Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель ценового лидерства 1 страница




Модель изогнутой кривой спроса

Модель Курно-Нэша

Основана на том, что:

1) в отрасли действуют только 2 фирмы;

2) фирмы осознают высокую степень взаимозависимости;

3) каждая фирма при выборе объёма производства, позволяющего ей максимизировать прибыль, принимает объём и цены конкурента за постоянные.

Это так называемая «модель тюрьмы».

Эта модель основывалась на предположении, что фирма не собирается развязывать ценовую войну.

Эта модель предполагает, что на рынке сохраняется ситуация относительно стабильных цен.


 

18. Монополия

Интернет:

Монополия - фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Тема 5, вопрос 4:

Черты монополии: существует только один производитель данного товара; монополист диктует свои цены; компания производит товар, не имеющий близких субститутов; существуют непреодолимые барьеры для входа на рынок; фирма обладает абсолютной монопольной властью; спрос – абсолютно неэластичный.

Поскольку существует антимонопольное законодательство, то монополия по сути своей является утопией.

В условиях монополии формируется монопольное равновесие:

Монополист продаёт продукцию Q1 по цене P*, т. е. в точке K, где кривая предельного дохода равна предельным издержкам, будет достигнуто монополистическое равновесие (см. график в лекции!). Место для графика:

 

 

Объём продукции, предлагаемой на конкурентном рынке, равен Q2 по цене P2. Следовательно, потери для потребителя составят ∆ABK. Разница между P2 и P* - прибыль монополиста.

Виды монополий:

1. Чистая (абсолютная): рынке действует всего один продавец.

2. Закрытая (легальная): монополия, которая защищена патентным правом.

3. Отраслевая: фирма, на некоторое время становящаяся поставщиком товаров и услуг (рынок высоких технологий, к примеру).

4. Естественная: а) фирма является единственным собственником уникального ресурса (месторождения, напр.); б) экономия на масштабах производства (российские железные дороги).

5. Государственная: возникает, если собственность на какой-то продукт принадлежит государству (рынок оружия).

6. Монопсония: на рынке присутствует один покупатель. Это характерно для рынка труда.

7. Двусторонняя: наличие на рынке одного продавца-монополиста и одного покупателя.

Измерения монополии:

1. Коэффициент концентрации. Показывает процентное соотношение всех продаж, которое высчитывается для определённого числа фирм (обычно рассчитывается для четырёх главных фирм на рынке).

2. IHH-индекс Герфиндаля-Хиршмана. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм данной отрасли (IHH = p12 + p22 + … + pn2).


 

19. Регулирование деятельности монополий

Тема 5, вопрос 5:

Причины регулирования монополии:

1. Существование монополии дорого обходится обществу.

2. Общество получает меньшее количество продукции, чем могло бы получить при конкуренции.

3. За меньшее количество продукции потребители платят высокую цену.

4. Отсутствие выбора.

5. Запрет выхода на монопольный рынок других фирм.

Общин цели антимонопольной политики:

1 класс: достижение желаемых экономических результатов (эффективное использование ресурсов, прогресс, стабильность уровня производства и занятости, справедливое распределение доходов).

2 класс: развитие конкурентных процессов (конкуренция в данном случае не результат, но средство).

3 класс: честное поведение или честная игра (единые для всех правила поведения на рынке).

4 класс: ограничение большого бизнеса.

Антимонопольное законодательство запрещает следующие действия:

1. фиксирование цен;

2. ограничение доступа на рынок;

3. раздел рынков по географическому признаку;

4. принудительные соглашения;

5. оказание предпочтения одних фирм перед другими (рынок государственных закупок);

6.применение демпинговых цен (установление самых низких цен);

7. неоправданное ограничение объёмов производства;

8. образование переплетающихся директоратов (объединения монополий; неясно, на ком ответственность);

9. бесконтрольное приобретение одной компаний крупных пакетов акций другой.

20. Понятие факторов производства

Тема 6, вопрос 1:

Факторы производства – ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг. Различают следующие их группы:

1. Человеческие ресурсы (труд): способность человека к любой интеллектуальной/физической деятельности, направленной на получение благ или оказание услуг. Цена – зарплата. L → W

2. Природные ресурсы: материально-вещественные средства производства, полезные ископаемые, которые необходимы в качестве оборотных средств. Обычно это земля. Цена – рента. Z → R

3. Капитал: представлен основными производственными фондами и финансовыми ресурсами (физические и денежные). Физический капитал – это оборудование, здания и пр. Цена – процент. K → i

4. Предпринимательская способность: те навыки и умения, которыми обладает предприниматель. То, что приобретает форму финансового результата. Цена – прибыль. П → π

Проблема ценообразования определяется:

1. цены на ресурсы – основной фактор, влияющий на денежные доходы их владельцев;

2. цены на ресурсы регулируют распределение ресурсов между отраслями и фирмами;

3. от цен на ресурсы зависит себестоимость продукции;

4. от цен на ресурсы в прямой зависимости находится распределение национального богатства в обществе.


 

21. Рынок труда и заработной платы

Тема 6, вопрос 2:

Труд можно рассмотреть как с экономической, так и с физиологической точки зрения.

Как экономическая теория, труд – целесообразная деятельность человека по производству материальных благ и услуг. Как физиологическая теория, труд – совокупность химических и физических реакций, т. е. того, что обуславливается человеческой деятельностью.

Полезность труда определяется при помощи его продуктивности, т. е. способности трансформировать ресурсы таким образом, чтобы увеличить степень удовлетворения потребности.

Рабочая сила – знания, умения и навыки, которыми обладает трудоспособное население.

Трудовые ресурсы – часть трудоспособного населения, обладающая физическими и умственными способностями, необходимыми для осуществления полезной трудовой деятельности. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, работающие подростки и пенсионеры – они и являют собой трудовые ресурсы.

Основная градация трудоспособного возраста:

А) Женщины – от 16 до 55 лет.

Б) Мужчины – от 16 до 60 лет.

Трудовой потенциал – значение численности трудовых ресурсов, которое может быть достигнуто при определённых условиях.

Экономически активное население – рабочая сила, которая обеспечивает предложение на рынке труда. Включает занятых и безработных.

Экономически неактивное население – не обеспечивает предложение рабочей силы. Это инвалиды I-II групп; пенсионеры по старости/льготам; лица, занятые уходом за детьми или больными родственниками; лица, занятые ведение домашнего хозяйства; отчаявшиеся найти работу; лицу, которым нет необходимости работать (живут на проценты от своего богатства).

Спрос на труд – вакантные места, предлагаемые работодателем.

Предложение труда – количество рабочей силы.

Спрос на труд зависит от двух факторов:

1. Предельная производительность труда (MRP) – отдача, которую получает работодатель от использования каждой дополнительной единицы труда;

2. предложение др. факторов производства.

Кривая спроса на труд.

Кривая предложения труда является кривой предельных издержек труда.

Два графика из лекции:


 

22. Рынок капитала

Тема 6, вопрос 3:

Существуют следующие виды капитала:

1. Физический (основной): средства производства, используемые в течение длительного времени для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд предприятия. Это имущество, служащее более 12 месяцев и стоимостью более 40 тысяч руб./ед.

2. Финансовый: совокупность денежных средств и ценных бумаг.

3. Юридический: нематериальные активы (права на использование нематериальной собственности).

4. Человеческий: вложение в способности и умения работников (повышение квалификации, её поддержание, (пере)обучение работников).

В зависимости от принадлежности, капитал может быть собственным и арендованным. В зависимости от роли в производстве капитал может быть производственным (всё то, что используется при производстве продукции) и непроизводственным (капитал обслуживающих хозяйств; санитарно-гигиенические службы; заводские поликлиники и т. п.).

Доход от использования капитала – процент.

Размер процентного дохода определяется ставкой процента, которую заёмщик должен заплатить кредитору за пользование деньгами в течение некоторого времени. На формирование процентной ставки оказывают влияние следующие факторы:

1) время; 2) предельная производительность капитала (доход, прибыль, рентабельность); 3) предложение денег (политика Центробанка); 4) предпочтение ликвидности (наличие наличной или безналичной формы денежных средств); 5) фактор риска.

P. S. Всё, что изложено выше, относится к физическому капиталу.


 

23. Рынок земли

Тема 6, вопрос 4:

Рынок земли – особенности земли как фактора производства:

1. земля имеет неограниченный срок службы и не воспроизводима по желанию;

2. земля – природный фактор, а не продукт труда человека;

3. земля не поддаётся перемещению, переводу из одной отрасли в другую, т. е. она недвижима;

4. земля, используемая в с/х, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свою производительность.

В результате землевладения и землепользования возникают следующие особые экономические отношения, порождающие особый вид дохода – земельную ренту.

Абсолютная рента (получаемая в любом случае) – та часть дохода землепользователя, которую он отдаёт в виде арендной платы собственнику земли.

Дифференцированная рента – доход от использования земли.

Предложение земли является абсолютно неэластичным. Даже при огромном росте цен на землю предложение земли остаётся фиксированным.


 

24. Доходы населения

Тема 8, вопрос 1:

Доходы населения – сумма денежных средств и материальных благ, полученных за определённый период времени.

Доходы подразделяются на: а) номинальные (денежные средства независимо от налогообложения и изменяющихся цен); б) реальные (разница между номинальными доходами и налогами и обязательными платежами, скорректированными на индекс цен).

Натуральные выплаты – продукты, произведённые домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы населения включают: зарплату; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от собственности; пенсии; стипендии; различные пособия; дивиденды; суммы от продажи ценных бумаг и недвижимости; доходы от продажи с/х продукции; доходы от оказанных насторону услуг и т. д.

Зарплата – цена трудовых услуг, которые предоставляют наёмные работники в процессе своей трудовой деятельности.

Дифференциация доходов – различия в уровне доходов на душу населения.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются следующие показатели: 1) Кривая Лоренца (отражает степень неравенства и определяется из соотношения доли семей с соответствующим уровнем дохода и доли доходов рассматриваемых семей), используется для сравнения распределения доходов в различные периоды или между различными группами населения:

2) Децильный коэффициент, отражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных: В России этот показатель сейчас весьма высокий. Квентильный коэффициент – берут 20%, а так всё то же самое.

3) Коэффициент Джини, отражающий распределение совокупного дохода между группами населения; чем он выше, тем выше дифференциация, т. е. неравенство.

, где n – число групп населения; i – номер группы; xi – накопленная доля населения, входящая в i-ую группу; yi – накопленная доля доходов, приходящаяся на долю населения xi. G соответствует кривой Лоренца, выражение под знаком суммы ∑ – площадь трапеции.

При расчёте G для России принимают в расчёт n = 5, (хi+1 – xi) = 0,2:


 

25. Социальная политика государства

Тема 8, вопрос 2:

Государственная политика доходов заключается в перераспределении через бюджет полученных налогов путём дифференциального налогообложения различных групп населения. При этом часть доходов богатых слоёв населения переходит бедным слоям.

Социальные трансферты – система мер денежной/натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности страны.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие части дохода и перераспределение её в виде социальных пособий. Наиболее эффективными средствами государственного регулирования доходов является определение гарантированного минимума зарплаты (у нас – МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – 5100 руб.).

Ещё один механизм регулирования доходов – изменение номинальных доходов в зависимости от роста цен – индексация (в основном проводят для работников бюджетной сферы).

Другой механизм – определение показателей прожиточного минимума.

Различают социальный и физиологический минимумы. Физиологический рассчитан на удовлетворение лишь главных физиологических потребностей (приобретение еды, одежды, обуви). Социальный минимум включает товары для удовлетворения физических потребностей и затраты на удовлетворение минимальных социальных и духовных запросов.

Прожиточный минимум – своеобразный индикатор уровня жизни населения. Для детей, пенсионеров и трудоспособных граждан прожиточный минимум рассчитывается отдельно; и отдельно для регионов.

Потребительские бюджеты – прогнозирование, оценка динамики развития населения.

Виды бюджетов: а) нормативный (в результате исследований, расчётов и прогнозов); б) фактический (статистические данные).

Нормативный бюджет: а) рациональный; б) минимальный (представляет собой социальный минимум средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека; составляется по двумстам товарам и услугам).

По уровню обеспеченности выделяют 5 групп населения:

1. Бедные семьи: доход на душу населения ниже прожиточного минимума.

2. Малообеспеченные семьи: доход на душу населения находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом.

3. Обеспеченные семьи: доход на душу населения больше минимального потребительского бюджета и колеблется около уровня среднедушевого дохода страны.

4. Состоятельные семьи: доход на душу населения выше среднего дохода по стране.

5. Богатые семьи: доход на душу населения превышает национальный бюджет.


 

26. Понятие системы национальных счетов (СНС). Основные макроэкономические показатели

Тема 7, вопросы 1-2:

I) СНС – статистическая система, которая наглядно отражает экономическое положение в стране. В СНС используются следующие виды счетов:

1. Счёт производства – отражает результаты производственной деятельности в стране.

2. Счёт образования доходов – характеризует процесс образования прибыли, зарплаты, социальных выплат, доходов от собственности и т. п.

3. Счёт распределения доходов – показывает, как распределяются доходы между основными получателями: домашними хозяйствами, фирмами и пр.

4. Счёт использования доходов – показывает, как формируется конечное потребление и валовое накопление.

5. Счёт капитала – показывает операции с использованием капитала, т. е. капитальные затраты.

6. Финансовый счёт – показывает формирование требований и обязательств.

Используются следующие понятия в СНС:

1. Экономическая территория – территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой люди, товар и деньги могут свободно перемещаться.

2. Резидент – институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной территории (предприятия, государственные учреждения, люди); резидентные предприятия данной страны – единицы, занятые производством на экономической территории данной страны, включая совместные, смешанные предприятия и филиалы зарубежных фирм.

В СНС все результаты экономической деятельности учитываются по: секторам и по видам и сторонам деятельности.

I сектор: нефинансовые корпорации - заведения, основной функцией которых является производство продукции нефинансовых услуг; их доходы формируются за счёт реализации продукции.

II сектор: финансовые корпорации – заведения, которые занимаются финансовыми операциями и операциями по страхованию.

III сектор: государственные учреждения – заведения, занятые предоставлением нерыночных услуг коллективного потребления – образования, здравоохранения (ЖКХ, охрана окружающей среды).

IV сектор: некоммерческие организации, обслуживающие население (заведения, предоставляющие ему нерыночные услуги).

V сектор: домашнее хозяйство – индивиды и их группы как потребители, так и индивидуальные предприниматели.

VI сектор: внешнеэкономические связи, так называемый «остальной мир» - зарубежные организации, осуществляющие взаимодействие с резидентами данной страны.

В основе построения СНС лежит представление о национальной экономике как о система с определённой структурой. Основной единицей структуры является отрасль. Отрасль состоит из групп единиц с однородным производством.

Показатели результатов экономической деятельности – величины, изменяющие итоги экономической деятельности за определённый период. Различают следующие результаты:

1. продукты – результаты труда, имеющие материально-вещественную форму;

2. услуги – результаты деятельности, удовлетворяющие личные и общественные потребности, не воплощённые в продуктах (образовательные услуги);

3. товары – продукты и услуги, предназначенные для перепродажи;

4. нерыночные услуги – услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций.

II) Основные показатели экономического положения страны:

1. ВВП (валовый внутренний продукт) - стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах, произведённых резидентами данной страны за рассматриваемый период времени. Может быть рассчитан как в годовом, так и в квартальном режиме времени.

2. ВНД (валовый национальный доход) - сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны за соответствующий период как в пределах национальной территории, так и за границей, за вычетом доходов, переданных за границу.

3. Валовая прибыль – прибыль резидентов за определённый период времени.

4. В (валовый выпуск) представляет собой суммарную стоимость продуктов и услуг, произведённых в отчётном периоде и включающих все рыночные и нерыночные товары и услуги (готовая продукция и незавершённое производство).

5. Промежуточное потребление – показатель затрат, связанных с производством продуктов и услуг данного вида; включает в себя материальные затраты, затраты общехозяйственного назначения, нерыночные услуги.

6. Потребление основного капитала - уменьшение стоимости основного капитала в результате его физического и морального износа.

 

27. Понятие ВВП. Методы подсчёта

Тема 7, вопрос 2:

ВВП (валовый внутренний продукт) - стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах, произведённых резидентами данной страны за рассматриваемый период времени. Может быть рассчитан как в годовом, так и в квартальном режиме времени.

ВВП является валовым продуктом, т. к. в процессе оценки конечных результатов деятельности из него не исключается потребление основного капитала. ВВП называется внутренним, т. к. при его расчёте используют данные по экономическим субъектам, интересы которых связаны с данной страной, её территорией.

ВВП рассчитывается трёмя методами:

1. Производственный метод – определяется валовая добавленная стоимость как разница между стоимостью валового выпуска продукции и промежуточным потреблением: ВВП = В – ПП + Н – С, где В – валовый выпуск, ПП – промежуточное потребление, Н – налоги, С – субсидии.

2. Распределительный метод – ВВП определяется путём суммирования первичных доходов от производственной деятельности и от собственности всех единиц внутренней экономики; к основным доходам относят: оплату труда, прибыль, проценты от собственности, ренту, доходы корпораций, социальные пособия и пр. ВВП = ОТ + ЧНП + ЧНИ + ВП + ВСД, где ОТ – оплата труда, ЧНП – чистый налог на продажу, ЧНИ – чистый налог на импорт, ВП – валовая прибыль, ВСД – валовые смешанные доходы.

3. Метод конечного использования – определяется как сумма товаров и услуг, используемых на конечное потребление, на валовое накопление, и товаров и услуг, полученных от внешнеэкономической деятельности. ВВП = КП + ВС +– Э(И), где КП – конечное потребление, ВС – валовое сбережение, Э(И) – экспорт/импорт.

Нормальное статистическое отклонение в расчёте ВВП – до 5%.


 

28. Экономические циклы

Тема 9, вопрос 1:

Развитие экономики характеризуется циклическими колебаниями разных типов.

Экономический цикл обозначает чередование периодов экономического спада и подъёма, связанных с колебаниями общего объёма производства в стране.

Виды кризисов:

1. Чаще всего – кризис перепроизводства;

2. кризис недопроизводства;

3. общие кризисы (затрагивают всю экономику вцелом);

4. частичные кризисы (затрагивают какой-то сектор экономики, например, только финансовый);

5. отраслевые (энергетические, сырьевые и т. д.)

В зависимости от продолжительности различают циклы:

1. Китчина: 3-5 лет между одним и другим кликом (производственные циклы; предприятие в течение 3-5 лет должно выйти на новый производственный уровень).

2. Жугляра: 7-10 лет, связан с обновлением производственных фондов (характерно для США, причина неизвестна).

3. Кузнеца: 15-20 лет, обновление производственной инфраструктуры (зданий и сооружений).

4. Кондратьева: 30-50 лет, длинные волны.

Причины циклов – некоторые внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы: 1) войны – экономические циклы начинаются и заканчиваются вместе с ними; 2) политические причины; 3) изменение взглядов потребителей и инвесторов по отношению к экономическому циклу; 4) международные факторы (миграционные процессы, политика государств); 5) технологический прогресс (новые технологии, сырьё и энергия).

Внутренние факторы: 1) смена производственных технологий; 2) обновление, модернизация производственных фондов; 3) недостаточная конкуренция; 4) изменение в предложении денег; 5) принцип акселерации (отражает взаимосвязь между объёмами продаж и инвестициями).

Экономический рост проявляется в следующих показателях: 1) годовой прирост ВВП вцелом и на душу населения; 2) годовой прирост выпуска продукции ведущих отраслей.

Экономический рост происходит в результате экстенсивных (количественных) и интенсивных (качественных) факторов.

По поводу изучения экономического роста имеется несколько экономических направлений:

1. Нео-классическое. В основе его – идея оптимальности рыночной системы, которая рассматривается как саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все производственные факторы.

2. Кейнсианство. Основоположник – Кейнс. В основе теории – факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода. Кейнс изучал совокупный спрос и его составные части – потребление и накопление (экономический рост зависит от изменения национального дохода).

3. Нео-кейнсианство. Развилось в послевоенный период. Основа – факторы, связанные с приростом населения и производительностью труда.


 

29. Безработица

Тема 9, вопрос 2:

Безработица – социально-экономическое явление, связанное с временным отсутствием работы и заработка. Основа её: безработные – часть трудоспособного населения, не имеющая работы и заработка, активно ищущие работу, готовые приступить к ней в любой момент и зарегистрированные в службе занятости.

Безработица бывает добровольной и вынужденной. Добровольная включает 2 группы: фрикционная (связана с кратковременной потерей рабочего места в результате перехода на новую работу) и институциональная (связана с несовершенством трудового законодательства и с несоответствием на рынке труда спроса и предложения).

У вынужденной безработице относятся:

1. циклическая – порождается экономическими циклами;

2. структурная – вызвана изменениями в структуре народного хозяйства;

3. конверсионная – возникает в результате конверсии военного производства;

4. молодёжная – закончив школу и не поступив в среднее профессиональное или высшее учебное заведение; окончив ВУЗ или среднее профессиональное молодёжь не знает, чем заняться;

5. маржинальная – безработица слабозащищённых слоёв населения.

Безработица зависит от времени её протекания. Так, различают кратковременную безработицу (до трёх месяцев), длительную (от трёх до восемнадцати месяцев) и застойную (свыше 18 месяцев).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.