Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и школы в истории менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента




Маркетинга и логистики

Объект и предмет исследования в области

Взаимосвязь логистики и маркетинга

Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспособить производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями сбыта товаров. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела. Во-первых, из-за отсутствия технических возможностей построения таких систем. Во вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед.

Сегодня таким образом уйти вперед нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки. Логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т. е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение товара к потребителю, в нужное место, в нужное время и с минимальными затратами. Сравнение объекта и предмета исследования в области маркетинга и логистики представлены в табл. 1.1.

 

 

Таблица 1.1

Признак Маркетинг Логистика
Объект исследования Рынки и конъюнктура товара, услуг Материальные потоки
Предмет исследования Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг Оптимизация процесса управления материальными потоками
Методы исследования Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам Системный подход к созданию материало- проводящих цепей
Итог, результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки, какие могут быть выгодны Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в нужном количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами

 

Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.

1. Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):

техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул

канизация резины и другие новые промышленные технологии;

инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

формирование общенационального рынка;

возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;

у конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

малонасыщенный рынок;

конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

четкая дифференциация отраслей;

хорошие перспективы экономического роста для компаний;

слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):

насыщение спроса на товары и услуги;

переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;

государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):

новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

1. Школа научного управления - Г.Форд, Ф.Тейлор.
Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда.
Первой фазой методологии данной школы были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Это направление характерно на базе рационализации, типизации и конвейеризации.
Отношение к человеческому фактору.
Для этой школы характерно систематической использование стимулирования работников с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда.
Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Важным является, по мнению теоретиков той же школы, отбор людей, которые по интеллектуальным и физическим качествам соответствовали выполняемой работе. Они также придавали большое значение обучению.

2. Административная школа управления (классическая). - Анри Файоль (1920-1950 гг.)
Цель школы: создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.
Принципы управления Файоля:
а) разделение труда. Целью разделения является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях;
б) полномочия и ответственность. Ответственность нацелена на выполнение, а полномочия дают право отдавать приказ;
в) дисциплина. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
г) единоначалие;
д) подчиненность личных интересов общим;
е) централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между цетролизацией и декзентролизацией в зависимости от конкретных условий;
ж) вознаграждение персонала;
з) порядок;
и) инициатива персонала;
к) корпоративный дух (преданность организации);
л) единство направления.
Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Аналогичные принципы были сформулированы в тот же период Лениным в книге "Очередные задачи советской власти".
Главное отличие Ленинских положений менеджмента - в особом выделении задачи повышения производительности труда как самой важной для повышения благосостояния народа.

3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки (бихевиоризм) (1930-1950 гг.)
Несмотря на развитие школы научного управления и классической школы такой элемент эфективной организации, как человеческий фактор был не полностью осознан. В ответ на это - зародилось движение за человеческие отношения
Представители: Элтон Мейо, А.Маслоу.
Мейо проводя эксперимент обнаружил, что четко разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми часто превосходили усилия руководителей.
Понять причины этого явления исследования А.Маслоу:
1. Физиологические потребности (вознаграждения).
2. Безопасности (охрана труда).
3. Принадлежности (к определенному кругу).
4. Признание (оценка общества).
5. Самореализация (идеи).

4. Современная школа менеджмента.
а) школа науки управления (1950-1990 гг.) базируется на теории принятия решений. Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. По своей сути исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, обеспечивающая понимание ее сложности. После создания модели ее переменным задаются различные количественные значения для того, чтобы уяснить состояние между ними.
Ключевой характеристикой этой школы является замена совестных рассуждений моделями, параметрами и количественными значениями. Это все дает возможность применять ЭВМ к обработке этих данных.
б) процессный подход к менеджменту. Процесс - это определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов, которые чаще всего выступают в виде продуктов и услуг.

Организация
Ресурсы→ Процессы → продукт, услуги

Управление рассматривается как процесс, т.к. работа по достижению цели с помощью других людей - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Управленческие функции также являются процессами.
А.Файоль выделил 5 функций управления:
- планировать;
- организовывать;
- распоряжаться;
- контролировать;
- координировать.
Современная точка зрения позволяет выделить следующие функции в самом общем виде:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
Эти функции определены связующими процессами: коммуникация и принятие решений.
б) системный подход к менеджменту.
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике.
В конце 50-х годов принципы теории систем стали применяться в менеджменте.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации являются системами. Существуют: - закрытая система имеющая жесткие фиксированные границы и действия, не зависимо от среды окружающей системы; открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Модель организации как открытая система: организация имеет входы - поступающие из внешней среды информация - капитал, человеческие ресурсы, материалы. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в свои выходы (продукцию, услуги). Если система управления эффект, то входе в процесса преобразования образуется добавленная стоимость входов. В результате появляется прибыль увеличения доли на рынке, увеличение объема продаж и т.д.

г ) ситуационный подход к менеджменту.
Центральным моментом системного подхода является ситуация т.е.конкретный набор обстоятельств оказывающих влияние на организацию в данное время.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективных.

Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности управления организацией важны для менеджера по следующим мотивам:

– в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре;

– опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран;

– менеджер может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.