Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карибский общий рынок (кор) — caribbean common market (ссм, caricom)




КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО (КС) — CARIBBEAN COMUNITY (CARICOM)

АМАЗОНСКИЙ ПАКТ — EL РАСТО AMAZONICO

ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОГО КОНУСА — EL MERCADO COMUN DEL SUR (MERCOSUR)

Образован в развитие Акта интеграции 1986 г. на основании Договора об общем рынке стран Южного конуса в 1991 г.

Государства-члены (4): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Для менее развитой в экономическом отношении Бо­ливии вместо прямого участия в интеграции предусматривается сохранение существующих льгот.

Цели: Создание общего рынка стран-участниц в течение 10 лет на основе проектов и предприятий, осуществляемых в рамках Организации Ла-Платы.

Образован на основании Договора о сотрудничестве в Амазо­нии и вступил в силу в 1980 г.

Государства-члены (8): Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайа­на, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.

Цели: ускоренное совместное освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонки, защита их от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОЦАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS CENTROAMERICANOS (ОЕСА)

Образована в 1951 г. на конференции министров иностран­ных дел Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики.

Цели: Экономическая и политическая интеграция госу­дарств Центральной Америки, культурное сотрудничество стран-участниц, предотвращение и урегулирование возникающих конфликтов.

Политическая и экономическая организация по сотруд­ничеству в области торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, созданию совместных объектов.

Сообщество образовано в 1973 г. на основе Договора в Чагуа-рамасе (Тринидад и Тобаго).

Государства-члены (13): Антигуа и Барбуда, Багамские ост­рова (член только Сообщества, но не Общего рынка), Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и То­баго, Ямайка. Ассоциированные члены: Британские и Виргин­ские острова, Терке и Кайкос.

Цели: Политическое и экономическое сотрудничество; коор­динация внешней политики; экономическое сближение путем либерализации взаимной торговли и установления общего та­моженного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, про­мышленности и торговли; сотрудничество в области просвеще­ния и здравоохранения.

Образован в 1974 г. в соответствии с приложением к Дого­вору Чагуарамас, включает всех членов КС, за исключением Багам.

Рукодящие органы: Конференция глав правительств и Совет общего рынка. В 1976 г. страны-участницы ввели единые тамо­женные тарифы. В 1982 г. на Конференции глав правительств было выдвинуто предложение о создании Ассоциации Кариб­ских государств. В 1994 г. Конференция рассмотрела перспек­тивы членства КС-КОР в НАФТА.

АССОЦИАЦИЯ КАРИБСКИХ ГОСУДАРСТВ (АКГ) — ASOCIACION DE LOS ESTADOS CARIBES (AEC)

Соглашение об учреждении АКГ было подписано представи­телями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г.

Государства-члены: Ангилья, Антигуа, Барбадос, Белиз, Ве­несуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Домини­ка, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Монтсеррат, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и То­баго, Ямайка.

Цели: содействие экономической интеграции стран Кариб­ского бассейна.

ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS AMERICANOS (ОЕА) — ORGANIZATION OF AMERICAN STATES (OAS)

Предшественницей ОАГ была Панамериканская система — совокупность органов и организаций, действовавших под конт­ролем США в первой половине XX в.

ОАГ образована в 1948 г. на 9-й Межамериканской кон­ференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ. В настоящее время членами ОАГ являются все 35 независимых американских государств. В 1962 г. от участия в работе органов ОАГ была отстранена Куба.

Цели: поддержание мира и безопасности в Америке; пред­отвращение и мирное урегулирование конфликтов между госу­дарствами-членами; организация совместных действий для отра­жения агрессии; координация усилий для решения политиче­ских, экономических, юридических проблем; содействие эконо­мическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц.

 

 

48. Каковы перспективы сотрудничества стран Латинской Америки с ЕС и Россией.

Исторически по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. “Прибирать к рукам” латиноамериканцов США начали еще в первой четверти XIX в.

В конце 1823 г. президент Соединенных Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Вот такой надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента.

Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний и другими причинами. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки. Страны континента, несмотря на противодействие США, в силу прежде всего объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику. Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской Америки (он характерен для большинства государств континента), неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др. В качестве важнейшей внешней причины можно назвать глобализацию мировой экономики. Это один из ключевых мирохозяйственных процессов современности. Происходит качественная трансформация мировой экономики. Кроме того, глобализация выступает как одна из движущих сил научно-технического прогресса, обновления производства и ускорения темпов роста производительных сил, усиления взаимодействия всех форм международного экономического обмена (мировой торговли, вывоза капитала, научно-технического сотрудничества и т.д.). Но глобализация несет резкое обострение конкуренции во всех субрегионах континента, усиление экономической неустойчивости: учащение колебаний хозяйственной конъюнктуры, увеличение безработицы, рост банкротств, снижение оплаты труда рабочих и служащих.

К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как на единый центр силы, а так же, как и в Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями. Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи - общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении — к их голосам страны “семерки” прислушиваются, но в расчет почти не принимают. Поэтому государства континента стоят перед опасностью маргинализации в формирующемся мире мегаблоков. Россия и юг американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и т.п. развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (наиболее динамичного полюса).

Другой фактор, который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки, — незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа.

Со странами Латинской Америки Россию сближает и сходная ситуация стран-должников, усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг, близость подходов к проблемам международной безопасности, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов и др.

Геополитические контакты России с южноамериканскими странами идут “вглубь”, переходят на уровень регионов. Тем не менее большая роль в реализации проекта усиления связей с африканскими и латиноамериканскими государствами принадлежит государственным органам, которые исходя прежде всего из геостратегических интересов России должны подготовить федеральную программу развития связей с этими континентами. Тогда нынешние ростки сотрудничества дадут в XXI в. весомые плоды.

 

49. Охарактеризуйте основные геополитические центры в современной Африке.

50. Какие основные геополитические противоречия между США и Африканскими странами появились в последние годы.

51. Какие определения международных конфликтов вам известны.

Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.

Международный конфликт возникает в любом случае, когда одно государство или группа госу­дарств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя или вообще не принимая во внимание иные интересы.

Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношени й, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Субъекты международного конфликта: к ним относятся коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций.

Атрибутом, основной характеристикой субъектов конфликта до последнего времени является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы.

Понятие силы государства не сводится только к его военной силе. Пожалуй, первым комплексную характеристику силы дал Г.Моргентау. Он выделял в этом понятии девять факторов: географическое положение; естественные ресурсы; промышленные возможности; военный потенциал, национальный характер, национальную мораль, степень поддержки населения; качество дипломатии; качество правительства

Вторым атрибутом субъекта конфликта является его положение. Под этим понимаются позиции субъекта конфликта в общей системе отношений. Велика роль в конфликтах (прямая или косвенная) поддержка субъектов конфликта со стороны других субъектов международных отношений, а также условий реализации потенциала субъектов конфликта.

Объект конфликта: под ним понимается интерес, оспариваемый субъектами конфликта, выраженный в их обоснованном или ложном праве на что-то.

Конфликтные отношения. По своему характеру отношения между политическими субъектами делятся на союзные, партнерства, противоборства и враждебные. Для конфликта свойственны отношения противоборства и враждебности.

Виды международных конфликтов:

Так как основным субъектом международных конфликтов являются государства, выделяют следующие виды международных конфликтов:

1. межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

2. национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

3. внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

 

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют следующие международные конфликты:

1. конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами);

2. конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

3. конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

4. территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

5. религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Международные конфликты могут различаться и по своему пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные, локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, двусторонние.

В зависимости от длительности международные конфликты могут быть затяжными, средней длительности, краткосрочными.

В зависимости от применяемых средств обычно выделяют вооруженные международные конфликты и конфликты с применением только мирных средств.

По характеру развития можно выделить: эволюционные международные конфликты, в ходе которых конфликт, последовательно проходит многие фазы развития: скачкообразные, при которых возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации (усиления конфликта), так и деэскалации конфликта, вялотекущие и взрывные; латентные и явные.

Международные политические конфликты имеют свои специфические причины. По данным ООН, в 1994 г. в мире было 34 крупных вооруженных конфликта в 28 зонах (территориях государств, где вспыхивали конфликты). А в 1989 г. их насчитывалось 137. Распределение их по регионам выглядит так. Африка — 43, из них в 1993 г. — 7; Азия — 49, в том числе в 1993 г. — 9; Центральная и Южная Америка — всего 20, в 1993 г. — 3; Европа — всего 13, в 1993 г. 4; Ближний Восток 23, из них в 1993 г. 4. 13 Общая тенденция — уменьшение зон конфликтов в течение последних пяти лет. В то же время, как это ни покажется неожиданным, единственным регионом, где наблюдалась тенденция к их увеличению, была Европа. Их число здесь в 1993 г. возросло с 2-х до 4-х. Причиной 19 конфликтов стали территориальные споры; другие возникали в связи с проблемами получения этнонациональными общностями автономии или независимости, а также по причине выбора политической системы либо смены правительства в данной стране. Соперники в международных конфликтах ведут между собою борьбу, применяя самые различные методы и средства: мирные и военные, словесные (символические) — информационные, идеологические, религиозные и материальные.

Методы предупреждения и разрешения международных конфликтов столь же разнообразны, сколь разнообразны по своему содержанию конфликты.

В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов широко применяются к конфликтующим сторонам политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация африканского единства и другие). Решение о применении санкций в ООН принимается Советом Безопасности (в таком случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру.

 

52. Охарактеризуйте причины и факторы вызывающие международные конфликты.

В вопросе о происхождении международных конфликтов могут быть выделены две позиции. В рамках одной из них международные конфликты объясняются причинами, связанными с характером структуры международной системы. Сторонники второй склонны выводить их из контекста, то есть внутренней среды системы межгосударственных отношений.

И. Галтунг, например, предложивший "структурную теорию агрессии", считает причиной международных конфликтов разбалансирование критериев, позволяющих судить о том месте, которое занимает данное государство в международной системе, когда его высокое положение в этой системе, в соответствии с одними критериями, сопровождается недостаточным или непропорционально низким положением в каком-либо другом отношении.

К рассмотренным взглядам примыкают и взгляды американского исследователя Органски. Основываясь на теории политического равновесия, или баланса сил, он исходит в анализе причин конфликта из того, что нарушения структурного равновесия в международной системе объясняются появлением в ней государств-"челленджеров".

Еще одной разновидностью "структурного" подхода к вопросу о происхождении международного конфликта является стремление объединить предложенный К. Уолцем анализ трех уровней анализа - уровня индивида, уровня государства и уровня международной системы. На первом уровне исследование причин международного конфликта предполагает изучение естественной природы человека и его психологии. На втором - рассматриваются детерминанты и факторы, связанные с геополитическим положением государств, а также специфика господствующих в них политических режимов и социально-экономических структур. Наконец, на третьем уровне выясняются характерные черты международной системы: "полярность", или "конфигурация соотношения сил”.

Отсутствие общепринятого понимания структуры международной системы делает различия между "структурным" и "контекстуальным" подходами трудноуловимыми.

Существует прогноз глобального развития, подготовленный Советом по разведке США, состоящим при Совете национальной безопасности и включающим представителей разведывательного сообщества, делового мира, ученых. Этот прогноз готовится раз в пять лет и охватывает период до 15 лет. Последний прогноз, подготовленный в 2000 году, называется «Глобальные тенденции – 2015». Авторы прогноза выделяют семь движущих факторов («драйверов»), которые воздействуют в наибольшей степени на формирование мировой ситуации.

Среди них:

– демографические перемены, состоящие в основном в том, что к 2015 году население мира возрастет еще на один миллиард человек, и это в одних странах будет содействовать росту стабильности (там, где экономика на подъеме), а в других – наоборот, будет раскачивать ситуацию и порождать конфликты (из-за плохого состояния экономики и ограниченности ресурсов);

− состояние природных ресурсов и природной среды – прежде всего производство продовольствия и наличие питьевой воды. Причем, если есть обоснованные надежды на то, что объем производства продовольствия будет отвечать растущим нуждам населения земли, то проблема его распределения остается нерешенной и по-прежнему острой;

− научно-техническое развитие, на острие которого будут по-прежнему находиться информационные технологии, способные и дальше изменять цикл производства и распределения в масштабах, сопоставимых с масштабами воздействия индустриальной революции;

− глобальная экономика и последующая глобализация мирового производства и мирового рынка, имеющие возможность привести к несоизмеримо более высокому уровню взаимозависимости, при которой значительно возрастает как угроза всеобщей дестабилизации из-за какого-то отдельного участника системы, так и шансы на всеобщую стабилизацию под влиянием более развитых стабильных стран;

− управленческие структуры в рамках отдельных стран и в более широких масштабах, при которых сохраняется роль национальных правительств, несмотря на то, что их функции в области управления потоками информации, передачи технологии, борьбы против распространения заболеваний, контроля над миграцией населения сокращаются;

− будущие конфликты, среди которых для США, как полагают авторы доклада, будут особенно важны порождаемые тремя типами причин: 1) стремлением использовать уязвимые места той или иной страны для ослабления ее международных позиций в случае участия в асимметричном конфликте; 2) сохранением угрозы конфликта с применением оружия массового уничтожения; 3) региональными противоречиями;

− роль США, которая останется несопоставимой с ролью ни одной другой страны мира в области экономики, технологии, военных возможностей и дипломатического влияния.

 

 

53. Чем вызван рост числа международных конфликтов после окончания Холодной войны.

54. Почему увеличивается вероятность конфликтов на межцивилизационной основе и каковы их особенности.

55. Охарактеризуйте основные принципы и способы мирного урегулирования международных конфликтов.

56. В чем специфика миротворчества как способа снижения уровня конфликтности в международных отношениях.

 

Миротворчество - вид общественной деятельности, направленной на уничтожение угрозы войны или же на её прекращение. Лицо, занимающееся миротворческой деятельностью, называется миротворцем.

Миротворческие силы ООН — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Хотя в Уставе ООН и нет термина «миротворчество», эта универсальная международная организация разработала определенную систему приемов, методов и средств, направленных на разрешение споров, прекращение войн и урегулирование вооруженных конфликтов. Эта система включает три основных компонента:

1) мирные средства, куда входят переговоры, посредничество, установление фактов, добрые услуги, арбитраж и т. п.;

2) полувоенные или квазивоенные средства, представленные, главным образом, традиционными операциями по поддержанию мира;

3) принудительносиловые средства — как невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые санкции), так и военные — с использованием вооруженных сил ООН.

В годы холодной войны наибольшее распространение получили операции по поддержанию мира (ОПМ), которые в дальнейшем стали классифицироваться как традиционные, или первого поколения.

Традиционные ОПМ проводились — как, кстати, продолжают проводиться и ныне — в двух формах:

1) миссии невооруженных военных наблюдателей,

2) использование сил по поддержанию мира.

В состав этих миротворческих сил обычно входят легко вооруженные воинские контингенты государств, выразивших готовность принять участие в операции. Кроме того, в операциях иногда участвуют отряды гражданской полиции и гражданский персонал. Как сопутствующие основным задачам ОПМ могут выполняться задачи по оказанию помощи местным жителям, сопровождению транспортных колонн и гуманитарных грузов, обеспечению законности и порядка в районе конфликта и ряд других. Все эти действия имеют целью предотвратить ухудшение ситуации и создать благоприятные условия для ее мирного урегулирования, не нанося при этом «ущерба правам, притязаниям и положению заинтересованных сторон».

Помимо соблюдения основополагающих требований для развертывания традиционных операций, предполагается также нейтральность и беспристрастность личного состава миротворческих сил. Потому эти операции весьма ограничены в возможностях и не слишком эффективны для полномасштабного урегулирования кризисов и конфликтов. Однако некоторые из них позволили локализовать конфликт, оказали общее сдерживающее и стабилизующее действие и создали условия для его урегулирования и разрешения мирными средствами. С их помощью порой удавалось «заморозить», «законсервировать» конфликт на длительное время. Это в полной мере относится к операциям, проводившим ся под эгидой ООН в разные годы на Ближнем Востоке, в штате Джамму и Кашмир (конфликт между Индией и Пакистаном), на Кипре, в Йемене, в Афганистане, Анголе и других странах и регионах мира.

 

57. Какое миротворчество необходимо для поддержания международной стабильности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.