Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надсознательное




Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Сознательные и неосознаваемые процессы.

Вторым, столь же специфически человеческим психическим проявлением, как и сознание, является бессознантельное. Оно детерминировано общественными условиями содержания и выступает как частичное, недостаточно адекватное отражение мира.

Бессознательное – это форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней человеком не рефлексируется, т.е. не осознается.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, неосознаваемые образы восприятия, проявляющиеся в чувстве знакомости, б ессознательная память, б ессознательное мышление.

Классификация неосознаваемых механизмов нашей психики.

А) неосознаваемые автоматизмы. Это стереотипы автоматизированного поведения, которые практически никогда не осознаются, такие как ходьба или письмо у взрослого человека. Эти автоматизмы иногда называют образно «свободная голова». Их делят на:

- первичные – это ходьба, моргание,

- вторичные – это навыки, например, положение рук на фортопиано, поза танцора или спортсмена и т.д.,

- автоматизмы восприятия.

Б) неосознаваемая установка. Изучалась в грузинской школе. Ее родоначальник Д.Н.Узнадзе, который представляет установку как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий в определенном направлении (т.е. действовать и реагировать определенным образом), что является основой его целесообразной избирательной активности. Он исследовал это с помощью шаров разного размера и веса.

В) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Это такие действия, которые не несут реализационной нагрузки, но они хорошо сопровождают. Пример: язык у первоклассника, когда он старательно выводит первые в своей жизни буквы. Эти действия могут служить индикаторами психического состояния, особенно эмоционального.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

А) предсознание. Это та информация, те латентные знания, которые в любую минуту могут быть актуализированны. Пример: как зовут вашу соседку? Какой номер троллейбуса, на котором вы приехали и т.д.

Б) собственно бесознательное. Это неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые желаемым будущим. Эту сферу бессознательного как раз исследовал З.Фрейд.

Это такой уровень психической активности личности, который возникает при решении творческих задач, высший этап творческого процесса.

Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К.С.Станиславским, обозначавшим его термином «сверхсознание». В дальнейшем П.В.Симонов интерпретировал его как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, чье соответствие действительности устанавливается вторично.

Кроме творчества сюда можно отнести переживание большого горя, которое обтекает человека, и выйти из него невозможно. Далее: любые большие жизненные события. Они переворачивают нашу жизнь, но почему – неизвестно. Причем одно и то же событие одному человеку перевернет жизнь, а другому нет. Еще один пример – личностные кризисы. Потому-то человеку и трудно помочь в этот момент, поскольку мы не знаем всей системы его ценностей и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.