Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность менеджмента, критерии эффективности, поиск оптимальных управленческих решений




Осуществление и совершенствование управления организа­цией вызывают необходимость определения эффективности дан­ной деятельности, использования при этом специфических изме­рителей. В связи с этим целесообразно использовать понятие "эф­фективность менеджмента". Актуальность данной проблемы объ­ясняется многими факторами, к числу которых следует отнести:

- рост удельного веса и значимости управленческого тру­да в совокупном результате производственной (коммерческой деятельности);

- рост численности административно-управленческих ра­ботников;

- возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.

Эффективность менеджмента как социально-экономи­ческая категория - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансо­вых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качест­венную и количественную стороны данного процесса.

Очень часто понятие "эффективность" отождествляется с понятием "результативность", что в корне неверно. Результатив­ность - способность добиваться результата. Эффективность - бо­лее емкое, многоаспектное понятие.

Эффективность менеджмента выступает также как некая условность, символ, результат функционирования системы ме­неджмента, к которому необходимо стремиться.

Отправным моментом исследования и проблемы эффек­тивности менеджмента является эффективность общественного производства. Социально-экономическая природа управленче­ской деятельности обусловливает правомерность трактовки эф­фективности менеджмента как формы проявления эффективно­сти общественного производства. Отсюда вытекает единая сущ­ность эффективности производства (коммерции) и менеджмен­та, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественной форме, свойственной определенным социально-экономическим условиям.

При выявлении содержания эффективности менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель - результат - эффективность, т. е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективно­сти - с позиций самого процесса. Сюда следует относить ис­пользование ресурсов производства (коммерции) и менеджмен­та, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т. е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) - результат - эффективность.

Таким образом, между эффективностью производства (коммерции) и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Эффективность производства (ком­мерции) служит и критерием эффективности менеджмента, а по­вышение эффективности менеджмента - один из решающих фак­торов и резервов роста эффективности производства (коммер­ции). Следовательно, более эффективный менеджмент, при про­чих равных условиях, обеспечивает и более высокий уровень эф­фективности производства (коммерции).

Важнейшая задача состоит в том, чтобы результаты произ­водства (коммерции) росли быстрее, чем затраты на них, чтобы, используя сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться большего. Решению этой задачи должны быть подчинены плани­рование, научно-техническая и структурная политика. На эффек­тивность должны работать и методы хозяйствования, политика в области менеджмента.

Эффективность менеджмента выступает категорией теории менеджмента, взаимосвязанной со всеми другими его категория­ми. Исходя из этого отношения эффективности пронизывают все стороны менеджмента.

Эффективность менеджмента - сложная, многогранная ка­тегория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Многогранность эффективности менеджмента обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимо­связь этих понятий, их методологическое единство, можно ут­верждать, что только их совокупность дает полное представление о понятии "эффективность менеджмента", его комплексном ха­рактере.

Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (таблица).

Критерий - это важнейший отличительный признак, характеризующий качест­венные стороны явления, его сущность. Показатель выражает количественную характери­стику явления и позволяет судить о его состоянии и динамике. Основное требование, предъявляемое к системе показателей эф­фективности, состоит в том, что каждый из них должен работать на критерий, выражать вклад оцениваемого им элемента в дина­мику критерия эффективности менеджмента. Критерий и показа­тель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор систе­мы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

Критерии и показатели эффективности менеджмента

Классификационный признак Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности Объект оценки Сфера проявления Уровень управления Динамичность Метод расчета Целевое назначение Метод оценки Комплексность оценки Экономическая, социальная Полная, локальная Внутренняя, внешняя Эффективность управления предприятием, регионом, государством Статическая, динамическая Абсолютная, сравнительная (относитель­ная) Плановая, фактическая, нормативная (по­тенциальная), проектная, условная Ресурсный, затратный Частный, интегральный

Каждый критерий и показатель эффективности менеджмен­та имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке системы управления. Исследование каждого из них со­ставляет специфическую область. Но лишь их совокупность мо­жет дать реальное представление о состоянии (уровне) эффек­тивности менеджмента. Иными словами, совокупность взаимо­связанных и взаимозависимых критериев и показателей эффек­тивности менеджмента можно рассматривать как систему форм и видов эффективности, образующих вместе с сущностью структу­ру этой категории.

Эффективность менеджмента формируется под воздейст­вием ряда факторов, которые можно классифицировать по сле­дующим признакам.

По содержанию различают факторы организационные, эко­номические, социально-психологические, технические, физиоло­гические.

В зависимости от масштаба действия факторы можно под­разделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне ор­ганизаций, на уровне подразделений.

По форме воздействия различают факторы прямого и кос­венного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффек­тивность управленческого труда, вторые - опосредованно.

По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влия­ние которых сказывается на протяжении длительного времени. При этом одни факторы связаны с эффективностью менеджмента прямой зависимостью, другие - обратной.

По степени формализации выделяют количественно изме­римые и количественно неизмеримые факторы.

По характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: со­вершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увели­чение численности управленческого персонала, расширение техни­ческого оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т. д.

Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе в отдельности, а также в сово­купности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менедж­мента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности дол­жен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

Эффективное функционирование системы управления ор­ганизацией предполагает, что каждый ее элемент (организацион­ная структура, кадры, методы и процессы управления, докумен­тооборот и т. д.) отвечает предъявляемым к нему специфическим требованиям. Кроме того, соответствует системе управления в целом, ее целям и задачам, а также тем элементам системы, в не­посредственной зависимости от которых он находится.

Кроме того, существенное и все возрастающее в современ­ных условиях воздействие на эффективность управления органи­зациями, особенно коммерческими, оказывает также состояние их внешней среды. Влияние данного, объективного по отноше­нию к организации, фактора носит как экономический, так и со­циальный характер.

В то же время организация и ее система управления также оказывают определенное влияние на внешнюю среду, в опреде­ленной мере формируя ее. В связи с этим можно выделить внеш­нюю эффективность деятельности организации и эффективность управления ею.

Так, внешнюю эффективность управления коммерческой организацией можно характеризовать обобщающим коэффициен­том качества обслуживания, в котором нашли отражение такие показатели, как устойчивость ассортимента товаров, использова­ние прогрессивных методов продажи товаров, формы обслужи­вания покупателей, затраты времени на ожидание обслуживания, культура обслуживания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.