КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Их использования и сохранности
Ревизия (аудит) сохранности и учета материально-производственных запасов в организациях включает комплекс вопросов и мероприятий, цель которых – предотвратить непроизводительные потери и расходы, недостачи и хищения, бесхозяйственное использование средств, подтвердить достоверность данных по наличию и движению материально-производ-ственных запасов, а также установить соответствие применяемой в организации методики учета операций с материальными ценностями действующим в Республике Беларусь нормативным актам. В процессе проверки операций с материальными ценностями решаются следующие задачи: – изучение организации материально-технического снабжения и его планирования, увязка снабжения с производственным планом, нормами расхода и запасов; – установление реальности наличия и существования материальных ценностей; – изучение их состава и выявление излишних и не используемых в производстве материальных ценностей; – обследование состояния складского хозяйства и ознакомление с условиями хранения материальных запасов; – установление правильности документального оформления движения материалов, формирования их учетной стоимости, полноты оприходования материальных ценностей, обоснованности и законности отпуска и списания материальных ценностей и правильности отражения в учете данных операций; – проверка правильности учета отдельных предметов в составе оборотных средств; – оценка полноты и качества проводимых инвентаризаций материальных ценностей. Источниками информации при проверке материальных ценностей являются: – плановые и нормативные данные органов материально-техни-ческого снабжения: заявки на потребность в материальных ценностях, договоры с поставщиками, нормативы запасов, нормы и лимиты расходов, план материально-технического обеспечения; – первичные документы по движению материальных ценностей: товарно-транспортные накладные формы ТТН-1 и товарные накладные формы ТН-2, железнодорожные накладные, спецификации, сертификаты и другие документы, удостоверяющие качество материальных ценностей, счета-фактуры, приходные ордера формы М-4, акты о приемке материалов формы М-7, лимитно-заборные карты формы М-9, требования на отпуск материалов формы М-11; – учетные регистры: карточки складского учета материалов, ведомости (машинограммы) аналитического и синтетического учета по счетам 10, 16, 60; инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей; – бухгалтерская и статистическая отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов (форма 3-сн) и др. Руководствуясь Инструкцией по бухгалтерскому учету материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 144, проверку операций по учету материально-производственных запасов рекомендуется проводить в следующей последовательности: – проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей; – проверка операций по поступлению материальных ценностей; – проверка операций по списанию материальных ценностей в расход; – проверка учета отдельных предметов в составе оборотных средств; – проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций материально-производственных запасов и отражения в учете их результатов. В ходе проверки особое внимание уделяется изучению организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей (проверка наличия в личных делах договоров о материальной ответственности и должностных инструкций). При осмотре мест хранения материальных ценностей по имеющимся у материально ответственных лиц документам проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск материалов и делают записи в книги или карточке складского учета, устанавливают неучтенные излишки, причинами которых могут быть обвес, обсчет, обмер сырья и материалов, необоснованное составление актов на потери при транспортировке или хранении на складах. Это можно установить по карточкам складского учета. Для подтверждения реальности наличия материально-производ-ственных запасов документально сверяют данные о запасах, указанные в разделе II баланса, с данными регистров аналитического и синтетического учетов по счетам 10, 15, 16. При осмотре складского хозяйства проверяющим может проводиться выборочная инвентаризация материальных ценностей для сверки фактического их наличия с данными бухгалтерского учета. Подписанные ревизором, членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для определения результатов инвентаризации. При обнаружении по некоторым материалам отклонений от учетных данных по ним составляются сличительные ведомости. По всем фактам недостач и излишков материально ответственные лица должны дать письменные объяснения. Если размеры нарушений значительны, проверяющий может дать руководителю рекомендацию провести окончательную сплошную инвентаризацию материальных ценностей в организации. Проверяя бухгалтерский учет материальных ценностей в организации, проверяющий на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных и др.) и учетных регистров (карточек складского учета, отчетов о движении ценностей, ведомостей, машинограмм и пр.) устанавливает полноту оприходования материальных ценностей, правильность их классификации и оценки. При проверке полноты оприходования материальных ценностей аудитору или ревизору следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, принятый в учетной политике вариант оценки. В случае необходимости проверяющий проводит встречную сверку с документами, находящимися у поставщиков материальных ценностей. Одновременно с проверкой полноты оприходования материальных ценностей изучается правильность их оценки в зависимости от организации и постановки их аналитического и синтетического учетов, руководствуясь при этом Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Конкретный вариант оценки материальных ценностей, принятый в организации, должен быть зафиксирован в его учетной политике. Обоснованность списания материальных ценностей в расход (отпуск в производство, реализация на сторону, безвозмездная передача и др.) выясняется по данным соответствующих первичных документов и учетных регистров (накладных, требований на отпуск, лимитно-заборных карт, накопительной ведомости по расходу и оборотной ведомости по движению материалов, журнала-ордера № 10 по кредиту счетов 10, 16 и др.). Отпуск материалов со складов в производство оформляют лимитно-заборными картами или ведомостями отпуска, актами-требованиями на замену материалов или на дополнительный отпуск, комплектовочными ведомостями и другими документами в зависимости от специфики деятельности организации. Отпуск материалов в производство должен производиться в пределах лимита на выпуск определенного вида продукции. Правильность списания материалов на производственные нужды по количеству и стоимости ревизор может проверить путем составления балансовых расчетов, уделяя при этом внимание обоснованности применяемых норм расхода материальных ценностей. Для этого сравнивается количество отпущенных сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции в натуральном выражении (с учетом технологических отходов по норме).
29. Проверка полноты и качества проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей
Основным документом, регулирующим порядок проведения инвентаризации активов и финансовых обязательств, используемым в процессе контроля полноты и качества проведенных инвентаризаций материальных ценностей и отражения в учете их результатов, является Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.11.2007 г. № 180 (далее – Инструкция № 180). Изучение материалов инвентаризации начинается с проверки наличия в бухгалтерии необходимых документов. В ходе контроля проверяющий должен: – установить, имеется ли в организации приказ, в котором определены сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, а при большом объеме работ – состав рабочих инвентаризационных комиссий; – проверить наличие инвентаризационных описей или актов, сличительных ведомостей, письменных объяснений материально ответственных лиц по результатам инвентаризаций; протоколов, приказов и других документов по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций. В ходе такой документальной проверки проверяющим одновременно обращается внимание на компетентность состава инвентаризационных комиссий: включены ли в состав комиссии специалисты, хорошо знающие потребительские признаки ценностей, а в ситуациях, когда инвентаризация имущества проводится в случаях стихийного бедствия, в состав комиссии должен быть включен представитель местной исполнительной власти в качестве председателя комиссии. Для установления качества проведенных инвентаризаций нужно проанализировать данные инвентаризационных описей и их оформление в соответствии с Инструкцией № 180, т.е. описи должны содержать следующие сведения: наименование организации; место, где проводилась инвентаризация; время ее проведения; перечень материальных ценностей с указанием их марки, сортности и других отличительных признаков; наличие на каждой странице описи показателя числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей прописью и общий итог количества всех единиц по странице в натуральном выражении, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, кг, метрах и т.д.) эти ценности показаны; подписи членов инвентаризационной комиссии и подпись материально ответственного лица, подтверждающие правильность проведения инвентаризации и принятия ценностей на ответственное хранение. Для проверки полноты проведения инвентаризации материальных ценностей во всех местах их хранения инвентаризационные описи сверяются с ведомостью № 10 «Движение материалов в денежном выражении» по каждому материально ответственному лицу или с данными соответствующей машинограммы. Затем следует изучить сличительные ведомости и установить, соответствуют ли показанные в них фактические количественные остатки материальных ценностей данным остаткам, приведенным в инвентаризационных описях, учитывая при этом, что сличительные ведомости составляются по материальным ценностям, по которым установлены отклонения от учетных данных. При проверке сличительных ведомостей необходимо установить: – правильно ли выведены остатки по данным складского и бухгалтерского учетов на момент проведения инвентаризации; – все ли ценности, по которым выявлены отклонения от учетных данных, записаны в сличительной ведомости; – правильно ли произведены взаимные зачеты излишков и недостач в результате пересортицы; – правильно ли отражены количественные и суммовые результаты по сличительным ведомостям и как они отражены в бухгалтерском учете; – правильно ли составлены расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, имея при этом в виду, что списание потерь может быть произведено не свыше размеров выявленной недостачи по сличительной ведомости. Потери от порчи, брака, боя во всех случаях комиссией оформляются отдельной инвентаризационной описью или актом с указанием периода образования по каждому виду ценностей, причин потерь и возможного их использования. На завершающем этапе проверки ревизор (аудитор) должен проверить порядок отражения в учете инвентаризационных разниц, руковод-ствуясь при этом ст. 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкцией № 180. При проверке правильности списания недостач материальных ценностей сверх норм естественной убыли контролирующий орган должен определить причины их возникновения и установить, какие меры принимаются организацией для ликвидации таких потерь. В процессе проверки необходимо установить: правильно ли определен размер ущерба, причиненного недостачами и порчей ценностей, руководствуясь при этом Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утверж-денной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 г. № 39/69 с учетом изменений и дополнений. На заключительном этапе проверки устанавливается правильность начисления НДС по недостачам, потерям материальных ценностей сверх норм естественной убыли и отражения в учете операций по регулированию инвентаризационных разниц.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |