Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия позитивизма Огюста Конта




Вопрос 22. Позитивизм. Огюст Конт.

ПОЗИТИВИЗМ — направление в философии XIX — первой половины XX вв. Возник во Франции в 30-е гг. Своими идейными корнями восходит к Д'Аламберу, Кондильяку, Тюрго и Кондорсэ, его теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном, а непосредственная разработка и пропаганда позитивистских концепций была осуществлена О. Контом, которого принято считать основоположником позитивизма. «Позитивная философия» Конта нашла во Франции многих сторонников (П. Лафитт, Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, Ж.Э.Ренан, И.Тэн и др.). Влияние позитивизма вышло за пределы Франции и затронуло Италию (Р. Ардиго и др.), Россию (В. Лесевич, Н. К. Михайловский, М. М. Троицкий и др.), Германию (Э.Лаас, Е.Дюринг). В Англии, где почва для позитивизма была подготовлена утилитаризмом, уже в 40-е гг. с идеями, созвучными Конту, выступил Д. С. Милль, а позднее — Г. Спенсер. Еще более активно в поддержку контовского позитивизма выступили Р. Конгрив, Дж. Льюис, У. Клиффорд и др., основавшие в 1867 г. Лондонское позитивистское общество. Хотя позитивизм никогда не представлял собой единой школы, его многочисленных сторонников в разных странах всегда объединяла некоторая общая платформа. Во-первых, неприятие «метафизики» (спекулятивной философии), традиционных вопросов философии о бытии, о сущем, о свободе и т. п., признание бессмысленными философских споров, стремление подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Во-вторых, сведение философии к науке, подчинение философии задачам научного познания. В-третьих, отождествление познания с наукой. В-четвертых, эмпиризм и феноменализм в гносеологии. История позитивизма насчитывает три «волны». «Первый» позитивизм начал оформляться в 30-х гг. XIX в. Он основан на работах О. Конта. Его последователями были Д. С. Милль и Г. Спенсер. «Второй» позитивизм возникает в 70—90-х гг. XIX в. в Австрии и Швейцарии (Р.Авенариус, Э.Мах, Й.Петцольд, Ф.Карстаньен и др.). «Третий» позитивизм (неопозитивизм) возник в 20-е гг. XX в. (Б. Рассел, Р.Карнап, М.Шлик, О.Нейрат, Г. Рейхенбах и др.). К 40-м гг. XX в. позитивистская программа исчерпала себя.

1. Позитивизм — направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (ма­хизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распро­странен и популярен в современную эпоху.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

2. По мнению Конта, философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллек­туальной и технической. Вэтой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального развития;

• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

• теологическая (мировоззрение основано на религии);

• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

• позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

традиционное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Появление первой связано с именами французского философа О. Конта (1798-1857) и англичан Д. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Наконец, третья волна позитивизма - неопозитивизм и постпозитивизм, истоки которого относятся к началу ХХ века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени. Основы неопозитивизма были заложены в трудах Б. Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

С точки зрения позитивистов, задача философии состоит в получении «позитивного», основанного на эмпирическом описании фактов знания. Позитивисты считали, что научной ценностью обладает только такое познание, кот опирается на опыт. Т.о., логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории.

Всех неопозитивистов объединяют след положения:

1. негативное отношение к метафизике (ложное учение, не имеющего ценности)

2. культ науки (философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка)

3. утверждение эмпиризма (лишь эмпирическое знание является ценным для научного познания)

4. критерий научности знания – верификация (все предложения, кот не были подвержены эмпирической проверке, не имеют значения - бессмысленны)

5. физикализм (язык физики должен стать универсальным языком науки)

На смену философии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Начало постпозитивизма связывают с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия». Этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, кот часто противоречат друг другу. Но можно выделить и общие черты этого направления. В концепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозитивизма. Его представители пытаются разграничить сферы рациональности и псевдонауки. Основатель – Поппер. Рационализм в понимании представителей данного направления – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен боятся никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики. Рационализм включает в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. «Мы не знаем – мы можем только предполагать». В области соц. философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, кот он называл историцизмом. Историцизм видит главную задачу соц. наук в историческом предсказании.

Согласно точке зрения Поппера, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому и нет возможности социального прогнозирования. Он опровергает принцип историзма. Свою соц-фолософскую концепцию в наиб полном виде Поппер Сам "термин "позитивизм" происходит от лат. positivus - положительный. Современный позитивизм или неопозитивизм представляет собой третью разновидность, а точнее - третью волну позитивизма.

Современная философия науки начинается с Венского кружка философов, участники кот выпустили манифест «научное мировоззрение». Изложили основополагающие черты неопозитивистской философии. По мнению неопозитивистов, предметом философии д б язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки. Они рассматривали метафизику как учение, лишенное смысла с позиций логических норм языка. Философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка.

На смену философии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Начало постпозитивизма связывают с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия». Этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, кот часто противоречат друг другу. Но можно выделить и общие черты этого направления. В концепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозитивизма. Его представители пытаются разграничить сферы рациональности и псевдонауки. Основатель – Поппер. Рационализм в понимании представителей данного направления – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен боятся никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики. Рационализм включает в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. «Мы не знаем – мы можем только предполагать». В области соц. философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, кот он называл историцизмом. Историцизм видит главную задачу соц. наук в историческом предсказании.

Согласно точке зрения Поппера, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому и нет возможности социального прогнозирования. Он опровергает принцип историзма. Свою соц-фолософскую концепцию в наиб полном виде Поппер изложил в работе «Открытое общество и его враги», кот включает рассмотрение двух противоположных типов обществ: открытого и закрытого. Под открытым обществом автор имеет ввиду общество демократического вида, характеризующееся плюрализмом в экономике, политике, культуре. Типично рационально-критическое мышление, соответствующая установка поведения, возможность сознательно управлять соц. развитием и формировать гос. институты в соответствии с демократ принципами. К закрытым обществам относит общества докапиталистические и социалистические. Для них характерны неизменность соц. форм функционирования, тоталитаризм, идейный догматизм и соц. демагогия.

В разработку постпозитивистской теории внес свой вклад Кун. Особенность развития науки по Куну состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определеннные исторические периоды способа деятельности научного сообщества. Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Смен одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. изложил в работе «Открытое общество и его враги», кот включает рассмотрение двух противоположных типов обществ: открытого и закрытого. Под открытым обществом автор имеет ввиду общество демократического вида, характеризующееся плюрализмом в экономике, политике, культуре. Типично рационально-критическое мышление, соответствующая установка поведения, возможность сознательно управлять соц. развитием и формировать гос. институты в соответствии с демократ принципами. К закрытым обществам относит общества докапиталистические и социалистические. Для них характерны неизменность соц. форм функционирования, тоталитаризм, идейный догматизм и соц. демагогия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.