Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод социометрии (предмет исследования, процедура проведения, обработка и интерпретация полученных данных)




СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — общество и греч. metreo измеряю) - — метод стандартизированных испытаний с целью измерения межличностных отношений в малых группах. С, являясь одной из форм группового опроса, позволяет диагностировать и прогнозировать изменения в структуре взаимоотношений личности в коллективе, дает возможность количественного подхода к изучению явлений межличностного общения. Сущность социометрического подхода состоит в том, что при помощи субъективных оценок деятельности других члейов коллектива или выборов по каким-либо признакам определяется как облик отдельных личностей в коллективе, так и облик всего коллектива. Наиболее распространенными являются два основных варианта социометрического опроса: 1) метод выборов— каждый человек выбирает другого человека для какой-либо совместной деятельности, основываясь на симпатиях или антипатиях к этому человеку; 2) метод оценки — каждый человек оценивает или характеризует других членов группы. Оба этих метода позволяют исследовать неофициальную структуру группы. Они позволяют получить структуру взаимоотношений в группе на момент исследования: раскрыть имеющиеся группировки, определить степень авторитетности всех членов группы, выявить лиц, вносящих в сферу общения элементы раздора, вражды, и т. д. Выявление этих вопросов позволяет определенным образом строить воспитательную работу с целью повышения эффективности группы, однако эту работу нужно проводить весьма деликатно и осторожно; в противном случае можно получить отрицательный эффект. Результаты социометрического опроса заносятся в специальную таблицу — социоматрицу и обрабатываются с применением специальных математических методов, на основании чего строится графическое изображение взаимоотношений в группе— социограмма. В инженерной психологии метод С. в сочетании с другими методами (гомеостат, кибернометр и др.) применяется для изучения взаимоотношений в операторских группах (расчетах, экипажах, бригадах), в частности для определения типа коммуникативного поведения отдельных операторов, анализа психологической совместимости группы и пр.

16. Основные психометрические требования: валидность, надежность, стандартизированность.

Надежность теста. Анализ ошибок измерения при изучении вопросов разработки и использования тестов играет важную роль. Результаты тестирования, впрочем, как и любого другого измерения, всегда содержат ошибки. Другое дело, что они могут быть разными: ничтожно малыми, не влияющими на результат, или же существенными, ставящими результат тестирования под сомнение. Игнорирование ошибок тестирования может не только привести к бессмысленным временным и трудовым затратам, но стать причиной педагогических ошибок. Последствия их могут быть особенно трагичны.

Как и при любом измерении, при тестировании возникают три основных класса ошибок: промахи, систематические и случайные ошибки*. Промахи являются следствием грубых нарушений процедуры тестирования. Они могут быть выявлены и устранены путем отбрасывания резко отклоняющихся значений. Систематические ошибки измерения остаются постоянными или закономерно меняются от измерения к измерению. Они могут быть предсказаны, а в некоторых случаях и устранены заранее. Случайные ошибки обусловлены неточностью измерения.

Тестирование дает так называемый измеренный результат. Объективное наличие ошибок при тестировании ставит основную проблему тестирования: как по измеренным результатам определить истинные результаты.

Различают два вида таких результатов: специфические и обобщенные.

Под специфическим истинным результатом измерения понимают результат конкретного теста. Характеристикой специфической истинности результатов тестирования является надежность теста.

^ Надежность теста есть постоянство, устойчивость (стабильность) результатов, получаемых с его помощью. Надежность характеризует соотношение наблюдаемого результата и его действительной величины. Чем больше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения.

^ Валидность теста. Обобщенный истинный результат характеризует действительный уровень скрытых, ненаблюдаемых качеств. Такое качество невозможно измерить с помощью одного теста. Для этой цели используется батарея тестов, каждый из которых измеряет лишь часть исследуемого качества. Условно взаимосвязь между скрытым качеством и тестами для его измерения можно показать следующим образом (рис. 22).

Для характеристики способности теста измерять действительный уровень психического свойства используют понятие «валидность».

^ Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то качество, для оценки которого предназначен. Не обладающие валидностью, то есть инвалидные, тесты не пригодны для практического использования.

Проблема валидности возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего качества личности и методом его измерения.

Стандартизированность теста. Стандартизация теста представляет собой линейное или нелинейное преобразование исходных тестовых оценок. Смысл таких преобразований заключается в изменении характера их распределения с целью облегчения понимания и интерпретации результатов.

Стандартизация психодиагностических тестов основана на так называемой аксиоме нормальности, то есть опирается на предположение о том, что все психические характеристики распределены по нормальному закону Гаусса*.

Предположение о нормальности распределения результатов тестирования является определенной идеализацией. На практике многие тесты дают результаты с распределением, отличающимся от нормального.

Стандартизированность тестов определяет идентичность условий, в которых они применяются: ситуаций, инструкций испытуемым, способов вычисления, интерпретации получаемых показателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.