КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика непосредственного (контактного) общения
Понятие общения. Средства и содержание общения. Общение - это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения. Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения): 1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения. 2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения. 3. Восприятие и понимание людьми друг другом - перцептивная сторона общения. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Общение - сложный и многогранный процесс. Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал. Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения (Ломов): 1. Информационно-коммуникативная функция. 2. Регуляционно-коммуникативная функция. 3. Аффективно-коммуникативная функция. Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения. Перечень этих функций можно расширить. 4. Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности. Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека: ● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе); ● потребность в привязанностях; ● в значимости или самоутверждении; ● в социальных ориентирах и объекте подражания; ● в самосознании, в самооценке.
Так уж сложилось, что жизнь каждого человека - это сплошное общение и практически нет моментов, когда он находится наедине с самим собой - вне общения. Есть многочисленные виды общения в психологии, которые классифицируют по целям, функциям, содержанию, видам, средствам и формам. Специалисты выделяют такие его виды в социальной психологии как: - непосредственное общение, которое исторически является начальной формой общения одних людей с другими. Осуществляется оно с помощью - голосовых связок, головы, рук и т. д.. Именно непосредственное общение, впоследствии - на последующих этапах развития цивилизации и стало основой для возникновения различных видов и форм иного общения, ведь оно играет ключевую роль в психологии общения с мужчинами и женщинами - противоположным полом; - прямое общение - наиболее распространенная форма общения - контакт непосредственно «лицом к лицу», в котором вся информация передается непосредственно от собеседника к собеседнику, следуя принципу: «я - тебе, а ты - мне». Психология общения с девушками, парнями, мужчинами и т.д., может быть в форме косвенного общения, которое предполагает участие «посредника» непосредственно в самом процессе общения, именно с использованием которого и передается необходимая информация; - многочисленные контакты и связи в обществе, между совершенно незнакомыми людьми и общение с использованием: радио, телевидения, газет и журналов - средств массовой информации называется массовым общением; - с контактами людей в парах либо группах связано межличностное общение, которое подразумевает знание, восприятие и понимание индивидуальных особенностей партнера, как впрочем, и его понимания и сопереживания; Кроме того, виды общения в психологии делят на 3 типа межличностного общения: диалогическое, манипулятивное и императивное: 1 - диалогическое общение, которое выступает своего рода альтернативной манипулятивному и императивному, основано которое на полном равноправии партнеров, позволяя перейти от фиксированной непосредственно на своей личности установки к установке на реального партнера либо собеседника по общению; 2 - манипулятивное, основная цель которого заключается в оказании определенного воздействия на партнера, осуществляемое скрытно. Манипулятивное общение не предполагает восприятия партнера как целостной уникальной личности, поскольку партнер воспринимается как носитель определенных, «необходимых» манипулятору качеств и свойств. Хотя, необходимо отметить, что манипулятивное отношение к людям способно нарушить доверительные связи возникшие ранее, построенные на любви, взаимной привязанности, дружбе; 3 - императивное общение, так называемый директивный (авторитарный) способ воздействия на партнера. Основная его цель - подчинение одним партнером другого, а также достижение полного контроля над мыслями и поведением собеседника.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |