Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничений во внешней торговле




Государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других

Национальным компаниям в их Проникновении на внешние рынки. Либерализм — это

Политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия

Государственное и надгосударственное регулирование международной торговли.

Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри

страны, в частности, для присвоения национальными компаниями и ТНК максимальной

прибыли. В процессе реализации данной цели наблюдается противоречивое сочетание

протекционизма и либерализации. Протекционизм — это государственная

Протекционизм осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов на

товары, которые ввозятся из-за границы; введения тарифных ограничений, к

которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение

экспорта, лицензирование) и валютные ограничения (регламентация операций

резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями,

усложнение таможенной процедуры), а также через установление повышенных

требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на

внутреннем рынке и др.

Несмотря на постепенное снижение таможенных тарифов в последние 4-5

десятилетий, развитыми странами использовалось около 800 видов различных

нетарифных барьеров, с помощью которых сдерживалось до 50 % импорта товаров.

Характерной чертой протекционистской политики в современных условиях является

утверждение коллективного и селективного протекционизма, который проводится

странами-членами интеграционных группировок по отношению к третьим странам. В

наибольшей степени такой протекционизм свойствен для стран ЕС.

С другой стороны, слаборазвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки

создали около 15 замкнутых экономических группировок, в пределах которых

осуществляется либерализация торговли, а по отношению к третьим странам

предпринимаются различные протекционистские меры. К ним относятся таможенные

тарифы, лицензирование и квотирование импорта, валютные ограничения. Так,

средний уровень таможенных тарифов многих слаборазвитых стран составлял в

конце 80-х гг. около 35 %.

К нетарифным ограничениям относятся,' во-первых, меры, направленные на

непосредственное ограничение импорта (его лицензирование и квотирование,

введение.антидемпинговых и компенсационных налогов, импортные депозиты,

компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и др.); во-вторых,

меры, которые непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли

(таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и

ветеринарные нормы, экологические стандарты и нормы, требования к

маркированию товаров, их упаковке и т. п.); в-третьих, меры, действие которых

приводит к ограничению импорта или стимулированию экспорта. В последние годы

проявляются тенденции к замене таможенных тарифов такими мерами нетарифного

протекционизма, как установление количественных ограничений, технических

стандартов и условий, экологических норм и др.

Эти меры дополняются изменением программ государственного стимулирования

экспорта. Важнейшие средства подобного стимулирования — государственное

кредитование экспорта, смешанное кредитование (соединение государственного и

негосударственного, рефинансирование части экспортных кредитов,

предоставляемых коммерческими банками и др.), государственное страхование

экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта. При этом на

смену традиционным формам такого стимулирования приходят более гибкие,

ориентированные, в первую очередь, на избирательное стимулирование отдельных

важных видов продукции, в частности, тех, которые определяют развитие НТР,

базовых отраслей промышленности. Так, экспортное кредитование в развитых

странах мира охватывает до 20 % всего объема экспорта этих стран. Характерно

и то, что стимулирование носит косвенный характер и осуществляется в форме

финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок,

ускоренной амортизации и др.

В то же время развитые страны мира активно используют прямое субсидирование

экспорта сельскохозяйственной продукции. Ими постепенно расширяется практика

страхования кредитов (от политических, военных рисков), продление сроков

такого страхования, улучшение условий выплаты страховых сумм.

Государственное страхование экспорта осуществляется также путем

предоставления значительной помощи в организации международных выставок,

поддержки государственных представительств за границей, занимающихся

исследованием иностранных рынков, рекламой отечественных товаров.

Государственное регулирование международной торговли дополняется

негосударственным — со стороны международных организаций и, прежде всего, —

ВТД, а ранее ГАТТ. Эта организация была создана в Женеве в 1947 г.

Первоначально полноправными членами этой организации были 23 страны, а в 1998

г. в ее состав входили уже 129 стран, на долю которых приходилось более 90 %

мирового товарооборота. 25 стран в настоящее время ведут переговоры о

вступлении в данную организацию. Основной вид деятельности ВТД — проведение

странами-участниками многосторонних торговых переговоров, которые могут

длиться не один год, поэтому их называют «раунды». За время существования

этой организации было проведено восемь раундов.

Результатом семи раундов явилось снижение средней величины таможенного сбора

до 4,7 % для развитых стран мира и 7,1 % для слаборазвитых. Последним сделаны

уступки по.отдельным сельскохозяйственным товарам (которые не производятся в

развитых странах мира). Было дано новое определение сущности демпинга (им

стала считаться продажа товара ниже внутренней цены) и установлено, что за

продажу товара по заниженным ценам штраф не должен превышать разницы между

внутренней и демпинговой ценой. Аналогичный подход положен в основу

субсидирования государством экспорта. Важным результатом переговоров стало

создание свободной зоны торговли авиатехникой, решение о мерах нетарифного

протекционизма (лицензий, государственных заказов, субсидий), в частности,

запрещены все субсидии, кроме торговли сельскохозяйственной продукцией,

лесного хозяйства и рыболовства.

На восьмом Уругвайском раунде снижены примерно на 1/3 таможенные тарифы на

некоторые товары (а к 1998 г. — на 40 %), ликвидированы пошлины на некоторые

товары (строительное и сельскохозяйственное оборудование, фармацевтические

товары и др.); признаны законными субсидии, связанные с охраной окружающей

среды; введены минимальные количественные параметры (1 % от общей стоимости

товара), ниже которых субсидирование считается законным; рассмотрены торговые

аспекты права на интеллектуальную собственность и регулирование торговли

услугами.

Основная задача новой международной организации — ВТД (сохраняющей все

положения ГАТТ) — обеспечение полной свободы торговли путем «увязок», то есть

предоставления возможности проводить определенные формы протекционистской

политики (например, повышение таможенных тарифов) с одновременной

либерализацией импорта других товаров. Создание ВТД предусматривает вхождение

в нее ГАТТ, а также Генерального соглашения по торговле услугами и соглашения

по торговым проблемам права на интеллектуальную собственность. При этом ВТД,

будучи выведенной из сферы действия ООН, стала независимой организацией,

получившей статус юридического лица, схожей с МВФ, некоторыми другими

международными экономическими организациями. Она контролирует выполнение

принятых на себя странами-участницами обязательств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.