КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
Структурность характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. От трусливого человека можно ждать угодливости, конформности, жадности, недоверчивости и осторожности, т.е. всего того, что может быть связано с защитой своей личности. Но это не всегда так. Среди черт характера некоторые выступают как доминирующие, задающую общую направленность развитию всего комплекса проявлений, так и второстепенные, которые могут гармонировать или нет с ними В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами, мировоззрением человека, но некоторые из них могут быть совместимы с определенными моральными принципами, например, честность. Число черт характера превышает 1500 наименований (по словарю Ожегова) и ко всему прочему четкая классификационная схема их отсутствует в психологии. Просто делят на большие группы: 1. Интеллектуальные черты: наблюдательность, рассудительность, гибкость ума и т.д. 2. Эмоциональные черты: уверенность, бодрость, жизнерадостность и т.д. 3. Волевые черты: целеустремленность, решительность, мужественность и т.д. 4. Нравственные черты: честность, правдивость, и т.д. Вариативность черт характера проявляется не только в качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Пример: очень честный и просто честный, очень жизнерадостный и слегка жизнерадостный. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Это проявление нормы на грани патологии. При неблагоприятных обстоятельствах акцентуации характера могут привести к патологическим нарушениям поведения, к психопатии. Классификация типов акцентуаций характера достаточно сложная и у разных авторов неоднозначная. ¨ К.Леонгард. Акцентуированные личности. – Киев, 1981. ¨ А.Е.Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Ленинград, 1983 Акцентуации характера могут проявляться с раннего детства, но, как правило, их проявление усиливается в подростковом возрасте, затем наблюдается их сглаживание. Классификация акцетнтуаций именно подростков предложена А.Е.Личко: 1. Гипертимный тип – подвижные, общительные, шумливые, неусидчивы, недисциплинированны, много конфликтуют со взрослыми, много поверхностных увлечений, переоценивают свои способности, любят прихвастнуть. 2. Циклоидный тип – склонность к апатии, повышенная раздражительность, чаще сидят дома одни, настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодом примерно 2-3 недели (отсюда и название). 3. Лабильный тип – крайне изменчив в настроении по самым ничтожным поводам, чувствителен к отношению к нему окружающих. 4. Астеноневротический тип – повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность. 5. Сензетивный тип – повышенная чувствительность ко всему, не любит компаний, азартных игр, застенчивы, робки при посторонних, послушны, часто возникает чувство неполноценности, но рано формируется чувство долга, разборчивы в дружбе и очень привязчивы в дружбе. 6. Психоастенический тип – в детстве ускоренное интеллектуальное развитие, склонность к рассуждениям, самоанализу, но больше сильны на словах, чем на деле. 7. Шизоидный тип – главное в нем – замкнутость, демонстрирует внешнее безразличие к окружающим людям, плохо понимают состояния других людей, не умеют сочувствовать, фантазёры. 8. Эпитептоидный тип – часто плачут, любят мучить животных, дразнить младших, в компании ведут себя как диктаторы, жестоки, властны, себялюбивы. 9. Истероидный тип – в нем главное – эгоцентризм, склонность к театральности, большая потребность привлекать к себе внимание, выслушивать восторги и похвалы. 10. Неустойчивый тип – склонны к безделью, развлечениям, праздности, отсутствуют серьезные интересы, не думают о своем будущем. 11. Конформный тип – бездумно подчиняются любым авторитетам, к большинству в группе, склонны к консерватизму, их кредо «быть как все». Это яркие приспособленцы. Надо сказать, что примерно половина людей не вписываются ни в один из типов акцентуаций. Близкой к этой является и типология акцентуаций К.Леонгарда. Она основана на стиле общения взрослого человека с окружающими людьми. Похожи и названия акцентуаций, но у Леонгарда их 12.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |