Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы менеджмента организации




Основные закономерности и принципы менеджмента организации.

 

Принципы менеджмента общие закономерности и устойчивое требование при соблюдении которых обеспечивается эффективное развития организции.

1) Целостность определяет необходимость рассмотрения организацииции как целостности социальной экономической системы

2) Иерархическая упорядочность регламентирует уровень дифференциации процессов в орг-ции (принцип единоначаличия - линейные менеджеры)

3) Целевая направленность вся деятельность организации направлена на цели (безусловный рефлекс, процесс; бессознательно выполняет цель)

4) Научная обоснованность и оптимизация формирует необходимость в упр-нии научного подхода, знание законов, методов, инструментов для обоснованных упр-ких решений

5) Сочетание централизации (концентрация властных полномочий на верхнем уровне руководствава) и децентрализации(поручает делать подчиненным) управления, установка рационального разделения управленческих процедур на основе делегирования полномочий(передача рук-ля части возложенных его полномочий подчиненным без активного вмешательства) и ответственности менеджеров.

6) Демократизация- использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации и сотрудничества менеджмента (стиль управления)

Организация - это процесс взаимодействия людей для достижения общих целей. Это логический процесс, который помогает организовать идею или некий план в достижимую реальность; обеспечивает согласованность действий в системе управления

Основные принципы в выполнении функции

1- Принцип оптимизации управленияния (не есть нарастание сложности, а поиск новых идей)

2- Принцип сочетания централизации и децентрализации

3- Принцип делегирования полномочий (передача рук-ля части возложенных его полномочий)

4- Принцип соответствия

5- Принцип цели (цель- мечта со сроком исполнения; - описание будущего состояния объекта управления (организация)&

 

 

Традиционно метод понимается как прием или способ осуществления чего- либо. Под методологией какой либо науки или сферы деятельности имеется ввиду система методов, а также –принципов, которые обязательно нужно соблюдать. Методология менеджмента отличается тем, что включает в себя методы как анализа информации, так и принятия управленческих решений, управления разными элементами организации и ее деятельности (кадрами, финансами, рисками и т.п.), выполнения определенных функций менеджмента (планирования, мотивации и т.п.), а также – соответствующие каждому элементу методологии правила, обязательные для выполнения.

Исследование методологии современного менеджмента начнем с методов анализа информации, поскольку этот момент наиболее близок к методологиям других наук, в частности – экономической теории. Принято выделять общенаучные и специальные методы анализа информации.

Общенаучные методы анализа отличаются тем, что они должны в равной степени использоваться всеми отраслями науки и практической деятельности.

Основным, ведущим общенаучным методом анализа, используемым практически всеми науками и сферами деятельности, является материалистическая диалектика. Она представляет собой сложный агрегированный метод, состоящий из трех основных принципов и трех законов.

Принцип объективности заключается в следующем: в процессе анализа проблемы аналитик (управленец) не должен заранее делать никаких выводов, это возможно только по окончании изучения всех фактов. Необходимо подходить к объекту независимо от своего личного к нему отношения. В противном случае риск сделать неверные выводы оказывается очень высоким.

Принцип всеобщей взаимосвязи гласит: анализируемый объект тесно связан с другими, он зависит от них, а они от него. Более того, если объект сложен и состоит из нескольких элементов, элементы тоже взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому любой шаг, связанный с переменами, надо просчитывать на несколько шагов вперед, чтобы избежать неожиданных последствий.

Принцип всеобщего развития говорит о том, что любая ситуация непрерывно изменяется. Поэтому любые действия по ее исправлению должны основываться на предварительном детальном анализе этой ситуации. А другая суть требует и иных методов исправления. Воспользовавшись прежним набором мер, мы рискуем не только не исправить ситуацию, но даже ухудшить ее.

К основным законам материалистической диалектики относят: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

-> Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает основную причину развития любой системы. Его суть заключается в следующем: любой объект сложен и состоит из элементов. Среди этих элементов есть противоположности, т.е. элементы, имеющие разнонаправленную ориентацию.

-> Закон перехода количественных изменений в качественные показывает механизм развития. Он гласит: любое развитие начинается с накопления новых элементов в давно существующем объекте. Количество новых элементов постепенно накапливается и, когда это количество достигает определенного уровня, необходимого для обновления качественного состояния объекта, т.е. «критической массы» или «меры», происходит изменение качества.

-> Закон отрицания отрицания демонстрирует преемственность в развитии. В соответствии с ним, все новое накапливается в объекте, отрицая старое, но на его основе. Это новое, в свою очередь, со временем также устаревает и отрицается другими элементами, более новыми. новое не может возникнуть на пустом месте, а только на базе предыдущих достижений и в значительной степени благодаря им.

Другим важным общенаучным методом является научная абстракция. Она представляет собой сосредоточение внимания исследователя (управленца) на принципиально важных, основных элементах объекта, определяющих его сущность, и отвлечение этого внимания от всего в данный момент неважного, второстепенного. Научная абстракция необходима при исследовании любого сложного объекта, т.к. без нее в огромном потоке противоречивой информации ориентироваться трудно. Важно: абстракция обязательно должна быть объективной. Для менеджера обоснованная абстракция необходима, поскольку ежедневно он сталкивается с огромным потоком противоречивой информации, в котором утонет, если не сможет быстро выделить главное и сконцентрироваться на нем.

Анализ и синтез. Анализ есть расчленение сложного анализируемого объекта на ряд простых элементов и изучение этих простых элементов. А синтез – воссоздание из детально изученных простых элементов целостной картины объекта на более высоком уровне понимания его сущности.

Количественный и качественный анализ. Под количественным анализом понимается исследование внешних характеристик объекта: внешний вид, основные параметры и т.п. Он позволяет оценить данные внешние характеристики и предыдущую динамику их развития, если она имеется.

Под качественным анализом понимается исследование внутренних качественных характеристик объекта. Он позволяет понять причины данного состояния объекта и, следовательно, прогнозировать дальнейшую динамику.

Логический и исторический анализ. Под логическим анализом понимают исследование некоторого объекта исходя из логики человеческого мышления, по принципу: логично, чтобы это было так.

Важным общенаучным методом анализа является выделение в большом ряду сравниваемых объектов общего, т.е. того, что их объединяет, особенного, т.е. того, что отличает определенную группу объектов, и единичного. В управлении, выделив единичные особенности какого-то подразделения организации, проще определить своеобразие его стратегии и тактики.

Моделирование вообще это – построение уменьшенных и упрощенных копий анализируемых объектов. Моделирование может быть логическим, когда модель строится при помощи логических фраз, графическим, когда строится схема, или визуальным, когда строится макет. Важно: в процессе построения любой модели внимание фиксируется на основных, важнейших моментах, а от второстепенных осуществляется абстрагирование.

Математическое моделирование. Анализируемый объект моделируется при помощи математических функций, чисел, знаков, символов. При этом прикладную, не очень сложную управленческую проблему часто оказывается возможным сформулировать как математическую задачу, а искомый параметр находить путем обычного решения этой задачи. Главное преимущество математического моделирования, как метода анализа, заключается в его объективности.

Наиболее ярким специальным методом анализа информации в менеджменте является экспериментирование. Это – искусственное создание условий, в которых будет осуществляться некое планируемое мероприятие, и пробное проведение этого мероприятия в искусственных условиях, когда последствия его будут контролируемы и ограничены. Экспериментирование чаще всего осуществляется на базе моделирования. Важно: модель должна достаточно точно отражать основные характеристики объекта.

Методы выполнения общих функций управления отражают содержание процесса управления, применяются в различных функциональных подразделениях.

Методы планирования: экстраполяция, регрессионный анализ, построение сценариев, моделирования, мозгового штурма, экспертный, дельфийский метод, метод факторного анализа дерева проблем и решений и др.

Методы организовывания деятельности: организационно-распорядительные, социально-психологические, экономические и др.

Методы мотивации: вознаграждения, принуждения, солидарности, приспособления.

Методы контроля зависят от характера учетных, аналитических и учетных операций. Характеризуются большим разнообразием, т. к. охватывают практически нее операции и процедуры, выполняемые в организации для достижения ее целей.

Методы решения проблем: мозговой штурм, метод двойного создания идеи, метод "Шесть думающих шляп", метод "Семь инструментов", "Рыбья кость" (Схема Исикавы), разделение процесса на паттерны, cимуляции, бенчмаркинг.

Методы постановки проблемы - поиск ответа на вопросы: что, где, когда, произошло, насколько изменились параметры... Используются методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, факторный анализ, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования и др.

Методы выявления причин возникновения проблем - поиск ответа на вопрос "почему?" Применяются хронологический анализ, цепной анализ, причинно-следственная диаграмма ("рыбья кость") др.

Методы разработки и выбора решений - поиск ответа на вопрос "как можно решить проблему?" Для использования творческого потенциала широко применяют методы, стимулирующие свободу размышлений, воображение, обмен идеями, а именно: метод номинальной группы, дельфийский метод, метод мозгового штурма и др.

Методы организации выполнения решений чаще всего связаны с составлением плана реализации решений. Широкое применение нашли методы дерева решений и др. методы планирования, организации, мотивации и контроля.

При определении состава методов управления руководители и специалисты чаще всего используют комбинацию методов в соответствии с особенностями решаемых задач. Периодичность многих видов деятельности и известность способов их решения создает основу для экономии времени и средств, которые необходимы для решения нестандартных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.