КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический прогресс и его критерии
Цели и средства в политике
Политика является целенаправленной деятельностью, которая пользуется для достижения намеченных целей соответствующими средствами. Целью в политике называют идеальный, желательный результат, ради которого и осуществляется политическая деятельность. Цели политики можно классифицировать по общим, родовым, признакам: 1) по их значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т. п.) и частные (формирование правительства народного доверия); 2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологические, политико‑юридические и др.; 3) по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные (для конкретного политического процесса); 4) по сферам политической деятельности: внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т. п. Средствами в политике называют инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты. В политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия, популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и т. д. Цели могут быть жесткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результата, и мягкими (умеренными), использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств. Цели и средства взаимозависимы, и между ними происходит взаимодействие: цель предопределяет используемые средства, но и средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют ее основные параметры, вплоть до отказа от недостижимых идеалов. Умение соизмерять цели и средства, использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей – в этом и заключается искусство политики. И хотя Макиавелли говорил, что цель оправдывает средства, для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства: от целей, достигнуть которых можно только с помощью антигуманных действий, политику следует отказаться.
Политическим прогрессом называется направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и свободы. Критериями политического прогресса выступают следующие параметры существования политических систем: 1) Степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций. О том, насколько высока степень развития политических отношений, свидетельствует в первую очередь наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. В то же время сосредоточение этих властей в одном органе или человеке является признаком примитивизации политических отношений, происходящей в силу тех или иных причин. 2) Характер стимулов политической деятельности. В ходе политического прогресса как неуклонного движения вперед происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического действия. 3) Наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не к апологетике собственного состояния. В современном обществе эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, не зависимые от правительства исследовательские организации. 4) Нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности. Критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса. Рассматривать, прогрессивен или регрессивен ход политического развития общества, необходимо, учитывая все критерии прогресса.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 6316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |