Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные элементы проекта. Участники проекта




Инвестиционный проект – это программа мероприятий, с помощью которых осуществляются эффективные капитальные вложения для получения прибыли.

Многообразие инвестиционных объектов довольно велико. Они различаются по длительности и объему финансовых ресурсов, масштабам и т. д. Однако каждый инвестиционный проект состоит из четырех одинаковых элементов:

1) расчетный период – период реализации проекта;

2) чистые инвестиции – объем затрат;

3) денежный поток – чистый денежный поток от деятельности;

4) ликвидационная стоимость – затребование и извлечение капитала в конце срока экономической жизни инвестиций.

Один из основных элементов в структуре проекта - его участники. Они обеспечивают реализацию замыслов, заложенных в проекте.

Обеспечивающие элементы проекта:

- финансы;

- персонал;

- сырьевые ресурсы;

- территория, помещение, размещение;

- контакты, соглашения, договоры и т.д.

- иные элементы, способствующие успешной разработке и реализации проекта.

Число участников в зависимости от сложности проекта может быть от одного до сотен. У каждого из них свои функции, а также задачи, степень участия в проекте и своя мера ответственности за его результаты. Рассмотрим каждого из участников проекта:

Участниками инвестиционного проекта являются субъекты инвестиционной деятельности:

1. Инвестор(ы) – это физические или юридические лица, осуществляющие вложение собственных или привлеченных средств в проект.

2. Заказчик – это физическое или юридическое лицо, уполномоченное инвестором осуществлять инвестиционный проект. В роли заказчика может выступать и сам инвестор.

3. Подрядчик(и) – это физические или юридические лица, которые по договору подряда выполняют работы по проекту (например, проектировщики, строительные управления и т.п.).

4. Инвестиционная инфраструктура – это организации, обслуживающие инвестиционный процесс (банки, страховые компании, риэлтерские фирмы и т.п.).

5. Потребители — это физические или юридические лица, на которых ориентирован проект.


 

Вопрос №3.

Каждый проект в ходе реализации должен преследовать заранее предусмотренные цели:

1. Цели, связанные с ростом удовлетворения потребностей инвестора;

2. Цели, связанные с оптимизацией имущественного положения фирмы.

Некоторые цели конкретных инвестиционных проектов могут быть выражены в денежной форме. Это: Максимизация прибыли; Рост объема продаж;

Увеличение товарооборота; Минимизация текущих издержек; Сокращение инвестиционных затрат.

Некоторые цели не могут быть выражены в денежной форме. К ним относятся: Стремление к престижу и известности; Завоевание определенного сегмента рынка; Стремление к независимости; Осуществление соцпрограмм; Улучшение экологической ситуации.

Цели должны находиться в области допустимых решений проекта.

 

Вопрос №4

Инвестиционные проекты можно классифицировать:

1. По величине привлекаемых инвестиций: крупные; средние; мелкие.

2. По интенсивности вложения средств: крупные инвестиции с коротким сроком окупаемости; вкладывание поэтапно с длительным сроком возврата.

3. По длительности осуществления вложений: кратко-, средне-, долгосрочные.

4. По типу взаимосвязей: независимые, взаимозависимые, альтернативные.

5. По способу финансирования: за счет собственных средств, кредита, бюджета и т.д.

6. По значимости, степени влияния на эк, соц, экол ситуацию: глобальные; народнохозяйственные; крупномасштабные; локальные.


 

5. Фазы инвестиционного цикла. Виды работ по проекту

Инвестиционный цикл - период времени от начала осуществления проекта и охватывающий весь срок функционирования объекта по данному проекту до его ликвидации.

Жизненный цикл инвестиционного проекта определяется четырьмя основными фазами:

1. Прединвестиционная фаза.

2. Инвестиционная фаза.

3. Эксплуатационная фаза.

4. Ликвидационная фаза.

Прединвестиционная фаза - это период от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта.

Необходимо проработать все экономические аспекты бизнес-идеи на жизнеспособность:

· провести маркетинговый анализ рынка и изучить спрос на продукт или услугу, предполагаемую к выпуску;

· разработать оптимальную финансовую модель проекта;

· разработать организационно-экономическую схему проекта;

· оценить эффективность вложений в проект;

· оценить риски;

Инвестиционная фаза - период формирования проекта, заключения контракта или договора подряда на строительство.

На инвестиционной фазе промышленного проекта разрабатывается проектно-сметная документация, заказывается оборудование, готовятся производственные площадки, поставляется оборудование, проводится обучение персонала, ведутся рекламные мероприятия. На данном этапе, как правило, собственники проявляют инициативу по привлечению внешнего финансирования.

Эксплуатационная фаза охватывает период непосредственной хозяйственной деятельности соответствующего субъекта по воплощению проекта в жизнь. Она начинается с момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или приобретения недвижимости либо других видов активов. В этой фазе осуществляется пуск в действие предприятия, начинается производство продукции или оказание услуг, возвращается внешние займы в случае их использования.

Ликвидационная фаза включает период ликвидации, консервации объекта, прекращение деятельности.


 

6. Организация инвестиционных проектов

Организация инвестиционного проекта – это организация выполнения включенных в план проекта работ и принятие в случае необходимости корректирующих действий для их выполнения.

Организация выполнения работ по инвестиционному проекту заключается прежде всего в разработке и создании организационной структуры проекта.

Разработка организационной структуры инвестиционного проекта включает:

ü идентификацию всех организационных единиц;

ü определение ролей участников проекта и их взаимодействия;

ü определение ответственности и полномочий;

ü распределение ответственности и полномочий между организационными единицами структуры;

ü разработку инструкций, регламентирующих взаимодействие в структуре и рабочие процедуры.

Прежде всего управляющий инвестиционного проекта обязан составить полный перечень участников проекта и понять технологию принятия решений заказчиком, оценив тем самым, каким образом она может повлиять на ход реализации проекта. Для каждого участника устанавливается тип взаимоотношений (кто, кого, чем обеспечивает), а также характерные риски с тем, чтобы учесть их при разработке стратегии построения договорных отношений. Для того чтобы решить эту задачу, управляющий проекта заполняет матрицу стратегического анализа.


 

7. Прединвестиционная фаза инвестиционного проекта, как правило, состоит из трех стадий: аналитической, проектной и оценочной.

1. Первая (аналитическая) стадия предусматривает обобщение информации о необходимости инвестирования в конкретный объект, возможностях потенциальных инвесторов, возможностях обеспечения деятельности объекта персоналом надлежащей квалификации, наличии собственных материальных ресурсов. Главная цель этой стадии — привлечь внимание к появившейся новой инвестиционной идее.

2. Вторая (проектная) стадия охватывает: а) предварительное обоснование; б) вспомогательные (функциональные) исследования; в) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта. На этапе вспомогательных (функциональных) исследований осуществляется детальная проработка конкретных аспектов проекта. Эти исследования для крупномасштабных инвестиционных предложений проводятся обязательно по таким направлениям:

· прогнозирование спроса на изготовляемые товары с учетом ожидаемого проникновения на рынок;

· выявление меры доступности необходимых сырья и материалов, проведение необходимых лабораторно-экспериментальных испытаний;

· изучение места размещения производства (прежде всего для проектов, где транспортные издержки могут оказаться определяющим фактором);

· оценка экономического и техногенного влияния объекта производства (деятельности) на окружающую среду;

· исследование оптимальных масштабов производства (деятельности) с учетом альтернативных технологий, ресурсов, производственных затрат и цен на продукцию (услуги);

· выбор комплекта оборудования с учетом возможностей поставщиков и объема инвестиционных ресурсов на альтернативной основе.

 

3. На третьей (оценочной) стадии прединвестиционной фазы проекта юридические (физические) лица, которые соглашаются поддержать идею проекта в целом и все его отдельные аспекты (технические, организационные, финансовые), принимают окончательное решение об инвестировании нового проекта.

 

 


 

8. Финансовое прединвестиционное исследование целевого объекта покупки (target), которым может являться компания или группа компаний, проводится по заказу покупателя с целью: определения реального финансового положения и финансовых результатов операционной деятельности целевого объекта; выявления проблем (issues), финансовых рисков или других рисков, которые могут отразиться на финансовом состоянии целевого объекта в будущем; а также оценки способности компании сохранять или увеличивать объёмы реализации своей продукции или услуг в долгосрочной перспективе. Проведение финансового прединвестиционного исследования позволяет заказчику (покупателю) устранить пробелы в знании и понимании целевого объекта, который он собирается приобрести, а также обрести преимущество в переговорах (negotiating power) с продавцом и аргументированное основание своего предложения цены приобретения такого целевого объекта.

Стандартное финансовое прединвестиционное исследование включает, но не ограничивается следующими процедурами:

· Исследование основной деятельности целевого объекта

· Описание произведенных корректировок финансовых отчетов объекта исследования за определенный период времени (по мере возможности приближаем их к стандартам МСФО)

· Предоставление аналитического описания основных средств в разрезе основных групп, включая описание введенных и выведенных основных средств, историческую стоимость, накопленную амортизацию и остаточную стоимость за определенный период времени. Также наша компания может проанализировать и описать проведенную предприятием оценку/переоценку основных средств, оценить адекватность амортизационной политики, прочее

· Анализ продаж, операционных и неоперационных расходов, нормализированной прибыли (EBIT, EBITDA), прочее

· Анализ управления оборотным капиталом:

1. Запасы: товары для продажи и прочие запасы, оценка адекватности сформированного фонда уценки материальных ценностей, прочее

2. Дебиторская задолженность: определение давности образования задолженности, оценка адекватности сформированного резерва под сомнительную и безнадежную задолженность, прочее

3. Кредиторская задолженность: анализ остатков на счетах кредиторской задолженности и их давности, отслеживание взаимозачетов, штрафов и прочих статей


 

9. Общие вопросы прединвестиционных исследований

 

К основным вопросам прединвестиционных исследований относятся:

1. Рамки проекта. К этому термину относят:

· все виды деятельности, которые должны быть представлены на производстве;

· дополнительные операции, связанные с производством, извлечением природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;

· внешний транспорт и склады для сырья и материалов, внешний транспорт и склады для результатов производства;

· внешние дополняющие виды деятельности (жилищные программы; общеобразовательные, профессионально подготавливающие, рекреационные объекты - в масштабах, необходимых для осуществления проекта).

Для лучшего понимания структуры проекта и облегчения калькуляции капитальных, производственных и снабженческо-сбытовых (маркетинговых) затрат необходимо разделить весь проект на группы - статьи затрат (производственные помещения, складские строения, административные знания, вспомогательные объекты).

Оценки инвестиционных затрат, которые можно классифицировать в соответствии с их точностью, стоимостью и временем, делают различными методами:

· объявления тендеров для поставщиков сырья, комплектующих и оборудования (это более точный, но более дорогой метод);

· использования цен из аналогичных проектов для подсчета затрат, базирующихся на спецификациях и номенклатуре сырья, комплектующих и оборудования (метод использования базы сметных данных по объектам-аналогам);

· использования удельных стоимостных показателей (метод применения единичных расценок на общестроительные и специальные работы, включенные в справочник);

· суммарного оценивания по группам оборудования или функциональным частям проекта, основанного на сравнении стоимости реализованных проектов аналогов.

2. Непредвиденные расходы и инфляция.

Встречаются два типа непредвиденных расходов:

· материальные - связаны с точностью прогнозирования;

· финансовые - влияют на величину основных инвестиций, оборотный капитал, производственные издержки и объем продаж.


 

10. Идентификация инвестиционных возможностей

 

Исследование возможностей делится на исследование общих возможностей и исследования возможностей конкретного проекта.

Оцениваются:

- природные ресурсы, пригодные для переработки;

- существующая структура производства;

- экспортные возможности;

- возможности импортозамещения;

- прогноз будущего спроса;

- перспективы расширения производства.

Инвестиционная привлекательность страны.

Определяется условиями:

- политическими и правовыми – политическая стабильность, нормативно-правовая база предпринимательской и инвестиционной деятельности, равные условия для предприятий всех форм собственности, гарантии сохранения инвестируемого капитала;

- экономическими - стабильность национальной валюты, темпы роста инфляции, налоговая нагрузка, таможенное регулирование, состояние фондового рынка, финансово-кредитная система, платежеспособность;

- состоянием природных ресурсов и инфраструктуры, социально-культурной среды, экологией.

Инвестиционная привлекательность региона.

Определяется условиями:

- уровнем развития экономики (удельный вес ВВП региона в ВВП страны, объем производства на душу населения, самообеспечение продуктами питания, средняя заработная плата, общее число предприятий и число убыточных предприятий);

- социально-демографические характеристики;

- уровень рисков (экологических, криминальных и др.);

- развитие рыночной инфраструктуры (численность предприятий с негосударственной формой собственности, численность предприятий с иностранными инвестициями, банковские учреждения, страховые компании и т.д.).

Инвестиционная привлекательность отрасли.

Определяется условиями:

- прибыльность;

- конкурентоспособность;

- входные и выходные барьеры;

- наукоемкость;

- технологичность;

- социальные факторы (подготовленность и дисциплина работников, степень охвата профсоюзами, влияние общественных организаций).

Инвестиционная привлекательность предприятия.

Определяется условиями:

- объем производства;

- эффективность использования активов;

-платежеспособность и финансовая устойчивость;

- перспективы развития.

Исследование возможностей включает в себя:

1. Исследование региона.

- Основные характеристики. Рассматривается перечень отраслей, имеющих потенциальную возможность развития.

Особое внимание – обрабатывающим отраслям на местных ресурсах.

-Определяются отрасли, для которых нет региональных производителей.

-Детальное изучение платежеспособного спроса.

2. Промышленные исследования.

- Целевой сектор конкретной отрасли.

- Оценка местного сырья для конкретной отрасли.

- Программа развития отрасли.

- Государственная поддержка отрасли.

3. Исследование использования природных ресурсов.

- Открытые и прогнозируемые запасы.

- Оценка возможного экспорта.

- Формулировка предварительных целей.

Рекомендации по проведению исследований инвестиционных возможностей:

1. Избирательный подход при формулировке инвестиционного проекта.

2. После выбора детально проработать информацию о каждом виде продукции.

3. Не проводить достаточно дорогих исследований.

4. Разработать предварительное ТЭО.

 


11) Исследование общих возможностей - это анализ данных о районе реализации проекта, его географическом и экономическом положении, характере занятости и доходах на душу населения, о природных ресурсах, возможностях и стоимости их использования, об инфраструктуре, и особенно о транспортной и энергоснабженческой системах, а также спрос на предлагаемую к выпуску продукцию и мощностях строительных организациях.

Исследования общих возможностей можно разделить на три следующие категории:

1. исследования регионов, предназначенные для выявления возможностей в данном регионе, будь то административная провинция, отсталый район или район, тяготеющий к порту;

2. промышленные исследования, предназначенные для выявления возможностей в данной отрасли промышленности, например, в производстве строительных материалов или пищевых продуктов;

3. исследования, предназначенные для выявления возможностей, основанных на использовании природных ресурсов, сельскохозяйственной или промышленной продукции, например, такой как продукция лесоперерабатывающей, нефтехимической и металлургической отраслей.

12) Исследование возможностей конкретных проектов (подход на уровне предприятия)- это выявление общих возможностей нвестирования и анализ общих данных проекта о спросе на продукцию на внутреннем и внешнем рынках сырьевых материалов, месторасположения строительной площадки, ориентировочной мощности и характере технологических процессов, потребности з кадрах, сроках осуществления проекта, затратах на его реализацию, источниках финансирования и экономической эффективности реализации данного проекта.

 

13. Предварительное технико-экономическое обоснование

На стадии предварительного технико-экономического исследования выдвигаются основания для определения лучших инвестиционных вариантов из числа нескольких альтернатив. При оценке технической выполнимости и прибыльности проекта учитывается весь его жизненный цикл, включая воздействие на окружающую среду и возможность вторичного использования различных частей оборудования.

Типичные задания по предварительным технико-экономическим исследованиям:

  • Оценка альтернативных технологических концепций
  • Выбор концепции предприятия
  • Определение критериев проектирования
  • Составление общей схемы размещения
  • 3D визуализация
  • Оценка инвестиционных затрат
  • Планирование комплектования штата
  • Подсчет эксплуатационных затрат
  • Анализ рентабельности
  • Составление технической документации для получения разрешений

15. Технико-экономическое обоснование проекта

Осуществление инвестиций в форме капиталовложений, в отличие от финансовых вложений, не может успешно реализовываться без технико-экономического обоснования (ТЭО)инвестиционных возможностей проекта, без глубокого изучения и анализа альтернативных вариантов инвестирования. Необходимо верно оценить имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы с точки зрения их рационального использования в перспективе: в какой степени предприятие будет обеспечено сырьем, источниками энергии, водой, кредитными ресурсами, квалифицированной рабочей силой и др. Экономическая целесообразность как и управление объемом производства являются важными целями любого проекта, и составляют основу технико-экономических исследований.

Типичными заданиями по технико-экономическому исследованию являются:

  • Определение производительности
  • Оценка расхода сырья и использования инженерных сетей
  • Определение параметров технологических процессов каждого отдела
  • Блок схемы и/ или технологические схемы
  • Техническое описание технологических процессов каждого отдела
  • Планы общего размещения, расстановки оборудования в отделах, вид в разрезе
  • 3D визуализация
  • Принципы электрификации и автоматизации
  • Руководство по материально-техническому обеспечению
  • Спецификации по запросам на оборудование
  • Определение стандартов проекта
  • Составление перечня необходимого оборудования
  • Оценка материалов для прокладки трубопроводов, вентилей, электрического оборудования и измерительных приборов
  • Детальная оценка инвестиций
  • Составление графика проекта
  • Определение бюджета

 

16. Бизнес-план инвестиционного проекта – это технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

(Несмотря на то, что ТЭО похоже на бизнес-план, отличие заключается в том, что ТЭО представляет собой обоснование проекта, в то время как бизнес-план содержит описание миссии и целей организации, то есть обоснование существования предприятия.)

Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя (руководителя). От правильности его составления зависит – получит ли проект одобрение, и какова его жизнеспособность.

Бизнес-план инвестиционного проекта в границах Беларуси включает следующие разделы:

1. Резюме (кратко излагается всё, что будет написано далее в разделах)

2. Характеристика организации и стратегия её развития (персонал, заработная плата, виды деятельности, финансовое состояние, описание основных фондов, характеристика производства в стоимостном выражении и т.д.)

3. Описание продукции, услуги (описываем новую продукцию, услугу)

4. Анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга (объём производства и цена на новую продукцию)

5. Производственный план (программа на весь период реализации проекта; общие затраты на производство и реализацию продукции; проработка вопроса с поставщиками сырья и материалами; описание технологии производства продукции)

6. Организационный план (описание структуры предприятия, персонал)

7. Календарный график реализации проекта

8. Инвестиционный план (потребность в основном капитале, прирост чистого оборотного капитала, проработка источников финансирования инвестиционного проекта)

9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности (3 таблицы: показатели, рентабельность, ликвидность)

10. Показатели эффективности проекта (простые и дисконтные методы)

11. Юридический план (форма собственности, учредители, доли, полномочия, обязанности)


 

17. Подготовка оценочного заключения.

Когда разработка ТЭО завершена, различные участники этого процесса, а также заинтересованные лица, организации дают собственную оценку инвестиционного проекта в соответствии со своими конкретными целями, предполагаемыми рисками, затратами и прибылями. Крупные финансовые и инвестиционные компании, как правило, владеют формализованными методами оценки проекта и подготавливают оценочное заключение. Подготовка оценочного заключения по проекту должна рассматриваться как самостоятельная стадия предынвестиционной фазы, поскольку она оказывает влияние на окончательное инвестиционное и финансовое решение. Оценочное заключение показывает, насколько были оправданы все предыдущие инвестиционные затраты, осуществленные с момента появления идеи до окончания работы над ТЭО.

 

18 Содержание работ по формированию инвестиционного замысла

 

Формирование инвестиционного замысла – выбор и предварительное обоснование замысла; инновационный, патентный и экологический анализ технического решения объекта или услуг, организация которого предусмотрена намеченным проектом; предварительный выбор предприятия. организаций, способных реализовать проект.

Основные причины появления замысла (источники идей) проектов:
-неудовлетворенный спрос;

-избыточные ресурсы;
-инициатива предпринимателей;
-реакция на политическое давление;
-интересы кредиторов.

После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист — аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые.

Причины, по которым идея может быть отклонена: недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции; чрезмерно высокая стоимость проекта; отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства); чрезмерный риск; высокая стоимость сырья.

При формировании инв. замысла должны определить: цель и объект инвестирования; продукция проекта — характеристика и объем выпуска; срок окупаемости; доходность проекта; назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования; предполагаемые источники и схема финансирования.

Инвестиционный замысел существенно зависит от специфики результата проекта.


 

19 Формулирование предварительных целей и задач проекта

Цели проекта должны быть четко сформулированы. Они должны удовлетворять характеристикам SMART: быть измеримы­ми, ориентированными на действия, реалистичными, ограничен­ными по времени. Задачи проекта должны быть не менее четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг— формирование основных характе­ристик проекта.

К числу таких характеристик можно отнести:

наличие альтернативных технических решений; спрос на продукцию проекта; продолжительность проекта — в том числе его инвестиционной фазы; оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта; перспективы экспорта продукции проекта; сложность проекта; исходно-разрешительная документация; инвестиционный климат в районе реализации проекта; соотношение затрат и результатов проекта.

Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных показателей. Если экспертная оценка вариантов решений показа­ла, что проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его рассмотрения, включая детальный маркетинг.

 

20. Анализ спроса на продукцию и ее конкурентоспособность

В рамках анализа спроса выявляются ключевые клиенты и группы товаров, спрос на которые самый высокий, также определяется динамика спроса. Особенное значение анализ спроса приобретает в кризисные периоды, когда потребитель склонен пересматривать свои привычки и переходить с одних товаров/услуг, на другие. анализ спроса может охватывать различные географические зоны, сегменты рынка, продукты или группы продуктов, потребительские группы.

На спрос влияет целый ряд технических, экономических и социальных факторов. Анализ спроса на продукцию / услуги подразумевает их изучение на всех уровнях. Также он напрямую связан с ценой, поэтому анализ спроса всегда включает определение эластичности спроса. Этот параметр позволяет оценивать спрос не только качественно, но и количественно.

Информация, полученная в рамках анализа спроса, необходима для принятия управленческих решений, в частности для ответа на вопросы «что производить», «кому продавать», «по какой цене».

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

эстетическим (внешний вид товара);

нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).


 

21. Разработка альтернативных вариантов проекта. Предварительная оценка жизнеспособности проекта.

Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимоисключающих проектов, т.е. возникает необходимость сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то формализованных критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько. В этом случае приходится открывать приоритет какому-то одному критерию, устанавливать их иерархию или использовать дополнительные неформализованные методы оценки.

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

1) фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);

2) фактор качества объекта;

3) фактор масштаба (объема) производства объекта;

4) уровень освоенности объекта в производстве;

5) метод получения информации для принятия управленческого решения;

6) условия применения (эксплуатации) объекта;

7) фактор инфляции;

8) фактор риска и неопределенности.

Предварительная оценка жизнеспособности проекта – укрупненная оценка важнейших технико-экономических параметров, которая позволит выявить целесообразность разработки конкретного инвестиционного проекта и приблизительно оценить его экономическую жизнеспособность.


 

22.Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

· формирование инновационного замысла (идеи);

· исследование инновационных возможностей;

· подготовка контрактной документации;

· подготовка проектной документации;

· строительно-монтажные работы;

· эксплуатация объекта;

· мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инновационного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Цель исследования инновационных возможностей – подготовка предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап – ТЭО проекта – в полном объеме предусматривает:

· проведение полномасштабного маркетингового исследования;

· подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

· разработку технических решений, в том числе генерального плана;

· инженерное обеспечение;

· мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

· описание организации строительства;

· данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

· описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

· формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;

· оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

· планирование сроков осуществления проекта;

· оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

· формирование условий прекращения реализации проекта.

 


 

23.Разработка концепции проекта

Разработка концепции проекта имеет принципиальное значение для всех сторон, участвующих в проекте и для его успешного выполнения.

На этапе разработки концепции проекта должны быть решены следующие задачи:

1. Сформулирован замысел проекта - это краткое описание (на 1-2 страницы), содержащее четкую формулировку сути проекта.

2. Миссия и цели проекта.

3. Структура продукта проекта

4. Предварительное технико-экономическое обоснование проекта.

Миссия проекта - это философия проекта вообще, которая отражает основополагающую роль проекта.

Цели представляют собой конкретизацию миссии проекта в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Свойства целей:

а) четкая ориентированность на определенный интервал времени;

б) конкретность и измеримость;

в) непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

г) адресность и контролируемость.

Формулировка целей должна отвечать следующим признакам:

- начинаться с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполнение действия;

- Конкретизирует требуемый конечный результат;

- конкретизирует заданный срок достижения цели;

- конкретизирует максимальную величину допустимых затрат;

- оговаривает только «когда и что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали «почему»;

- понятна исполнителям;

- реальна и достижима;

- согласованна со всеми заинтересованными лицами;

- зафиксирована письменно.

В качестве инструмента для определения состава целей используется теория графов. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.

При формировании дерева целей используются следующие правила:

а) общая цель, находящаяся на вершине графа должна содержать содержание конкретного результата;

б) при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализации подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

в) при формулировке целей разных уровней описывают желаемые результаты, а не способы их получения;

г) фундамент дерева целей составляют задачи, представляющие собой формулировку работ, выполненных определенным способом и в заранее установленные сроки.

Продукт проекта - это его результат или конечная цель проекта. Структура продукта проекта представляет собой иерархическую систему составляющих элементов продукта по уровням вхождения в конечные состояния продукта.

Структура продукта проекта должна отвечать следующим требованиям:

1. соответствовать целям проекта и вести к достижению главной цели и миссии проекта;

2. иметь четкую и ясную формулировку;

3. в случае, если продуктом проекта выступает процесс или совокупность процессов (например при создании нового предприятия) или система, то продукт проекта должен содержать в себе систему управления и подсистемы обеспечения.

 

 

24 определение основных характеристик проекта

Важнейшие характеристики проекта

1 Эффективность проекта характеризуется сопоставлением всех видов эффектов и затрат, связанных с его реализацией. Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:
• общественную эффективность проекта;
• эффективность участия в проекте.
Показатели эффективности участия в проекте определяются как техническими, технологическими и организационными решениями проекта, так и схемой его финансирования.

2. Реализуемость означает возможность (допустимость) осуществления проекта с точки зрения различных ограничений (маркетинговых, технических, финансовых, экологических, экономических и др.).

3. Оптимизация проекта означает выбор в некотором смысле наилучшего решения из множества допустимых.

4. Устойчивость проекта связана с его реакцией на разнообразные внутренние и внешние возмущения, его защищенностью от рисков.


 

26 Назначение и сущность проектного анализа

Цель проектного анализа — определить результаты (ценность) проекта. Для этого используют выражение:

Структура проектного анализа

Принято различать следующие виды проектного анализа: •

технический; •финансовый; •коммерческий; •экологический; •организационный (институциональный); •социальный; •экономический.

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

Этот перечень отражает в какой-то степени последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не исключает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают: •технико-технологические альтернативы; •варианты местоположения; •размер (масштаб, объем) проекта; •сроки реализации проекта в целом и его фаз; •доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов; •график проекта.

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях прединвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем: •

маркетинг; •источники и условия получения ресурсов; •условия производства и сбыта.

Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части: •менеджмента; •организационной структуры; •планирования; •комплектования и обучения персонала; •общей политики.

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.


 

27. Для принятия решения о долгосрочном вложении капитала необходимо располагать информацией, в той или иной степени подтверждающей два основополагающих предположения: (1) вложенные средства должны быть полностью возмещены;

(2) прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.

Смысл общей оценки инвестиционного проекта заключается в представление всей информации о последнем в виде, позволяющем лицу, принимающему решение, сделать заключение о целесообразности (или нецелесообразности) осуществления инвестиций. В этом контексте особую роль играет коммерческая оценка = финансово-экономическая оценка.

Оценка коммерческой состоятельности - заключительное звено проведения предынвестиционных исследований. Она должна основываться на информации, полученной и проанализированной на всех предшествующих этапах работы. Коммерческая оценка олицетворяет собой интегральный подход к анализу инвестиционного проекта. Как следствие, информация именно этого раздела бизнес-плана является ключевой при принятии потенциальным инвестором решения об участии в проекте.

 

 

28. Анализ эффективности инвестиционного проекта может быть произведен с помощью двух групп методов: простые и сложные методы оценки.

Основной особенностью простых показателей является то, что они рассчитываются без дисконтирования.

В руководстве ЮНИДО рекомендуется два простых показателя: простая норма прибыли и простой срок окупаемости.

Простая норма прибыли или рентабельность – это коэффициент годовой чистой прибыли на капитал. Она отражает, какова отдача вложенного капитала, а, следовательно, и то, насколько эффективно он используется. Этот показатель рассчитывают только для одного года обычно – года производства на полную мощность.

Среди простых методов определения целесообразности помещения капитала в инвестиционный проект чаще всего используются два: расчет простой нормы прибыли и расчет срока окупаемости.

Простая норма прибыли представляет собой аналог показателя рентабельности капитала. Отличие простой нормы прибыли (ПНП) от коэффициентов рентабельности заключается в том, что первая рассчитывается как отношение чистой прибыли (ЧП) за один какой-либо промежуток времени (обычно, за год) к общему объему инвестиционных затрат (ИЗ): ПНП = ЧП / ИЗ

Для облегчения вычислений сумма чистой прибыли часто не корректируется на величину процентных выплат.

Интерпретационный смысл простой нормы прибыли заключается в оценке того, какая часть инвестиционных затрат возмещается (возвращается) в виде прибыли в течение одного интервала планирования.

Сравнивая расчетную величину ПНП с минимальным или средним уровнем доходности, потенциальный инвестор может придти к заключению о целесообразности продолжения и углубления анализа данного инвестиционного проекта.

В сложных методах применяется дисконтирование.


Инвестиционный анализ - это комплекс методических и практических приемов и методов разработки, обоснования и оценки целесообразности осуществления инвестиций с целью принятия инвестором эффективного решения.

Предметом инвестиционного анализа является причинно-следственные связи экономических процессов и явлений в инвестиционной деятельности, а также ее социально-экономическая эффективность. Их исследование позволяет дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать бизнес-планы и инвестиционные решения.

Объектом инвестиционного анализа является финансово-хозяйственная деятельность предприятий в контексте взаимосвязи с технико-организационными, социальными и другими условиями инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционного анализа - это пользователи аналитической информации, прямо или косвенно заинтересованы в результатах и ​​достижениях инвестиционной деятельности.

В инвестиционном анализе широко используется концепция временной стоимости денег (англ. Time value of money), используя которую рассчитывают показатели:

· Чистая приведенная стоимость (NPV)

· Внутренняя норма доходности (IRR)

· Рентабельность инвестиций (PI)

· Срок окупаемости инвестиций, рассчитываемый простым и динамическим методом

· Другие показатели

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.261 сек.