Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окно Джогарри. Обратная связь в общении с другими людьми. Типы подачи обратной связи




Основная задача человека в общении с другими людьми. Характеристика экзистенциального одиночества.

Роль общения в современном обществе. Основные понятия психологии общения. Условия необходимые для возникновения процесса общения.

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Общение в психологии понимают и как процесс взаимодействия, и как процесс обмена информацией, отношения людей друг к другу, взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимопонимания. Короче, общение – способ существования человека, раскрывающийся во взаимоотношениях субъектов. Это субъект-субъектные отношения. Многообразие этих отношений образуют своеобразную структуру общения. Структура общения представляется множеством функций, которые реализуются людьми во взаимоотношениях друг с другом. В психологии принято выделять несколько таких функций.

1. Коммуникативная функция общения, или коммуникация, состоящая в обмене информацией между людьми;

2. Интерактивная функция – заключающаяся в организации взаимодействия, и обмене действиями;

3. Перцептивная функция – заключающаяся в восприятии партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

Все обозначенные функции проявляются в условиях непосредственного контакта между людьми.

 

Общение как взаимоотношение между субъектами начинается с появления ребенка на свет.

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация (то есть превращена в общественного человека) начинается с общения его с близкими людьми. например, Эльконин Д.Б. общение рассматривает как ведущий вид деятельности в развитии психики человека. Эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в котором он выступает с матерью в качестве субъекта общения. Развитие ребенка зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

В процессе общения ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое самосознание, сознание и мировоззрение.

Наибольшую значимость общение приобретает в системе образования, в обучении и воспитании детей. Общение в системе образования называют педагогическим. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители.

Общение имеет огромное значение в развитии общества. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение в обществе выступает как способ существования индивидов, и как способ развития этих индивидов.

Особенности общения индивидов в обществе изучаются в курсе «социальная психология». Но всегда это субъект-субъектные отношения. Человек как субъект общения имеет свои особенности. При таком общении люди обмениваются знаниями, интересами, чувствами и т.д.

Исследование психологических особенностей общения можно проводить посредством выделения его функций.

1. Обмен информацией. Обмен информацией осуществляется посредством знаковых систем.

Вербальная коммуникация – когда в качестве знаковой системы используется речь невербальная – другие знаковые системы.

Эффективность общения предполагает общий язык, образование, культура. Речь делится на внешнюю – ориентированную на других и внутреннюю – для себя.

Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная – на монологическую (в форме лекций, докладов) и диалогическую (разговор, поддерживаемый собеседниками).

Диалог предполагает уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность точек зрения; ориентацию на понимание и т.д.

В процессе общения встречаются такие виды диалога как фактический – обмен информацией для поддержания диалога (ритуал), информационный – обмен информацией; дискуссионный – столкновение точек зрения на обсуждаемый предмет; исповедальный – обмен чувствами и переживаниями.

В процессе восприятия и понимания большую роль играют установки, приводящие к возникновению эффектов ореола – это заранее сложившиеся представления о человеке, эффект новизны – более новая информация о человеке оказывается наиболее значимой. Эффект стереотипизации – это устойчивый образ явления, которым пользуются в общении как средством сокращения процесса познания человека.

Общение включает в себя такие способы воздействия друг на друга как заражение – это бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействия одного человека на другого.

Подражание – следование в поведении примеру, образцу.

Экзистенциальное одиночество связано, во-первых, с постижением себя как целостной реальности, соотнесения себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, общению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может (его можно лишь на время приглушить), так как причины его лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это переживание не у всех, а лишь у людей определённых профессий, тесно связанных с природой и т.п.

Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в причастности к Богу, мистическому. При её фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм.

В-третьих, у человека может остаться неудовлетворённой сильнейшая потребность в осознании собственной уникальности.

Человек, переживающий самоотчуждение, осознаёт, что развитие одной стороны «Я» сводит на нет, развитие остальных и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в виде стремления к «истинному Я».

 

«Окно Джогарри» (впервые описано Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом. см. Josef Laft and Harry Ingram «Johary Window», 1955) – открытые и закрытые «пространства» личности, личностные характеристики.

«АРЕНА» «СЛЕПОЕ ПЯТНО»
I. Открытое для меня и для других людей II. Закрытое для меня, но открытое для других
«ВИДИМОСТЬ» «НЕИЗВЕСТНОЕ»
III. Открытое для меня, но закрытое для других людей IV. Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям

Обратная связь - это реакция на то, что услышано, прочитано или увидено. Информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.

В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение - кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте. От того, насколько адекватна реакция, развиты умения слушать и обеспечивать обратную связь с отправителем, зависят правильность восприятия и понимания информации, эффективность коммуникации.

Значение обратной связи для процесса коммуникации часто недооценивают. Без обратной связи у отправителя сообщения отсутствует какая-либо возможность узнать, состоялся ли процесс коммуникации.

Сообщения не должны содержать больше информации, чем может воспринять получающий ее человек в определенный промежуток времени. Предпочтительнее осуществление обратной связи в тот момент, когда получатель информации готов к ней.

Необходимо обеспечить:

· объективность (беспристрастность) обратной связи;

· целенаправленность обратной связи;

· своевременность обратной связи.

Обратная связь - это реакция получателя на сообщение источника. Источник может учесть обратную связь при изменении последующих сообщений. Таким образом, обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом.

Обращаясь к описанию техник обратной связи, обратим внимание на различия между оценочной и безоценочной обратной связью.

Оценочная обратная связь - это сообщение своего мнения, точки зрения, позиции, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценки могут быть положительными («здорово это у тебя получается») или отрицательными («ну что за чушь ты несешь»). Позитивная оценочная обратная связь выполняет важную для общения функцию поддержки позиций партнёра и сложившихся отношений. Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения и на изменение позиций, точек зрения, отношений.

Безоценочная обратная связь - вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Мы используем ее, когда хотим больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в действия собеседника. Эти цели достигаются посредством таких приемов, как уточнение, перефразирование, прояснение, эмпатия. Оба вида связи находят своё выражение как в нерефлексивном, так и в активном (рефлексивном) слушании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.