Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бернард Меретин. Собор св. Юра во Львове




В Троицкой надвратной церкви росписи представляют собой в основном ряд сравнительно небольших по размерам композиций. Росписи примечательны своим мажорным, радостным колоритом. Большую роль играет пейзаж, часто декоративного характера, привносящий в традиционную религиозную композицию светские элементы, непосредственно связанные с реальной жизнью.

Наряду с церковными монументальными росписями были распространены и настенные росписи дидактически-морализирующего характера - в Киевской Академии, Переяславской семинарии. В них сочетались символические, бытовые и иногда сатирические мотивы, охватывающие самую разнообразную тематику, от античных легенд до непритязательных бытовых сценок.

На западно-украинских землях монументальные росписи выступают в двух видах, - как росписи деревянных церквей и как росписи магнатских палаццо и многочисленных галицких, волынских и подольских костелов.

Росписи деревянных церквей Галиции, Закарпатья создавались мастерами, не имевшими профессиональной выучки, и потому они весьма близки к народному искусству. Художественные приемы здесь лаконичны и вместе с тем выразительны. Главное место занимают сцены из Апокалипсиса и страшного суда, житийные циклы Марии Египетской, Иоанна Крестителя и т.д. Церковный материал, прочно вошедший в народный фольклор, изобилует чертами непосредственной народности как в типаже, так и в самом понимании изображаемого; иногда встречаются и исторические композиции.

В монументальной живописи костелов и магнатских резиденций Западной Украины, нередко выполненной приезжими мастерами, преобладают формы западноевропейского барокко. Обилие архитектурных мотивов, различные перспективные Элементы, размещение фигур и групп в сложнейших ракурсах, - все это способствует впечатлению иллюзорного расширения внутреннего пространства. Лучшими образцами являются росписи, выполненные Станиславом Строинским во Львове и в других городах Галиции.

Значительное место в развитии украинской живописи заняло творчество анонимного мастера Сорочинского (ок.1734) и Березнянского (ок.1761) иконостасов. Наиболее замечательны иконы пророка Даниила и мученицы Ульяны (Спасо-Преображенская церковь, Сорочинцы), в основе образов которых лежат портретные изображения гетмана Данилы Апостола и его жены Ульяны, икона с изображением богоматери, а также икона "Моление" в Березне. Эти образы, проникнутые радостной полнотой земного бытия, в сочетании с золотыми и серебряными фонами и пышной резьбой иконостасов создают богатый и праздничный художественный ансамбль. Над живописью того же березнянского иконостаса работал и другой, тоже анонимный художник. В его помещенных в цоколе этого иконостаса композициях, например "Грехопадении", налицо строгая общая тональность, хорошее Знание анатомии. В подобных композициях укрепляющиеся реалистические тенденции сочетаются с влиянием искусства рококо. Интересными памятниками этого плана являются живопись в церкви села Межиречья Сумской области, настенные композиции соборной церкви Троицкого монастыря в Чернигове (1770-е гг.).

В 18 в. продолжается процесс нарастания черт реализма в рамках традиционного типа старого украинского портрета. Его основные художественные черты определялись во многом репрезентативной функцией в показе особы представителя светской или духовной знати, в раскрытии его высокого общественного положения и выражались в неподвижной, величавой позе и разных атрибутах - гербах, оружии, прославительных надписях - эпитафиях. Отсюда сочетание монументальности образа с декоративностью решения. Однако при этом в лучших портретах, несмотря на традиционную схему, достигается и острая индивидуальная характеристика - портрет атамана Даниила Ефремовича (1752; Киев, Музей украинского искусства). К концу 18 в. углубляется выявление внутреннего состояния человека - портрет Д.И. Долгорукого (1769; Киев, Музей украинского искусства), написанный художником Самуилом, а также портреты запорожцев, братьев Василия и Якова Шияновых (1784).

искусство культура украина киев

В 18 в. развивается гравюра, видную роль в которой играют киевские граверы Иван-Иннокентий Щирский, Александр-Антоний и Леонтий Тарасовичи, авторы замечательных гравюр, в том числе панегирических (то есть восхвалительного типа), а также портретов. Выдающимся гравером был отец Д.Г. Левицкого Григорий Левицкий-Нос (1697-1769), иллюстрировавший "Философию" Аристотеля (1741). Левицкий-Нос занимался также живописью.

Украинская скульптура в первой половине 18 столетия развивается в основном на западе, где главную роль играет львовская школа, к которой принадлежали такие мастера, как И. Пинзель, Я. Оброцкий и другие. Крупнейшие произведения этой школы - скульптуры фасада собора св. Юра (вторая половина 18 в.) и скульптуры интерьера доминиканского костела во Львове (середина 18 в.). Несмотря на отличающие их типичные черты искусства позднего барокко, осложненного рокайльными влияниями, они лишены присущей этому направлению жеманной манерности и проникнуты чертами искреннего драматизма.

В центральной и восточной Украине скульптура начинает развиваться только во второй половине 18 в. Барочная по манере исполнения церковная скульптура, однако, лишена мистической экзальтации. Она близка к народной скульптуре, бытовавшей в то время на Украине. Таковы, например, фигуры иконостаса церкви Покрова в Ромнах. К лучшим произведениям скульптуры начала 18 в. относилась группа "Самсон, разрывающий пасть льву", созданная мастером Дэдом и установленная в Киеве.

В последней трети 18 в. на Украине, как и в России, в связи с дальнейшим укреплением мощи государства происходит возникновение новых городов, увеличивается светское строительство. На Украине развивается классицизм. Создаются проекты новой планировки Одессы, Екатеринослава, Николаева и др. Формы классицизма в архитектуре особенно интенсивно развивались в эту эпоху в связи со строительством многочисленных дворцово-усадебных ансамблей и садово-парковых комплексов. В их сооружении участвовали такие выдающиеся русские зодчие как Баженов, Казаков, Деламот, Камерон, Старов и другие. Многие украинские архитекторы были их учениками. Крупнейшие произведения этого времени - дворец Разумовского в Батурине, построенный Камероном, дворец Потемкина в Екатеринославе (архитектор Старов).

Размещено на Allbest.ru




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.