Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения стресса в профессии учителя 1 страница




37.

36.

29.

21.

12.

8.

6.

7. Любая работа и оказание помощи в кризисной ситуации должна начинаться с её организации. Помощь в кризисной ситуации оказывают специальные бригады. Их руководство должно устанавливать приоритеты своего действия принимая во внимание различные группы:

1 группа: пострадавшие, которые находились в очаге поражения и имеют физические повреждения 2 группа: пострадавшие, которые находились в очаге и не имеют повреждений 3 группа: близкие родственники 4 группа: зрители 5 группа: спасательные бригады

6 группа: люди, которые оказывали пострадавшим первую помощь, если это не профессионалы 7 группа: люди, понесшие материальный ущерб 8 группа: ответственные лица 9 группа: эвакуированные

Людей с психотическими расстройствами обычно эвакуируют лёжа, санитарным или приспособленным транспортом, обязательно должен быть сопровождающий. Особенно это необходимо при сочетании психомоторного возбуждения с механическим или термическим повреждением. Все лица, с выраженными нарушениями состояния сознания, мышления, двигательных беспокойств, выраженной депрессией, после оказания первой врачебной помощи, подлежат направлению в психоневрологический стационар.

В очаге поражения при оказании помощи происходит мед. Сортировка пострадавших. Это будет осуществляться врачами общего профиля в условиях сложной ситуации и в сжатые сроки. Первоочерёдная задача- выделить пострадавших, находящихся в остром психотическом состоянии и психомоторном возбуждении, обеспечить безопасность самих этих людей и окружающих, ликвидировать растерянность, исключить возможность массовых панических расстройств.

Организация центров поддержки, информации: организуется в помещении, которые все знают, не в очаге, должна быть хорошая информация о том, что есть такой центр. На входе ставят фильтр: 1. Родственники тех, у кого есть погибшие. 2. Все остальные. Группы могут быть до 75 человек. Нельзя допускать общения с представителями СМИ с пострадавшими. Должны быть стенды с фото неизвестных и где они находятся, списки с указаниями где находится человек.

9. 1. Психологические требования к спасателям.Спасатель 3класса должен: 1)знать психологические характеристики профессиональных действий спасателя, психологические факторы, влияющие на личность и деятельность в ЧС;2)уметь определить уровень своей психологической подготовленности к выполнению работ в ЧС, разбираться в психологических аспектах своей деятельности, выдерживать и преодолевать психологические трудности; применять полученные профессионально-психологические знания, навыки на практике, оказывать первую психологическую помощь пострадавшим и контролировать свои психические состояни 2.Психологические требования к медицинским работникам.Считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента. Л. А. Лещинский выделяет следующие профессионально важные качества мед. работников: увлеченность своей специальностью, активный гуманизм независимо от наличия антипатии, желание делать добро, чувство долга, способность к состраданию, доброта и любовь к людям. Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий. 3.Психологические требования к психологам. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются: безотлагательность;приближенность к месту событий;ожидание, что нормальное состояние восстановится;единство и простота психологического воздействия.Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства. В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;
– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.
Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений.

 

10. Антикризисный план должен включать в себя следующие блоки:

• организационный (кто будет отвечать за планирование действия в ЧС, порядок действий), • методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы), • ресурсный (материально технические и кадровые вопросы).

Все функции в бригаде заранее распределены. Каждый член такой бригады должен знать, кто:

• отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости; • регулирует и выстраивает системы коммуникации;

• кто и каким образом обеспечивает контроль слухов; • обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую); взаимодействует со СМИ; • обеспечивает эвакуацию и перевозку; • проводит индивидуальное и групповое консультирование; • планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации.

На эффективность работы антикризисной бригады будет влиять четкость и слаженность совместных действий ее членов. При планировании действий по оказанию помощи в кризисных ситуациях важно учитывать реальные потребности пострадавших. Это и желание выжить, спастись и как можно оперативнее установить контакт с близкими; и получение информации о происходящем, с целью осмысления ситуации и ориентации в новых условиях; и стремление к установлению контроля над происходящим.

Члены антикризисной команды должны иметь представление о естественных реакциях на стресс. Разные люди могут реагировать очень по разному, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.

При планировании шагов по оказанию помощи необходимо учитывать как минимум три аспекта, определяющих первоочередность в оказании помощи: аспект физической близости к месту события (за пределами зоны бедствия, в пределах слышимости, рядом с зоной бедствия, в центре зоны бедствия); социально психологический аспект (в число наиболее уязвимых и нуждающихся в поддержке попадают различные группы людей средних — те, кто идентифицирует себя с жертвой или уподобляется жертвам; знакомые, дальние родственники или близкие друзья,

непосредственно семья), в качестве третьего аспекта выступает население группы риска (крайне чувствительные люди, люди переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму).

11. Преодоление - это индивидуальный процесс, нивелирующий взаимосвязь между стрессом и его последствиями.

Методы разрешения данной проблемы зависят от специфических комбинаций соображений, убеждений и стиля поведения, которые становятся результатом стресса, и могут проявляться вне зависимости от типа стресс-фактора. Способ преодоления стресса – диспозиционная переменная. Методы разрешения данной проблемы достаточно стабильны на протяжении неопределенного периода времени и для различных ситуаций, они находятся под влиянием индивидуальных особенностей характера, но отличаются от последних. Различие между ними носят достаточно общий и абстрактный характер. Примерами таких методов, могут быть “управляемое притупление” и “чувствительное угнетение”. Индивидуальные особенности личности, возраст, жизненный опыт, пол, интеллектуальные способности и знания влияют на то, как человек преодолевает стресс. Методы борьбы со стрессом являются результатом как уже имеющегося опыта, так и ранее приобретенных знаний.

Шэнан (1967) давно предложил один из методов, который он назвал приспособленческим. Данный “приспособленческий набор” включал четыре основных составляющих:

- Наличие энергии, направленной непосредственно на потенциальный источник неприятностей;

- Четкое разграничение внутренних и внешних по отношению к индивиду факторов;

- Выбор в пользу решения проблемы, а не уклонения от конфронтации с ней;

- Установление равновесия между внешними требованиями к индивиду и его собственными потребностями.

Мус и Биллингз (1982) различают следующие методы преодоления:

- Ак тивно-познавательный. Личность стремится упорядочить свою оценку стрессовой ситуации.

- Ак тивно-поведенческий. Поведение личности нацелено непосредственно на стрессовую ситуацию.

- Ук лонение. Личность уходит от конфронтации со стрессом.

13. Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической (Изард, 1999). Горе – это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Хотя преобладающей эмоцией при утрате является печаль, тут также присутствуют эмоции страха, гнева, вины и стыда.

Горе утраты характеризуется следующими проявлениями: 1. На первый план выступает физическое страдание. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания. 2. Поглощенность образом утраченного. 3. Чувство вины. 4. Враждебные реакции. 5. Утрата прежних естественных моделей поведения. 6. Идентификация с утратой. Стадии горя:

Начальная стадия горя – шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7–9 дней.

Следующая стадия горя – стадия поиска – характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5–12-й день после смерти близкого. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.

Третья стадия – острого горя – длится до 6–7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы. Это период наибольших страданий, острой душевной боли.

Через 3–4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность.

Четвертая стадия синдрома утраты – стадия восстановления – наступает дней через 40 после события и продолжается примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты.

Существует несколько форм осложненного синдрома потери: 1. Хроническое горе. При этой наиболее частой форме переживание потери носит постоянный характер и интеграция утраты не наступает. 2. Конфликтное (преувеличенное) горе. Один или несколько признаков потери искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего, чувства вины и гнева, образующие порочный круг контрастных переживаний, мешающий совладанию с горем и затягивающий прохождение острого периода. 3. Подавленное (маскированное) горе. Проявления горя незначительны или полностью отсутствуют. 4. Неожиданное горе. Внезапность делает почти невозможным принятие и интеграцию утраты. Их развитие задерживается, преобладают интенсивные чувства тревоги, самообвинения и депрессия, осложняющие ежедневную жизнь. 5. Отставленное горе. Его переживание откладывается на длительное время. 6. Отсутствующее горе. При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока.

14. Основываясь на своей терапевтической работе с пожилыми людьми, страдающими после смерти близкого человека, Марк Коэн выделяет факторы, помогающие человеку справиться с горем при работе в группах «Тяжелой утраты». Такими факторами являются:

- внушение надежды;

- принятие;

- уменьшение социальной изоляции;

- помощь в поиске новой идентичности и нового смысла жизни;

- поддержка;

- катарсис;

- избавление от страхов;

- приобретение новых навыков и обмен опытом;

- участие в групповом процессе;

- работа с сильными переживаниями;

- возможность помочь другим.

Пожилые люди, потерявшие супруга или супругу, сталкиваются с многочисленными проблемами. Они испытывают чувства печали, вины, гнева, отчаяния и беспомощности.Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах «Тяжелой утраты», является социальная поддержка. Овдовевшие люди получают достаточную социальную поддержку от семьи и друзей в течение трех или четырех недель после печального события, но потом она ослабевает. Некоторые пожилые люди говорят о том, что спустя значительное время родные и друзья помогают и звонят гораздо меньше, и поэтому возникает сильнейшее чувство одиночества. По мнению других участников групп, друзья и знакомые начинают умышленно меньше общаться с ними, как бы из страха, что, если они проводят время с человеком, пережившим такую трагедию, то это может произойти и с ними. Или, по крайней мере, это напоминает им об их собственной уязвимости по отношению к такой потере и так их пугает, что они избегают встречаться со своими собственными страхами.В дополнение к социальной поддержке группа «Тяжелой утраты» дает ощущение принятия. Спустя некоторое время пожилые люди начинают чувствовать, что их тяжелые переживания не принимают родные и друзья.

15. Нормальная модель работы горя при утрате:

От смерти до 2 недель Шок: различные симптомы, слезы и всхлипывания, глубокие вздохи, сильная физическая и душевная боль, страдания, дрожь, стеснение в груди и горле. Оцепенение: чувство потери личности, феномен деперсонализации, одиночество, нерешительность, нерациональное поведение, отчуждение или привязанность. Отрицание: ожидание возвращения, постоянные напоминания, речь об умершем в настоящем времени, галлюцинации слуховые, зрительные, тактильные.

От 1 до 3 месяцев Тоска: страдание, всхлипы, томление, острая эмцинальная боль, симптомы различных болезней, нарушения сна, ночные кошмары, предельная усталость, неспособность к концентрации, бесцельная деятельность, отсутствие интересов, идеализация умершего, чувство, что умерший рядом. Поиски: беспокойство, попытки зполнить пространство, фрустрация, отсутствие удовольствия, птерянность, прогулки по магазинам, предельные траты, противостояние сонливости, отчуждение. Тревога: безнадежность, страхи, необычная зависимость. Злоба: боль как несправедливость, зависть, избегание людей, раздражительность и агрессия на все, обида на умершего. Вина: самообвинение, вина, религиозные сомнения, Одиночество: потеря пыта совместной деятельности, отверженность.

От 3 до 9 месяцев Депрессия: потеря, отчаяние, тревога, злоба, угрызения совести, вина, обострение личностных проблем. Апатия: отсутствие воли, агрессии, бесцельность, нерешительность, отказ от помощи, отрицание чувств, игнрирование собственных потребностей, безразличие. Потеря личности: супружеского или социального статуса, потеря сексуального чувства, зависимость или независимость. Смягчение: обретение себя, выполнение работы горя, нахождение смыслов, обретение радости в воспминаниях, празднование годовщин. Стигма: социальная изоляция, потеря друзей, избегание других семей.

От года до двух лет. Принятие: утрата не воспринимается как тяжелая потеря, счастливые воспоминание и разговоры об умершем, освоение новых условий, интерес к работе. Заживание: перестраивание образа жизни, приобретение нового статуса, новые увлечения, интересы, друзья. Продуктивное одиночество, равновесие.

 

16. Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

Суицидальное поведение - помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента. Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства и попытки самоубийства. Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко, третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3%.

По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция оппозиции. У подростков же роль психических расстройств в происхождении суицидального поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер.

И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели".

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д.Д. Федотов и соавтор отмечают, что суицидальные попытки и намерения чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

17. Подход к созданию программы помощи и использованию определенных техник и методов в работе с суицидоопасными ситуациями должен быть индивидуальным. Выбор зависит от знаний, умений, опыта работы, личных характеристик специалиста.

При психотерапевтическом воздействии на этих больных следует сочетать эмоциональную поддержку со стремлением к эмпатическому восприятию и последующей коррекции не всегда осознаваемых психологических установок и фантазий, способствующих реализации суицидального поведения.

Беседа психолога с клиентом, решившимся на суицид, включает четыре этапа.

Содержанием первого этапа является установление эмоционального контакта с клиентом, взаимоотношений сопереживающего партнерства. Предоставление возможности клиенту выговориться с целью вентиляции его чувств.

На втором этапе беседы необходимо с помощью вопросов установить последовательность событий, которые привели к кризису, для того чтобы в сознании клиента сформировалась объективная и последовательная картина психотравмирующей ситуации в ее развитии.

Третий этап посвящен совместной деятельности психолога и клиента по преодолению кризисной ситуации.

На четвертом этапе беседы с клиентом происходит окончательное формулирование плана его деятельности. Психологу необходимо стимулировать клиента на переход от слов к действиям, гарантируя ему активную психологическую поддержку.

Психологическая помощь уцелевшим после суицида Что следует делать: быть понимающим, заботливым, не осуждать;дать возможность еще и еще раз рассказать о печальных событиях; быть внимательным слушателем, не фиксироваться на ошибках;подчеркивать, что они должны чувствовать то, что чувствуют, что это нормальное явление;информировать о группах самопомощи, о литературе; заверить, что вы можете быть полезны.

Чего не следует делать: допускать, что суицид является психическим заболеванием;давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;принимать на себя чувства и просьбы;

делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»; стараться рационализировать бытие.

18. Психологическая поддержка направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

К специализированным способам и средствам психологической поддержки относятся: медикаментозные и аутогенные.

Аутогенные способы психологической поддержки на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и дыхание; расслабление мышц; самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, нервно-мышечная релаксация и др.).

Основными задачами психологической реабилитации являются: выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья и др.

Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.

19. Стресс - реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его внутреннее равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо в соответствии с ее требованиями. И такая перестройка, приспособление к режиму боевой жизнедеятельности, к стресс-факторам войны происходит с каждым ее участником. Это приспособление называется боевым стрессом. В зависимости от разновидности воздействующего на организм фактора боевой обстановки выделяют виды боевого стресса: физиологический и психологический, а последний может пониматься как эмоциональный или информационный.

Причины стресса:

Физиологический стресс: боль; высокая и низкая температура воздуха; шум; вибрация; гипоксия (состояние кислородного голодания); непереносимый запах.

Психологический стресс

Эмоциональный: опасность; гибель товарищей; ранение, травма; участие в насилии, уничтожении врага; высокая ответственность.

Информационный: внезапность; новизна обстановки; недостаток информации; избыток информации.

Боевой стресс - это процесс мобилизации всех имеющихся возможностей организма, иммунной, защитной, нервной, психической систем для преодоления жизнеопасной ситуации. У человека происходит изменение состава крови.

Внешне стресс в боевой обстановке проявляется в учащении пульса, дыхания, температуры тела военнослужащего, покраснении или побледнении кожных покровов, усилении потоотделения, высыхании во рту, треморе (дрожании мышц), изменении внешней активности (количества, частоты и амплитуды движений), учащении мочеиспускания, усилении тревоги и бдительности и др. Все перечисленные симптомы - это нормальные реакции человека на обстоятельства боевой обстановки.

Специфические формы стресса: 1)нетравматический стресс; 2)травматический (боевая психическая травма); 3)посттравматический.

Значительное место в широком диапазоне отрицательных переживаний воина в бою в состоянии стресса занимает страх, который представляет собой эмоцию, возникающую в состоянии угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленную на источник реальной или мнимой опасности. Страх служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет мобилизовать внутренние силы и резервы для ее избегания или преодоления. По содержанию переживание страх проявляется в виде страха смерти, боли, ранения, страха остаться калекой, страха потери боеспособности и уважения сослуживцев и др. Выделяют следующие формы страха: испуг, тревога, боязнь, аффективный страх, индивидуальная и групповая паника.

20. Пережившие плен никогда не рассматривали лагерную жизнь как простой эпизод. Для них пребывание в сибирской глубинке явилось переломным моментом и в осознании себя, и окружающего мира. Авторы мемуаров, рассматривающие событийность через призму собственных ощущений, отражают ряд следующих психологических моментов. Это: 1) путь в Сибирь и связанные с этим эмоции и переживания, 2) прибытие в лагерь («шок поступления»), обостряющий до глубины высшие и низшие чувства личности, ее определенная деперсонализация); 3) процесс адаптации, когда воздействуют на организм экстремальные нагрузки в условиях хронической стрессогенной ситуации, часто граничащие с выживанием в непривычном экологическом, политическом, социкуокультурном, а, следовательно, враждебном пространстве; 4) «синдром выживших», возвращение на родину и социально-психологические проблемы приспособления к мирной жизни (осознание и преодоление последствий пребывания в плену – физических, моральных, психоэмоциональных, профессиональных; психологический стресс от взаимодействия с государственными структурами, родными и близкими; попытка переосмыслить пережитое, а может и извлечь уроки из прошлого; 5) желание, или нежелание рассказать своим современникам и потомкам о самых ярких страницах своей жизни, страх от пережитого и связанные с этим психологические переживания, иногда длинною в целую жизнь.

В условиях являющихся необратимыми, в которых действие завершено, и события невозможно изменить происходило нарушение психической адаптации, отмеченное состояниями: апатии; астенических отрицательных эмоций (тоска, отчаяние, депрессия, безысходность, усталость, горе, подавленность, угнетенность, раздумья, тревога, связанные с невозможностью выхода из ситуации); стенических отрицательных эмоций (гнев, агрессия неприязнь). Подобные состояния характеризовались большой длительностью и продолжались годами. Состояние апатии являлось как бы защитным механизмом психики, феноменом внутреннего приспособления к специфической среде, где все происходящее в ней достигалось сознания лишь в приглушенном виде, где уровень аффективной жизни достаточно снижен. Все ограничивается удовлетворением жизненно важных, наиболее насущных потребностей. Во многом все помыслы сосредоточены на одном: пережить сегодняшний день.

Все вновь прибывшие из советских лагерей на родную землю испытывали необычайные сложности и проблемы обустройства в мирной жизни. Социально-психологическая адаптация «возвращенцев» в условиях кардинально меняющейся послевоенной действительности происходила болезненно и напрямую зависела от тяжести полученного в плену заболевания; личностных качеств человека; его возраста; наличия близких и родных, способных помочь, или просто оказать эмоциональную поддержку. Уже само возвращение, внезапное снятие душевного гнета представляло собой сильнейший психоэмоциональный стресс.

22. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у людей, переживших событие, которое является в высшей степени травмирующим практически для любого человека. Это расстройство может развиться у 50-80 % людей, испытавших такое воздействие. Наиболее часто психологическая травма связана со следующими событиями:

·Войны, оказывающие воздействие как на военных, так и на гражданских лиц;

·Насильственные преступления, связанные с покушением на убийство, убийствами или изнасилованиями;

·Автомобильные катастрофы, кораблекрушения, крушения поездов,авиационные катастрофы;

·Ураганы, землетрясения, наводнения и извержения вулканов;

·Насильственная смерть или самоубийство родственников или близких знакомых;

·Детские травмы, связанные с излишне суровыми наказаниями, сексуальным насилием или со смертью родителей.

При ПТСР наблюдаются следующие клинические симптомы: 1. Немотивированная бдительность. 2. «Взрывная» реакция. 3. Притупленность эмоций. 4. Агрессивность. 5. Нарушения памяти и концентрации внимания. 6. Депрессия. 7. Общая тревожность. 8. Приступы ярости. 9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами. 10. Непрошеные воспоминания. это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. 11. Галлюцинаторные переживания. 12. Бессонница. 13. Мысли о самоубийстве. 14. «Вина выжившего».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.