Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая деятельность и финансовая система




Финансовая деятельность государства охватывает широкий круг вопросов. Целью этой деятельности является обеспечение финансовыми ресурсами государства для выполнения стоящих перед ним задач. По материальному содержанию финансовые ресурсы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансовая деятельность государства – это деятельность государства по образованию (мобилизации), распределению и использованию денежных фондов – материальной основы функционирования государства. Данную деятельность осуществляют все государственные органы в пределах своей компетенции. Так, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Национальное собрание (Парламент) обсуждает
и принимает законы по вопросам: бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении.

Органы государственного управления осуществляют финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение подчиненными им подразделениями задач и функций. Кроме органов общей компетенции для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции созданы специальные органы государственного управления: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и др.

В мобилизации государственных денежных средств принимают участие организации, предприятия, учреждения, физические лица путем уплаты налогов, других обязательных и добровольных платежей. К обязательным платежам кроме налогов относятся обязательные отчисления во внебюджетные фонды; страховые взносы по обязательному государственному страхованию и др. Добровольные платежи – это лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц.

При распределении денежных средств государство использует два метода: финансирование и кредитование.

Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств государственным и местным (основанным на коммунальной собственности) организациям.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности как государственным, так и негосударственным организациям. В условиях перехода
к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности – бюджетный кредит и кредитная ссуда.

Финансовая система Республики Беларусь это совокупность взаимосвязанных между собой звеньев (финансовых институтов), через которые государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств. Финансовую систему Республики Беларусь составляют: финансы Республики Беларусь, финансы местного управления, республиканский бюджет, местные бюджеты, республиканские внебюджетные фонды, местные внебюджетные фонды, финансы субъектов хозяйствования, государственный и банковский кредиты, страхование.

Финансы Республики Беларусь – это совокупность денежных средств, право формирования, распределения и использования которых принадлежит республиканским органам государственной власти и государственного управления. Они включают в себя республиканский бюджет, республиканские внебюджетные фонды, другие денежные фонды, создаваемые по решениям Парламента, Президента и Правительства.

Финансы местного управления– это совокупность денежных средств, создаваемых по решению органов местного управления и используемых на цели развития региона. Они включают в себя соответствующие местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Для обеспечения задач и функций, стоящих перед государством, образуется основной фонд денежных средств – бюджет. Бюджетная система обеспечивает реальными денежными средствами органы государственной представительной и исполнительной власти на всех уровнях. Из расходной части бюджета осуществляется финансирование народного хозяйства,
социально-культурных, экологических и других программ.

Отдельным элементом финансовой системы Республики Беларусь выступают внебюджетные фонды. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых по целевому назначению – для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту (пенсионный фонд), социальное обеспечение по болезни, инвалидности (фонд социальной защиты населения) и другие фонды. Формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с Положениями о фондах, утвержденными Советом Министров и соответствующими Советами депутатов.

Финансы субъектов хозяйствования как звено финансовой системы – это денежные фонды, создаваемые на предприятиях для обеспечения непрерывности производства и удовлетворения некоторых социальных потребностей членов трудового коллектива.

Государственный кредит в качестве элемента финансовой системы представляет собой деятельность государства по получению в кредит,
т. е. взаймы, средств от юридических и физических лиц
. Он широко применяется при дефиците бюджета и осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг
и денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит – это также и внешние займы государства. В данном случае Республика Беларусь выступает заемщиком, а кредиторами – другие государства, иностранные юридические и физические лица (нерезиденты Республики Беларусь).

Банковский кредит – это сложная многосторонняя деятельность, направленная на мобилизацию денежных средств, где вся банковская система (Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки) использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности.

Система кредитных учреждений возглавляется Национальным банком Республики Беларусь, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.

Страхование как элемент финансовой системы представляет собой совокупность отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов путем формирования за счет страховых взносов, уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев (стихийных бедствий, эпидемий, других несчастных случаев).

 

 

35. Правовые основы природопользования
и охраны окружающей среды

 

Экологическое право как отрасль системы права Республики Беларусь представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по следующим вопросам: охраны окружающей среды, рационального использования отдельных природных ресурсов, удовлетворения потребностей и соблюдения экологических прав природопользователей, защиты экологических прав физических и юридических лиц, сотрудничества между государствами, международными организациями по охране окружающей среды
от вредных воздействий в интересах всего человечества
.

Систему источников экологического права составляют: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс
о недрах, Закон «Об охране и использовании животного мира», а также специальные законодательные акты, которые регулируют экологические отношения, международные договоры Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды.

Конституция Республики Беларусь, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников экологического права. Согласно Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства (ст. 13 Конституции Республики Беларусь). Вменяя в обязанность каждому, проживающему на территории Республики Беларусь, охрану природы, бережное отношение к природным богатствам, Конституция одновременно провозглашает право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46 Конституции).

Право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир является исключительным и неотчуждаемым. Это означает, что никто, кроме Республики Беларусь, не может быть собственником перечисленных природных объектов и распоряжаться ими.

В связи с ограниченным характером частной собственности на природные объекты основной формой использования природных ресурсов является передача их в постоянное или временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Цели, порядок и условия такого пользования определены для каждого природного объекта и регулируются отраслевым экологическим законодательством – земельным, водным, лесным и др.

В зависимости от использования того или иного природного ресурса различают следующие виды природопользования: землепользование, пользование недрами, водопользование, лесопользование, пользование животным миром, пользование ресурсами атмосферы. Эти виды природопользования, урегулированные нормами права, составляют право природопользования, которое выражается в установленном правовыми нормами порядке потребления и использования природных ресурсов с целью извлечения их полезных свойств.

Перечень основных видов права природопользования дается в специальном экологическом законодательстве – Кодексе Республики Беларусь о земле, Кодексе о недрах, Водном кодексе, Лесном кодексе, Законах Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха».

Право природопользования может быть общим и специальным. Право общего пользования природными ресурсами предоставляется гражданам для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих природных ресурсов за отдельными лицами и без соответствующих разрешений. Природные ресурсы в порядке специального использования предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то государственными органами. Основным принципом права природопользования является целевое использование природных ресурсов, т. е. использование их в соответствии с той целью, для которой они предоставлены или которая указана в законодательстве.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.