КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности Украины
Продовольственная безопасность - это обеспеченная соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам и нормам. В такой трактовке понятие "продовольственная безопасность" имеет два аспекта: социально-экономический (способность обеспечивать потребности) и политике -экономический (способность мобилизовать внутренние ресурсы и агропромышленный потенциал страны для обеспечения этих потребностей). Уровень продовольственной безопасности реализуется в системе критериев и показателей. При этом для продовольственной безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые (критические) значения. Ставится задача анализа этих показателей, отметим лишь, что по некоторым из них мы подошли к той критической черте, за которой формируются угрозы самому существованию украинской нации. Украина, занимавшая в недавнем прошлом шестое место в мире по потреблению продуктов питания на душу населения, сейчас на 42-м месте. Расходы на покупку продуктов питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств продолжают оставаться значительными по удельному весу и играют определяющую роль в динамике конечного потребления. А поскольку значительная часть населения находится за чертой бедности, то она не может питаться даже по физиологическим нормам. На продовольственной обеспечении отрицательно сказываются задержки с выплатой заработной платы и социальных пособий. Никогда еще (за исключением нескольких голодных лет) обеспеченность населения продуктами питания не была такой острой как сейчас. И речь не идет теперь о нехватке продовольствия. Все дело в том, что продовольственное обеспечение населения поставлено в зависимость от импорта, а также в резком ухудшении качества продуктов питания. Откуда берутся угрозы продовольственной безопасности страны? Каким должно быть состояние экономики страны, чтобы она находилась в состоянии продовольственной безопасности? Вопрос о продовольственной безопасности необходимо связывать с действием как внутренних, так и внешних угроз. При этом разрушительное воздействие внутренних факторов, вызвавших развал экономики в целом и агропромышленного комплекса, в частности, оказалось куда более масштабным, чем внешних. И действие этих внутренних факторов продолжает нарастать. Сведя реформы на селе к либерализации цен и производства, реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий, широкой фермеризации и отстранению от функции экономического регулирования, государство практически полностью свернуло инвестиционную и финансовую поддержку агропромышленного комплекса, его материальное и техническое обеспечение. В результате - разрушена и без того недостаточно развитая производственная база, деградируют земли, прекратили производственную деятельность большинство животноводческих комплексов, птицефабрик, резко уменьшили объемы производства племенные заводы, селекционные центры и т.д. Если в 1990 г. доля убыточных хозяйств составляла 3% из общего количества, то в 2011г. 81%. Падение сельскохозяйственного производства сопровождалось кризисом в пищевой промышленности. Итогом такого реформирования явилось сокращение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2011г. по сравнению с 1990 г. на 39%, а выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился почти на 70%. Как видим, кризисное состояние продовольственного рынка в первую очередь вызвано внутренними факторами. Среди внешних угроз продовольственной безопасности могут быть названы: открытость экономики и национального рынка, ослабление конкурентоспособности украинского продовольственного рынка. Открытость украинской экономики и процесс ее интеграции в мировое хозяйство имеет для Украиныкак положительное, так и отрицательное значение. Мы понимаем, что ни одна страна, сколь бы развитой и само обеспеченной она не была, не может "вариться в собственном соку". На протяжении веков народы, активно участвующие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики в сравнении с теми, кто такой активности не проявлял. Но для Украиныпоспешная либерализация внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке привела к нарастанию экономической зависимости по продовольствию, потере внутренних рынков для отечественных производителей. Рост импортных расходов сам по себе сигнализирует о накоплении значительных проблем для страны в будущем: заработанные с трудом средства страна проедает, не оставляя ресурсов для реинвестиций, но при этом щедро оплачивает труд зарубежных фермеров. Ситуация развивается в полном соответствии с принципом "beggar – thy - neigbour" (политика разорения соседа), когда увеличение доходов, производителей одной страны происходит за счет падения доходов производителей другой страны. Главный инструмент захвата Украинского рынка - демпинговые цены, которые выдают за мировые. На импортируемое, на Украине - продовольствие они фактически в 3-4 раза ниже, чем в странах-импортерах. Эти цены не соответствуют реальной стоимости продовольствия в странах-экспортерах благодаря наличию экспортных субсидий, скидок для крупных оптовиков, а также дешевым распродажам продовольственных запасов, накопленных в результате государственной скупки излишков сельскохозяйственной продукции. И очень часто низкая цена соответствует низкому качеству продукта. Систематическое возрастание в общем объеме потребляемых продуктов питания доли импортного продовольствия создает вполне конкретную прямую угрозу национальной экономической безопасности. Во-первых, объективная зависимость от колебаний конъюнктуры мирового продовольственного рынка усиливает нестабильность внутреннего рынка продуктов питания, как по натуральным, так и по стоимостным параметрам. Неурожаи в основных странах производителях могут сказаться как на резком повышении импортных цен, так и на прямом прекращении поставок тех или иных продуктов. Во-вторых, создается возможность целенаправленного ценового давления со стороны стран-экспортеров продовольствия на страны-импортеры в случае особо неблагоприятных в этих странах сельскохозяйственных условий текущего года. В-третьих, имея в виду исключительное значение продуктов питания для поддержания жизнедеятельности населения, вполне реальной представляется возможность различных форм давления со стороны стран-экспортеров продовольствия (вплоть до полного эмбарго на поставки) с целью извлечения определенных экономических и политических преимуществ во взаимоотношениях со странами-импортерами. В условиях "плавания" валют такие непредсказуемые ситуации с неизбежностью вызывают либо рост внутренних цен, либо сокращение импорта в результате его значительного удорожания. Последнее происходит при возможности быстрого замещения импорта со стороны национального производства. Если же национальная промышленность находится в деморализованном состоянии, то потребителю не остается ничего лучшего, кроме как либо приобретать подорожавшую импортную продукцию, либо вовсе отложить приобретение данных товаров до лучших времен. Но продовольствие - товар особый. Его покупка и потребление происходит ежедневно, вне зависимости от, погодных условий, удаленности рынков или "склонности к сбережениям" населения. Поэтому если страна допустила высокую зависимость от импорта продовольствия, то в условиях падения валютного курса национальной денежной единицы она не только будет вынуждена больше средств тратить на покупку валюты для приобретения продовольствия за рубежом, но и поставит себя в зависимость от любых капризов мирового продовольственного рынка. Последствия для страны, "посадившей" себя на импорт продовольствия, могут быть непредсказуемыми. Не случайно, все высокоразвитые страны защищают свои продовольственные рынки от импорта. Например, США не допускают, чтобы импорт продовольствия превышал 17%. В Швейцарии - стране с огромным положительным платежным сальдо - действует закон о продовольственной безопасности. И только на Украине - общие концептуальные положения об экономической, и в том числе продовольственной безопасности, остаются хотя и привлекательными, но лозунгами. 13 ноября 1996 г. в Риме подписана (в том числе и представителями). Декларация о продовольственной безопасности, в соответствии с которой правительства стран приняли на себя обязательства в первоочередном порядке инвестировать сельскохозяйственное, лесное и рыбное производства для наращивания объемов продовольствия. Но при составлении бюджетов 2010, 2011, 2012 этот документ Украинойбыл проигнорирован. Не вдаваясь в механизм реализации, перечислим первоочередные меры, направленные на ликвидацию внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности: -оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию; - регулирование объемов импорта по основным стратегическим видам продовольствия: зерну, мясу и молоку; - создание единого продовольственного рынка стран СНГ с постепенным отказом от таможенных пошлин и сборов и согласованием ценовой политики; при этом запретить беспошлинный ввоз на Украину через страны СНГ товаров из третьих стран; - последовательное сокращение ввоза в страну тех продуктов питания, производство которых может быть осуществлено на Украине; - активное государственное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке; - проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |