Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир и человек, бытие и мышление в древнегреческой философии




1. Понятие бытия рождено в опыте мышления мышления Парменида, сам же этот опыт характеризуется вопрошанием о том, какие пути исследования являются необходимыми, а какие невозможными, в чем смысл познания (поставлен вопрос о существе Истины), и попыткой познать все исходя из понятия Истины.

2. У Парменида бытие и единое отождествляются, для него истинно лишь всеобщее бытие. И именно в сфере всеобщего он обнаруживает тождество мышления и бытия: мысль о всеобщем и само всеобщее - одно и то же. Как только бытие понимается не как всеобщее (например, у софистов), так это тождество распадается. Для Парменида «быть» - прежде всего быть единым предметом для мысли как таковой. Бытие понимается и как то, что есть, и как есть, в чем проявляется онтологическая синонимия.

3. Софисты исследуют существующее исходя из иного, чем это было в досократике, основания, - из антропологического. Для них сущее – это то, что претерпевается человеком, что обнаруживает себя в его индивидуальном опыте. Нельзя говорить о существовании того, что не существует ни для кого… В соответствии с тем, что в центр существующего поставлен действующий на основании собственных целей человек, сущее понимается как реальность, способная к изменению со стороны человека, лишенная самости, обладающая чертами гераклитовского потока...

4. Рационально обоснованный переход от познания единого бытия к познанию бытия отдельного сущего был совершен благодаря Сократу. И первое сущее, о сущности (бытии) которого был поставлен вопрос, - это человек. Для Сократа человек есть – в парменидовском смысле - лишь тогда, когда он есть, здесь уместно воспользоваться понятием Аристотеля, энтелехия разума. И собственно говоря, познаваем он лишь как индивидуальное бытие разума.

5. Сократ обнаруживает бытие единого как цели, блага. Бытие единого как цели предполагает и бытие многого, в котором эта цель должна быть осуществлена. Именно на основе телеологии Сократа стал возможен синтез парменидовской и гераклитовской концепций бытия, включавший в себя разрешение противоречия единого и многого, бытия и становления и др. Именно на основе телеологии было найдено единство человеческого бытия и бытия вообще в греческой философии.

6. Основной перспективой рассмотрения платоновского учения о бытии автор считает рассмотрение ее как попытки онтологического обоснования учения Сократа, которое и характеризуется прежде всего как философия самосознания. Высказывается и на анализе ряда диалогов обосновывается, что основной идеей Платона является мысль о том, что лишь в процессе самопознания душа обретает истинное знание и восходит (возвращается) к подлинному бытию. Для обоснования объективности этого процесса Платон и создает свою теорию идей.

7. В диссертации обосновывается, что необходимой стратегией при исследовании природы платоновских идей является понимание процесса их генезиса, именно он указывает место тем или иным их интерпретациям.

8. Высказывается предположение, что единой теории идей Платон не создал, так как не смог разрешить основную, на взгляд автора диссертации, свою проблему – проблему бытия идеи. Возникает же эта проблема в связи с тем определением бытия, которое Платон дает в диалоге «Софист», определением, связывающим два мира – телесный и умопостигаемый. Поскольку подлинным бытием вещи Платон считает ее бытие как предмета знания, то разрешение апорий бытия платоновской философии лежит в плоскости понимания того, как ум производит предмет знания, что и сделал Аристотель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.