С.146).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.