КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень обеспеченности населения Украины
Чрезвычайные ситуации (аварии и катастрофы) на системах жизнеобеспечения. Жилищно-коммунальное хозяйство, независимо от трудностей продолжает обеспечивать первоочередные потребности населения и функционирования экономии Украины в целом. В жилищно-коммунальном хозяйстве функционирует около 5 тыс. предприятий и организаций, эксплуатируется более 25% основных средств используемых в экономике страны, занято 5% трудоспособного населения страны. Сегодня жилищный фонд Украины всех форм собственности составляет около 10,4 млн. домов общей площадью более 1 млрд.м2. Централизованным водопоступлением обеспечивается все население городов и 88% сел городского типа (т.е. более 70% населения Украины). Централизованными системами коммуникации обеспечено 95% городов и более 57% сел городского типа. Около 80% тепловой энергии, а это 72 млн.Гкал дается для отопления. Что вырабатывается предприятиями коммунальной энергетики отпускается населению и субъектам бюджетной сферы. Поступление природным газом обеспечивается 99% городов и 97% сел городского типа. Ежегодно происходят аварии на объектах коммунального хозяйства. Основными причинами аварий, которые происходят в зданиях и сооружениях являются: - низкое качество проектов и строительных работ; - нарушение технологической дисциплины; - износ основных строительных фондов; - наличие на рынках строительных услуг, малоквалифицированных исследовательских, проектных, строительных структур; - несовершенство нормативной базы; - привлечение в хозяйственную деятельность значительных территорий со сложенными инженерно-геологическими условиями; - недостаточный контроль соответствующими органами; - отсутствие нормативной базы и т.д. Довольно критическое состояние сложилось в коммунальном хозяйстве. Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства характеризуется неудовлетворительным техническим состоянием сооружений, оснащение, несовершенством структуры управления областью и нормативно-правовой базы для обеспечения его надежного и нормативно-правовой базы для обеспечения его надежного и эффективного функционирования. Уровень обеспеченности населения Украины централизованным водоснабжением и канализацией состоянием на 1 января 1998 года определяется в таблице.
Четвертая часть водопроводных очистительных сооружений и сетей (в стоимостном выражении) фактически отработала срок эксплуатации, 22% сетей находится в аварийном состоянии. Закончился срок эксплуатации каждой пятой насосной станции. Фактически закончился срок эксплуатации половины насосных агрегатов, из которых 40% требует замены. Планово-предупредительный ремонт выполняется на 73%. Количество аварий на водопроводных сетях Украины значительно превышает соответствующий уровень в странах Европы. В системах канализации, амортизированные 26% мереж и 7% насосных станций, а также 48% насосных агрегатов, 46% из которых требует замены. Планово-предупредительный ремонт выполняется лишь на половину. Сегодня у водоема сбрасывается без предшествующего очищения почти 250м3 сточных вод. Свыше 1250 сельских населенных пунктов обеспечивается привозной питьевой водой. Почти половина подземной воды попадается коммунальными водопроводами с отклонением от стандарта: имеет повышенную общую жесткость, повышенное содержимое сухого остатка железа, марганца, фтора, нитратов и аммиачных соединений. Поступление в водные объекты значительного количества опасных и ядовитых веществ, сбрасывание городских и промышленных сточных вод, ливневых стоков из застроенных территорий, промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий, повреждение на водопроводных и канализационных сетях ухудшают экологическое состояние источников водоснабжения. Ограниченные технические возможности в очищении питьевой воды и обеспечении ею в достаточном количестве населения Автономной Республики Крым, Днепропетровской, Донецкой, Ивано-Франковской, Луганской, Николаевской, Одесской, Херсонской и ряда других областей, города Севастополя приводят к опасности возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Днепропетровскому водоканалу 135 лет. Ежегодно на каждом из 1767 км водопровода случается не менее 3-х порывов! - 4904 аварий в 2005г. Реальные потери волы достигают 40-45%. На территории области более 600 предприятий, которые загрязняют воздух это 5% количества всех предприятий загрязнителей на Украине. Объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу составляет около 22% от общих объемов на Украине. В поверхностные воды области ежегодно попадает 2 млрд.м3 хозяйственно-бытовых стоков, что составляет 25% от общего количества сточных вод на Украине. Подземные воды наиболее загрязнены в местах концентрации горнодобывающей, угольной, химической, металлургической промышленности - в городах Днепропетровск, Кривой Рог, Никополь, Днепродзержинск, Павлоград, Орджоникидзе, Желтые Воды, Вольногорск и др. Ныне 344870 объектов коммунального хозяйства подлежит обследованию для определения их технического состояния. Непригодными для дальнейшей эксплуатации определено 900 объектов, из них 250 объектов и 4370 км инженерных сетей находится в крайне угрожающем техническом состоянии. На предприятиях Госнефтегазпрома есть свыше 15300 объектов, которые подлежат обследованию для определения их технического состояния. Из этого количества признаны непригодными, а также такими, что находятся в критическом состоянии - 7 объектов. На предприятиях Минуглепрома есть больше 49850 объектов, которые также подлежат обследованию. В процессе обследования выявлено 380 объектов, дальнейшая эксплуатация которых невозможна. В системе Министерства образования выявлено 22 объекта, которые также невозможно эксплуатировать (учебные корпусы университетов, институтов, ПТУ). Граждане Украины, которые проживают в «хрущевках» построенных в конце 50-х - начале 70-х годов рискуют в ближайшее время стать бомжами. Здания, построенные с запасом прочности на 40-50 лет, сегодня практически устарели и могут стать братской могилой для своих жильцов. Тем, кто избежал «счастья» проживать в «хрущевке», тоже не следует радоваться. Мы живем в стране, где в базовых отраслях промышленности эксплуатируется 35 млн. тонн несущих механических и более 250 млн. м3 железобетонных конструкций. Их значительная часть уже исчерпала свой проектный ресурс, завершается срок безопасной эксплуатации корпусов реакторов АЭС. 17,2 тыс. км водопроводных сетей находятся в аварийном состоянии. В Днепропетровской области находится 533 здания и сооружения в аварийном состоянии. Сегодня в Украине свыше 17000 мостов. Почти все они не имеют соответствующего надзора, их состояние не контролируется. На путях общего пользования 34% мостов построенных до 1961 года, хотя расчетный рок не превышает 30-40 лет. 147% железнодорожных мостов находится в неудовлетворенном состоянии. В Днепропетровской области техническое состояние 17 (железнодорожных) мостов находятся в аварийном состоянии, 15 мостов - в состоянии близком к аварийному. Более чем 80% энергоблоков на тепловых электрических станциях Украины уже отработали свой расчетный ресурс, а 48% - превысили предельный ресурс, 40-50 тыс. км электросетей, введенные в эксплуатацию до 1970 года и практически отработали свой ресурс. В Украине эксплуатируются в основных областях промышленности свыше 35 млн. тонн несущих металлических конструкций и свыше 259 млн.м3 железобетонных конструкций. Они сконцентрированы, прежде всего, на объектах базовых областей: черной металлургии, угледобывающей, энергетической, химической, нефтегазовой, машиностроительной, судостроительной промышленностей. Конструкции имеют значительный физический износ. Такое состояние со зданиями и сооружениями, которые введены в эксплуатацию не только 50-70 лет тому назад, но за последние 10-20 лет свидетельствует, что в их удерживании нет надлежащего порядка, соответствующей системы, которое бы обеспечивало квалифицированную эксплуатацию, инженерную диагностику их состояния, своевременного ремонта, и предупреждала бы аварии, обеспечивая тем самым сохранение народного состояния, безопасность, не желательные нарушения экологического состояния окружающей и естественной среды. Как показывают результаты расследования аварий, основными причинами, которые приводят к авариям на зданиях и сооружениях в стране есть: низкое качество проектов и выполнении работ, нарушение технологической дисциплины, а также снос основных строительных фондов, привлечение в хозяйственное использование значительных территорий со сложными инженерно-геологическими условиями, наличие на рынке строительных услуг малоквалифицированных исследовательских, проектных, строительных структур, несовершенство нормативной базы, отсутствие необходимых законов, недостаточного контроля со стороны соответствующих органов и прочее. В своем большинстве предприятия отрасли работают фактически за счет ресурсных возможностей, которые были накоплены до начала 90-х годов. Отсутствие инвестиций и оборотных денег предприятий привели: - к значительному ухудшению технического состояния основных фондов; -повышения аварийности объектов жилищно-коммунального хозяйства; - к увеличению удельных и непродуктивных затрат материальных и энергетических ресурсов, что негативно влияет на уровень и качество коммунальных услуг. Отсюда обостряется проблема неэффективного использования ресурсов. Это объясняется тем, что устарелые технологии, которые были внедрены в советское время в зависимости на дешевизну и практическую бездефицитность ресурсов в бывшем СССР, были направлены на экстенсивное развитие отрасли. На начало 90-х годов такие технологии проявили себя крайне неэффективными. В последнее время произошли существенные изменения в понимании обществом важности и необходимости широкомасштабной реформы жилищно-коммунального комплекса. С целью повышения эффективности надежности функционирования жилищно-коммунальной отрасли. Указом Президента Украины от 19.10.1999 № 351 «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства» одобрены основные направления ускорения реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а постановлением КМУ от 14.02.2002 № 139 утверждена Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 гг. и на период до 2010 года. С целью обеспечения проведения реформы, реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организуется управление в этой сфере, а также межотраслевая координация работы отрасли. Указом Президента Украины от 16.03.2003 № 259 создан Государственный комитет Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, и Государственный комитет Украины по строительству и архитектуре. Комитетом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства с учетом предложений коммунального хозяйства А.Р. Крым, управлений жилищно-коммунального хозяйства областных государственных администраций подготовлена стратегия на основе задач повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства Украины, которая предусматривает: - создание четко обозначенной законно-институционной базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, внедрения системы индикаторов определения условий эффективности ее функционирования; - совершенствование системы управления отрасли, развитие предприятий жилищно-коммунального хозяйства разных форм собственности, внедрение рыночных отношений между субъектами хозяйствования в этой сфере; - обеспечение неубыточного функционирования предприятий отрасли при прозрачной экономически обоснованной системы определения уровня тарифов на коммунальные услуги; - повышение эффективности использования энергетических и материальных ресурсов; - повышение количества и увеличение объема услуг на уровне стандартов и требований, принятых в государствах Евросоюза. Среди предложений по мероприятиям, направленным на предупреждение ЧС на объектах жизнеобеспечения, следует обратить внимание на выполнение следующих: - внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые базы и структуру управления отраслью для обеспечения ее эффективного функционирования, в том числе решения проблем финансирования работ в соответствующих устарелых объектах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ); - внедрение современных инженерно-технических и других мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов ЖКХ; - совершенствование конкретных технологических процессов, повышение их надежности с целью охраны окружающей среды, населения и обслуживающего персонала; - создание или внедрение эффективных систем технологического контроля и диагностики, безаварийной остановки технических систем и подавление аварийных ситуаций; - обеспечение строгого контроля по безусловному поддержанию норм и правил производственной эксплуатации объектов; - смена морально устаревших малоэффективных катлоагрегатов на высокоэффективные с коэффициентом полезного действия не ниже 92%; - внедрение современных автоматизированных установок химводоподготовки для предупреждения накипи и коррозии в трубах; - усиление охранных мероприятий в виде отвода; - вывод из эксплуатации трубопроводов и оборудования, которое отслужило нормативные сроки эксплуатации, и замена их на новые; - повышение качества труб, сваренных швов, переход на композиционные материалы; - реализация принципа полного расчета за порчу виновным в нанесении финансовых убытков, нанесенных объектам, трубопроводному транспорту, населению и окружающей среде. На территории Украины и граничивших с ней государств расположены объекты, вероятная авария на них создаст угрозу поражения населения и окружающей среды в границах приграничных территорий. К предприятиям, которые ЧС могут иметь трансграничный характер, относятся объекты радиационной, химической опасности, а также гидродинамические опасные объекты. Стратегией предупреждения и реагирования на транспортные ЧС техногенного и природного характера является активизация международного сотрудничества между Украиной и соседними государствами до, во время и после аварий (включающих влияние аварий, вызванных стихийными бедствиями), с целью утверждения соответствующей политики, а также усилении и организации действий на всех возможных уровнях. Основными мероприятиями в реализации этой стратегии являются: - введение соответствующих мероприятий для обеспечения и поддержки готовности к ЧС с целью ликвидации их последствий; - создание системы оповещения при возникновении промышленной аварии; - обеспечение принятия наиболее адекватных мероприятий к ликвидации последствий; - оказание взаимной помощи; - разработка норм, критериев и процедур в сфере ответственности; - обмен информацией, технологиями и т.д.
Гидротехнические объекты на Украине и в Днепропетровской области. Причины аварий и возможные последствия. Гидродинамические аварии возникают при разрушении различных гидросооружений - речных плотин, морских и речных дамб и пр. Прорыв плотин может быть спровоцирован геологическими либо метеорологическими стихийными бедствиями, вызван чрезмерным напором воды из-за катастрофического паводка, обветшанием конструкций, в результате злого умысла. При прорыве плотины может образоваться разрушительной силы волна, опасная для жителей населённых пунктов, расположенных ниже по течению. Её величина и скорость распространения зависят от объёма сдерживаемой плотиной воды, высота ее уровня над местностью и скорости разрушения плотины. Скорость волны может достигать в равнинных районах 25 км/час, а в горной местности - 100 км/час! Сила удара во многом зависит от топографии места. На равнине, где у волны есть возможность растечься по сторонам, удар волны менее значителен и быстро ослабевает. В горной местности, в ущельях, где воде некуда деваться, и особенно при сильных перепадах высот, способствующих разгону, ударная сила волны может достигать катастрофических масштабов и ослабевает не раньше, чем выйдет на «оперативный простор». Кроме того, порвавшаяся через плотину вода может, увлекая за собой камни и подмывая берега, превратится в солевой поток.
Параметры водохранилищ Днепровского каскада ГЭС и зон возможного катастрофического затопления
Гидротехнический авариями, которые имеют место в Украине могут быть: прорывы плотин (дамб, шлюзов) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений или с образованием прорывного паводка; аварийные срабатывания водохранилищ ГЭС в связи с угрозой прорыва гидросооружения. Переоборудование берегов больших водохранилищ чрезвычайно интенсивно происходило в первые годы после заполнения. Наибольших масштабов достигла переработка берегов на Каневской (373 км, что равняется 42 % всей длины береговой линии); Кременчугскому (25 %длины береговой линии), Днепровскому (195 км, 35 % длины береговой линии) и на Днепродзержинской (115 км, 32 % береговой линии) водохранилищах. Значительная часть береговой линии, защищённая инженерными сооружениями (по Днепровскому каскаду 611 км или 17 % всей береговой линии). В Украине по данным Госкомгеологии затоплено близко 800 тыс. га земель, которая равняется 15 % территории (в том числе 200 тыс. га в зонах орошения). В зону подтопления попадают 240 городов и посёлков городского типа, 138 тыс. частных домов. Развитие этого отрицательного процесса на городских территориях характеризуются большим разнообразием причин и факторов: потери воды из водонесущих коммуникаций, неорганизованный поверхностный сток, ликвидация или ухудшение фильтрационных свойств почв естественных дренажных систем (ярил, балок, русел небольших речек и п.т.), уменьшение выпаривания в связи с асфальтированием, баражный эффект фундаментов, трасс коллекторов, туннелей. Одной из важнейших причин подтопления земель есть гидротехническое строительство, которое привело к перераспределению речного стока и перекрытия естественных путей дренирования грунтовых вод. Так, система больших водохранилищ Днепровского каскада обусловила поднятия уровня воды в Днепре от 12 до 12, авследствие чего состоялось подтопление огромных площадей Приднепровья. Отмечается катастрофическая степень поражённости этим процессом (50%) в зоне влияния Кременчугского водохранилища. Основной причиной подтопления сельскохозяйственных угодий стало строительство оросительных сетей при несвоевременном введении дренажных сооружений: в том числе в зоне влияния Северо-Крымского канала 96 тыс. га затоплено, Каховской оросительной системы — 5,1 тыс. га, Каланчацкой — 9,1 тыс. га. Как известно, подтопление значительных территорий есть результатом бесхозяйственного отношения к освоению, недостаточному изучению инженерно-геологических условий, отсутствия необходимого внимания к проектированию, строительства и эксплуатации объектов в сложных инженерно-геологических условиях. Всё это приводит к крайне отрицательным следствиям — загрязнение подземных вод, повышение влажности и ухудшение санитарного состояния территорий, засол и заболачивания грунтов, вымокание зелёных насаждений, снижение урожайности сельхозугодий, деформация зданий, возникновение таких процессов, как сдвиги, просадки, карсты, обвалы. Создание Днепровского каскада гидроэлектростанций с большими водохранилищами, хотя уменьшает опасность затопления территорий во время наводнений, тем не менее, создаёт опасность катастрофического затопления при прорыве дамб этих водохранилищ. Возникновение катастрофических затоплений на территории страны возможно в результате разрушения плотин, дамб, водопропускных сооружений на 12 гидроузлах и 16 водохранилищах речек Днепр, Днестр, Южный Буг, Северский Донец. Их общая площадь может достичь 8294 км ~, к которой попадают 536 населённых пунктов и 470 промышленных объектов разнообразного назначения. В Украине построен близко 1 тыс. водохранилищ объёмом большее 1 млн. м3 и площадью водного зеркала около 1 млн. га и 24 тыс. прудов. Большинство плотин земляные (из местных материалов или намывные). Характерным для катастрофического затопления при разрушении гидросооружений есть значительная скорость распространения (3 - 25 км/ч), высота (10 - 20 м) и ударная сила (5-ю т/м2) волны прорыва, а также скорость затопления всей территории. Катастрофическое затопление может возникнуть вследствие разрушения значительных гидротехнических сооружений. Наиболее опасными в этом отношении есть Днепровской, Днестровский и Южно-Бугские каскады гидросооружений. Например, в случае разрушения плотин на всех гидросооружениях Днепровского каскада территория катастрофического затопления составляет около 7020 тыс. га с населением почти 1,5 млн. человек. Может быть выведен из строя порядка 270 промышленных предприятий, 14 электростанций, 200 км линий электропередач, многочисленные сети и сооружения газового и водного снабжения, многие мосты. Существенная активизация гравитационных процессов (сдвиги, обвалы и т.п.) происходит в связи с эксплуатацией Днепровского каскада гидроэлектростанций. Активизация абразии и эрозии грунтов отмечается в районах гидротехнических сооружений на побережьях чёрного и Азовского морей, при проведении работ из изменения русел речек и т.п.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |