Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективные и объективные показатели успешности групповой работы

Понятие педагогического общения.

Педагогическое общение - профессиональное общение учителя и учащихся на уроке и вне его, направленная на создание оптимального психологического климата.
Ф-ции педагогич общения:
-познание личности уч-ся
-воспитательные воздействия
-обмен информации
-организация деятельности и взаимоотношения детей.
Традиционная классно-урочная деят-ть
-обмен ролями
-ф-ции самопереживания
-ф-ции самоутверждения личности
Структура педагогического общения:
-моделирование предстоящего общения
-организация начала общения
-управление ходом общения
-анализ и коррекция процесса обучения

 

28. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. Принято выделять три основных стиля деятельности:

авторитарный,

демократический,

попустительский.

1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др.
2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия.
3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация.

Три уровня эффективности тренинга:

1) Эмоциональная реакция участников на тренинг измеряется с помощью разного рода «Анкет участника тренинга».

2 ) С убъективнаяоценка результатов обучения включает в себя методики Самооценки, в которых участник тренинга самостоятельно оценивает уровень своих знаний и умений по разным темам тренинга до и после обучения.

3) Объективная оценка результатов обучения. Полученные результаты подтверждают сам факт эффективности профессионального тренинга в качестве метода обучения. Без сравнительного анализа невозможно оценить степень эффективности тренинга по сравнению с другими формами обучения, тем не менее, сам факт формирования определенных знаний и умений по заданным темам подтвержден

16. Телесно-ориентированные игры и упражнения.Телесно-ориентированная психотерапия - это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.Наиболее распространенные виды ТОП-это анализ характера Вильгельма Райха, биоэнергетический подход А. Лоуэна, биосинтез Д. Боаделлы и др. Райх в результате анализа тела как вместилища психических переживаний и проблем человека, ввел понятие мышечного панциря – специфических установок мышечных напряжений в теле человека, связанного с его психологическими проблемами. ТО, в данном подходе исследуется связь между "панцирем" телесных напряжений и "панцирем" характера. Цель психотерапии - разрушение этого панциря и достижение нормального, полноценного функционирования человеческого организма, в результате чего достигается коррекция проблем пациента. Для этих целей Райх использовал различные дыхательные техники, а также работу с сексуальной энергией, которую он называл оргонной энергией. Александр Лоуэн, ученик Райха, развил его учение и создал собственную концепцию, согласно которой в теле человека постоянно циркулируют потоки энергии. Мышечные напряжения, возникающие как следствие эмоциональных проблем (отсутствие контакта со своими эмоциями, отрицание и подавление "нежелательных" эмоций, неспособность к самостоятельности и т. п.), блокируют эти потоки и нарушают нормальную работу организма. Для проработки напряжений он предложил ряд техник, в частности "арку Лоуэна" и работу на "биоэнергетическом стуле". Биосинтез - одно из последних направлений ТОП. В целом, подход опирается на опыт райхианской психотерапии, а также на теорию объектных отношений. Термин "биосинтез" трактуется как "интеграция жизни". Основной целью является интеграция 3 жизненных потоков, связанных с зародышевыми листками, формирующимися в первые недели жизни эмбриона. Используя различные техники, в т. ч. заземление, центрирование, видение, биосинтез пытается достигнуть реинтеграции, что позволяет достичь соматического, психического и духовного здоровья. Следует отметить, что при всем внимании к физическому телу, в ТОП. также велико значение психологической проработки проблем пациента и осознания, связанных с напряжениями в теле психологических проблем (напр., детских травм, различных комплексов и т. п.). Считается, что сочетание традиционных психотерапевтических методов беседы и анализа с телесно-ориентированными методиками дает более полный и стабильный результат проработки проблем пациента. 18.«Основное отношение» в гештальт - терапии, три его компонента.В рамках ГТ работа строится не по схеме или форме, а по критерию «отноше­ния». Задача гештальт - терапевта - выявить необходимое отношение, вызвать его, уси­лить его, научить ему, «Для того, чтобы произошло изменение, не нужно ничего, кроме актуальности, осознанности и ответственно­сти». Три этих компонента составляют «Особое отношение». «Актуальность» предполагает, что человек должен осознать себя живущим «здесь и теперь», а не в прошлом и не в будущем. «Осознанность» предполагает, что человек сознает, что он в данный момент делает и что переживает, в не зависимости от того, как он себя обманывает и кем при­творяется. Настоящее, здесь сейчас, - это собственно терапевтическая ситуация. Пациент проживает свою пробле­му, и ему даже не надо формулировать проблему вербально, поскольку она неизбежена проявится в невербальном поведении. Пациента просят переживать как можно полнее свое дыхание, жесты, чувства, эмоции и голос. «Ответственность» предполагает признание человеком себя тем, кто совер­шает данные поступки, кто отвечает за них. Реакции пациента часто проявляются в форме избегания или встречных вопросов в адрес психотерапевта. Он словно говорит: "Я не несу ответственности за свои установки, все дело в моем неврозе". Часто паци­ент проецирует ответственность на других людей, чаще родителей, или травматиче­ские переживания детства. Психотерапевт требует от пациента изменить формулиров­ку с вопросов на утвердительные предложения, заставляя пациента взять на себя от­ветственность за них. Психотерапевт предлагает пациенту говорить «я» вместо «оно», когда речь идет о частях тела и их действиях. "Главная задача психотерапевта - не ос­тавить без внимания ни одного утверждения или вида поведения, которое не отражает самости и свидетельствует о недостатке у пациента ответственности за себя".   34. Понятие «структурирование времени» в транзактном анализе.Структурирование времени – психофизиологическая потребность человека. Типы структурирования: - уход в себя – отказ от транзакция; - ритуал – социально программируемое использование времени, при которых все придерживается одних и тех же правил, что позволяет имитировать общественную жизнь; - совместная деятельность – рутинный, приносящий материальную выгоду способ организации времени, при котором человек один или совместно с другими трудится, имея при этом возможность не вовлекаться в близкие отношения; - развлечения – социальное зондирование на предмет установления более тесных отношений (дружбы, любви и т.д.), в котором можно не брать на себя ответственность и обязательства, что не приводит к неприятностям; - игра – непрерывный ряд скрытых транзакций, ведущих к тупик или ловушку, результатом чего бывает конфликт и разрушение взаимодействия людей; - интимная близость (любовь) – взаимодействие, которое позволяет Ребенку проявляться в своем светлом, творческом состоянии, т.к. нет скрытых целей и защитных способов организации времени. 37. Принципы «недирективного подхода» Роджерса.Индивид сам способен определить направление своего развития, т.к. у него есть ресурсы. Любая поза или манипуляция (эзотерический или профессиональный язык, диагностическое тестирование) исключаются. Любая техника (напр., психодрама) ставят консультанта в роль эксперта, что принижает клиента. Консультант избегает давать советов и оценочных высказываний, не интерпретирует, не задает исследующих вопросов, не успокаивает, не критикует, не хвалит, не описывает клиента. Консультант подчеркивает, что они с клиентом несет ответственность за результат в равной степени и руководствуется тремя принципами: - не давать советов и не принимать решений за клиента; - не выказывать своего отношения к тому, что клиент подает как прямо значимое для него (не хвалить/не порицать), не определять однозначно, о чем должен говорить клиент и какие он должен раскрывать переживания; - не давать комментариев и интерпретаций. 48.Что означает понятие «жизненного сценария» в транзактном анализе? Сценарий – персональный план жизни, выработанный в качестве стратегии выживания. По Берну, Сценарий проявляется даже в привычных движениях, манерах человека. Решения, определяющие отношение к жизни принимаются в первые 2-3 года жизни, а большая часть сценариев закладывается до 6 лет. Конструктивный сценарий – вера в себя. Деструктивный сценарий – попытка совладать с негативными влияниями. «Драматический треугольник» Стивена Карпмана состоит из сценарных ролей: Преследователя (принижает др. людей, игнорируя способности людей, считая себя выше), Спасителя (считает себя выше людей, игнорируя их способность самостоятельно думать, но предлагает свою помощь) или Жертвы (считает себя ниже др. людей, игнорируя свои способности) Люди реагируют по этим сценариям, кот закладываются родителями исходя из прошлого, а не из реальности. 47. Экспериентальные группы (группы опыта или процессуальные группы). В середине 1960-х гг. Карл Роджерс изобрел Термин группа встреч Он обозначал им группы обретения опыта (экспериентальные). Экспериентальный подход, сосредоточен на методах обучения. В рамках этого подхода разработана внушительная совокупность моделей процесса приобретения опыта. Опыт, получаемый в ходе взаимодействия с окружающим миром, трансформируется в знание о нем, используемое для изменения взаимоотношений с этим миром». Экспериентальный терапевт помещает своего пациента в условия искусственной группы, чтобы помочь преодолеть внутренние запреты, наложенные на выражение чувств, и открыто проявить их по отношению к членам группы. Эти группы прямо или косвенно стремятся достичь какого-то изменения в поведении, установках, ценностях, стиле жизни или самоактуализации; или в отношении человека к другим людям, к окружающей обстановке, к собственному телу. Участников, как правило, не называют <пациентами>, и приобретаемый опыт считается не терапевтическим, а опытом <роста>. Основной акцент делается на здесь-и-теперь. в таких группах ценятся межличностная честность, исследование, конфронтация, повышенная эмоциональная экспрессивность и самораскрытие 17.Начальная стадия в работе группы. Начальная стадия – это время, чтобы осмотреться и сориентироваться в группе, – участники пытаются разобраться в работе группы, уточняют свои ожидания и цели, пробуют найти свое место в группе. В начале работы группы они решают две основные проблемы – как достигнуть своих целей в группе и как завязать отношения и общаться с другими участниками. Участники нередко спрашивают себя и терапевта: "Каким образом все это поможет?" Еще не установившиеся нормы группы, неумение применить полученные на предварительной встрече знания в реальной жизни группы создают неопределенность и вызывают тревогу. Все это отражается в вопросах и сомнениях участников: "Что мы собираемся здесь делать?", "Когда начнется работа?", "Я не знаю, о чем должен говорить?" и др. Хотя речь идет о работе группы, однако никто точно не знает, что можно называть "работой". Ситуацию еще больше может осложнить пассивность терапевта. В группе много говорится о вещах, которые по существу мало кого интересуют, однако создают впечатление "действия", "работы". Поскольку не обсуждаются темы, которые и привели участников в психотерапевтическую группу, общение постоянно пульсирует – все то замолкают, то начинают очень активно говорить, однако каждый о своем. Так "одеяло общения" каждый пытается натянуть на себя, хотя нередко в этих, на первый взгляд, казалось бы, пустых разговорах можно найти темы для дальнейшей работы психотерапевтической группы. На начальной стадии работы группы межличностное общение более формально из-за тревоги и разных опасений участников. Перед участниками постоянно встают вопросы: "Могу ли я говорить здесь о своих проблемах? Достаточно ли безопасно здесь? Могу ли довериться этим людям? Кому я нравлюсь, а кому нет? Примут меня или отвергнут?" и т.д. Поскольку нет определенных ответов на эти вопросы, возникают разные опасения – боязнь показаться глупым, быть слишком открытым, узнать что-либо неприятное о себе, быть отвергнутым, стать объектом нападок и пр. Неопределенность в начале работы группы вызывает негативные чувства участников. Одних раздражает то, что работа группы хаотична, нет ясного направления, что напрасно тратится время, других раздражают много говорящие или молчащие участники, иные скучают, так как абстрактные речи кажутся им неинтересными и бессмысленными. Терапевт в этой ситуации должен побуждать участников открыто выражать все эти чувства, так как в группе может стать нормой выражение только положительных эмоций. Вышеназванные обстоятельства могут подтолкнуть некоторых участников к уходу из группы. Основные аргументы – "эта группа не для меня", "я не подхожу этой группе" или "групповая психотерапия не подходит мне". В таких случаях (а это случается практически в каждой группе) возникшие проблемы следует обсудить в группе или иногда во время индивидуальной встречи терапевта и участника. Большинство участников сознательно или неосознанно ответы на свои вопросы надеются получить от терапевта- Итак, в начале работы группы большинство участников ответственность за ход группового процесса и его контроль склонны возложить на терапевта. 43 Форрмирование тренинговой группы. Алгоритм разработки тренинговой программы.Критерии для формирования групп могут быть разнообразными, например, возрастной признак, социальный статус, клинические характеристики. Общий принцип отбора в группы: добровольность и личная мотивация участников.Самым эффективным критерием для отбора в группу – наличие одинаковой проблемы среди всех участников (это не касается групп с проблемами межличностных отношений). Но смешанная группа больше соответствует обычной жизненной среде. Желательно, чтобы в группе были незнакомые др. другу люди. Алгоритм разработки треннинговой программы:1 Оценка потребности в тренинге 2 Специфика целей тренинга, формулировка целей на языке заказчика.3 Выбор стратегии работы, определение последовательности шагов.4 Выбор методов для работы.5 Проведение тренинга по намеченной программе.6 Обратная связь, оценка эффективности программы тренинга. 42 смысл психотерапии с точки зрения транзактного анализа.ТА – метод групповой психотерапии, теория личности и взаимоотношений людей, основанная Эриком Берном. ТА основан на предположении, что каждый может научиться понимать себя, доверять себе, думать за себя, самостоятельно принимать решения и выражать чувства. Задача ТА помочь человеку обнаружить и восстановить в себе естественное стремление быть здоровым и счастливым, ладить с другими людьми и уважать другие формы жизни.Транзактный анализ осуществляется по четырем направлениям:1. в каждом из нас можно выделить три Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка. Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, мы находимся в эго-состоянии Родителя (Р).Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, мы находимся в эго-состоянии Взрослого (В). Эго-состояние Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» поведение детства.Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, мы находимся в Эго-состоянии Ребенка (Ре).В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из 3-х Эго-состояний.2. анализ транзакций или взаимодействий людей из разных эго-состояний; 3. анализ игр; 4. аналжизненногсценария. 46. Структура и динамика жизненных установок человека в транзактном анализе.Берн описал 4 установки: 1. Я -, Ты +. (благополучие – это то, что есть у других и нет у нас)Это установка родом из раннего детства. Человек чувствует себя во власти других, чувствует огромную потребность в одобрении. Человека часто охватывает состояние печали или тревожности и преследует чувство вины. Уход от проблем. 2. Я -, Ты –(«я не в порядке, вы не в порядке»). У человека возникает ощущение отверженности в детстве, если оно не смягчается на протяжении второго года жизни, В этой ситуации блокируется источник получения одобрения и любви.Люди с такой позицией часто безразличны, безответственны и непунктуальны, им не хватает уважения к себе и выдержки. Иногда люди приходят к такой позиции в результате серьезных жизненных драм и переживаний. 3. Я +, Ты –(«я в порядке, вы – не в порядке). Если ребенок долго не получает одобрения от родителей,у него появляется эта установка,которая является средством спасения для себя,что в итоге приводит к позиции недоверия к другим,подозрительности,постоянный контроль над ситуацией, что приводит к стрессу и психосоматическим заболеваниям 4. Я +, Ты +(«я – в порядке, вы - в порядке»). осознанная и словесно оформленная установка. Люди смотрят на жизнь позитивно. Они верят в себя и других людей. Такие люди стремятся к саморазвитию. Они открыты к идеям окружающих и готовы экспериментировать, поскольку готовы признавать и свои, и чужие ошибки. Жизненные установки изменяются,когда человек чувствует себя уверенным и доброжелательным, находясь в позиции Я+, Ты +, может чувствовать свою подавленность и упадок сил, переместившись в позицию Я-, Ты +. Но, как правило, какая-то позиция особенно характернадля личности и особенно привычна. 49.Проблематика «личностного роста» в теории и практике групповой работы. ЛР – тенденция человека к развитию скрытого в нем потенциала психологических свойств и качеств. Проблематика заключается в отсутствии отчетливого понятия (для каждого направления психологии ЛР трактуется по-своему), часто ЛР просто относят к понятиям самореализации, самоактулизации (но данные понятия не имеют пока точного содержательного наполнения), говоря про гуманистический подход – необходимо заметить, что самоактулизирующиеся люди не совершенны и не свободны от недостатков, невозможно общество из самодостаточных людей. Также по мнению Фрейджера и Фэйдимена существуют 2 противоположные тенденции «западная» (становление цельного существа, развитие самости) и «восточная» (развитие надындивидуального целого). Трансперсональная психология считает недостаточным только ЛР и выдвигает концепцию духовного роста и новых уровней сознания, посредством например «психоделиков» и т.п.  

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпринимательская деятельность | Основные функции маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.